На данной странице собраны некоторые материалы о жизни и творчестве советского оператора документального кино Ансельма Львовича Богорова (1903—1993)
Блокадный Ленинград.
Человек, падающий замертво у решётки Летнего сада...
Советские солдаты,
водружающие знамя Победы над берлинским Рейхстагом...
Сегодня, наверное, даже мало-мальски грамотный россиянин знает эти кадры советской кинохроники времён Великой Отечественной войны. Но, скорее всего, никто не назовёт их авторов. И в этом заключена большая несправедливость по отношению к тем людям, которые, подобно военным корреспондентам песни Блантера—Симонова, «первыми въезжали в города», которые вели кинолетопись Великой Отечественной войны, которые сохранили для потомков наглядное свидетельство одного из самых значительных и ужасных событий XX века. Одним их них был Ансельм Львович Богоров (1903—1993) — советский оператор документального кино, жизни и творчеству которого посвящены материалы данной страницы.
А. Богоров и создатели фильма «Кинохроникёр»: С. Бирюк, В. Пятинин, А. Фёдоров
Кинооператор Ансельм Львович БОГОРОВ является одним из пионеров советской документальной кинематографии, одним из тех ее деятелей, которые своей творческой работой определили ее создание, рост и развитие.
С 1926 года, в течение 37 лет А. Л. Богоров плодотворно трудится на Ленинградской студии кинохроники.
Благодаря мастерству и самоотверженности А. Л. Богорова во всей своей жизненной достоверности остаются в памяти нашего народа: открытие первенца Ленинского плана ГОЭЛРО — Волховстроя, строительство и пуск Днепрогэса; первый советский блюминг и борьба красно-путиловцев за первый трактор; освоение Заполярья и первый договор на соцсоревнование, и многие другие знаменательные вехи в жизни страны.
А. Л. Богоров — участник и кинолетописец полярных экспедиций ледоколов «Красин» и «Малыгин», подъема ледокола «Садко».
А. Л. Богоров всегда находился на переднем крае труда советских людей, и когда грянула война, он оказался на переднем крае защитников Родины. В составе небольшой группы операторов А. Л. Богоров, в труднейших условиях блокады, находясь на последней ступени истощения, увековечил героическую оборону Ленинграда и был одним из авторов фильма «Ленинград в борьбе». А. Л. Богоров снимал бои за освобождение Советского Заполярья, с первыми частями советских войск пришел в Берлин, снимал освобождение Праги. На фронте, при разрыве снаряда, А. Л. Богоров во время киносъемки был засыпан и тяжело контужен, но не вернулся в тыл, а при первой возможности продолжал съемки.
Десятки и сотни замечательных людей нашей страны живут на экране в кадрах, снятых А. Л. Богоровым: Н. С. Хрущев, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, М. И. Калинин, В. В. Куйбышев, А. М. Горький, И. П. Павлов и др.
В последние годы им создан ряд очерковых сюжетов, получивших высокую оценку зрителей. В их числе кинопортреты новаторов Е. Демина, А. Грицкевич, Героя Социалистического труда В. Карасева, члена-корреспондента Академии Наук СССР Н. Ковалева и других.
Более 1700 сюжетов и несколько десятков кинофильмов снял за 37 лет оператор Богоров. Этот большой и ценный вклад в искусство советского документального кинематографа сам по себе говорит о творческом лице А. Л. Богорова как киножурналиста широкого плана.
Основной чертой А. Л. Богорова является глубокая партийность и подлинно современное звучание его работ.
А. Л. Богоров внимательно и чутко относится к людям, постоянно передает творческой молодежи свой богатый и разносторонний профессиональный опыт. Он воспитал большое число кинохроникеров, занявших достойное место в рядах работников документального кино.
Творческая биография А. Л. Богорова, оператора-журналиста, сочетающего большие теоретические знания и огромный практический опыт в области документальной кинематографии, продолжающего активно и плодотворно трудиться и сегодня,— служит образцом для молодого поколения кинохроникеров.
Источник: буклет, выпущенный Правлением Ленинградского Отделения СРК СССР
и Ленинградской студией кинохроники к юбилею А. Л. Богорова
Константин Григорьевич Ершов, профессор СПбГУКиТ Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПбГУКиТ)
Вспоминает Константин Григорьевич Ершов, выпускник Ленинградского института киноинженеров, профессор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (СПбГУКиТ), заведующий кафедрой звукотехники, член Союза кинематографистов России, Заслуженный работник культуры РФ, академик Академии кинематографических искусств «Ника».
Евгений (Ансельм) Львович Богоров — один из самых известных выпускников 20-х годов XX века тогда ещё молодого, открытого в 1918 году, учебного заведения: Ленинградского фотокинотехникума, который сейчас все знают как Санкт-Петербургский университет кино и телевидения.
Евгений Львович стал кинооператором-документалистом, снявшим большое количество сюжетов в различных местах нашей огромной страны.
В 1941 году советские кинодокументалисты, многие из которых стали впоследствии лауреатами Государственной премии России, начали создавать блокадную кинолетопись Ленинграда, стараясь сохранить память об этой трагической странице истории города-героя для потомков. Одним их них был Е. Л. Богоров.
После войны открылась ещё одна грань таланта Богорова — педагогическая.
В начале 50-х годов по всей стране под эгидой профсоюзов развернулось движение по созданию различных творческих любительских объединений: кружков, театров, оркестров и хоров, в котором принял участие Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения (тогда — Ленинградский институт киноинженеров, ЛИКИ). В 1956 году по инициативе его студентов была образована студенческая любительская киностудия «ЛИКИ-ФИЛЬМ». И вот я, в то время студент второго курса, стал членом «ЛИКИ-ФИЛЬМа». Мы снимали короткометражные фильмы, в отличие от других кинолюбителей работая на профессиональной аппаратуре и по профессиональным технологиям.
Но, естественно, не всё можно было сделать в нашем ВУЗе, поэтому часть работ мы выполняли на городских киностудиях — «ЛЕНФИЛЬМе», киностудии «ЛЕННАУЧФИЛЬМ», на телевидении и студии документальных фильмов.
Там я и познакомился с Евгением Львовичем Богоровым в начале 60-десятых годов. Тогда я уже возглавлял «ЛИКИ-ФИЛЬМ», и поэтому пригласил его к нам в качестве художественного руководителя. Он согласился и даже привлёк к работе со студентами свою жену — киноведа Тамару Львовну.
У нас был сильный студенческий коллектив, и несмотря на профиль ВУЗа некоторые из наших воспитанников, увлекшись работой в студии, стали после окончания ЛИКИ работать на кино- и телестудиях режиссёрами, операторами, звукорежиссёрами и монтажёрами, а не инженерами, к чему их обязывали дипломы.
Конечно, Богоров был ко всему этому причастен, много занимаясь с членами студии, просматривая снятые ими материалы и давая советы по монтажу. Но наступил момент расставания: Евгений Львович уезжал с женой в США к дочери.
Мы устроили прощальный вечер, сделав много фотографий на память об этом замечательном человеке.
Евгений Львович Богоров, кинооператор, запечатлевший красоты Белого моря и Северного Ледовитого океана, побывавший с кинокамерой на многих фронтах Великой Отечественной войны, снявший для будущих поколений ужасы блокады наряду со стойкостью и героизмом советских людей в осаждённом Ленинграде, навсегда останется в списках лучших выпускников нашего ВУЗа.
Документальный фильм «Кинохроникёр» был снят Валерием Пятининым и Сергеем Бирюком в 1983 году к 80-летию А. Л. Богорова по просьбе главного режиссёра Ленинградской студии кинохроники Михаила Литвякова и профессора Ленинградского института киноинженеров Константина Ершова.
Режиссёр-постановщик: Валерий Пятинин
Оператор-постановщик: Сергей Бирюк
1983 г.