На данной странице собраны некоторые материалы о жизни и творчестве советского кинорежиссёра Михаила Ивановича Ершова (1924—2004)
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — сказал как-то В. И. Ленин в разговоре с Луначарским. И здесь вождь мирового пролетариата оказался как нельзя прав, ибо с самого момента своего возникновения искусство кинематографа было поставлено под жёсткий идеологической, политической или финансовой контроль того или иного государства.
Так было в гитлеровской Германии, социалистическом Советском Союзе, да и современное капиталистическое общество через кинематограф активно внедряет в массовое сознание прибыльную для немногих потребительскую идеологию, суть которой превосходно формулирует известный афоризм «Бери от жизни всё!»
«И что же в этом такого крамольного? — спросит утончённый представитель интеллектуальной элиты — Любое государство нуждается в идеологической поддержке, а если какие-либо кретины принимают подобную продукцию за чистую монету, то это их проблемы».
Оставив в стороне нравственную составляющую, ответим на поставленный вопрос таким образом. Дело в том, что с кинематографом складывается весьма парадоксальная ситуация. Самый мощный из всех видов искусства, сочетающий в себе литературу, музыку, живопись, театр, танец и актёрское мастерство, зачастую неспособен дать хоть какое-либо количество убедительных с художественной точки зрения произведений. Гора родила мышь.
Но это ещё полбеды. Вся беда состоит в том, что обладающий несомненным талантом кинорежиссёр вынужден решать далёкие от творчества и своего художественного «я» задачи, оказываясь тем самым в куда более незавидном положении, чем его собратья по искусству.
Действительно, если писатель, поэт или музыкант могут работать на заказ и писать «в стол», надеясь на посмертное признание своих «настоящих» творений потомками, то для кинематографиста такой возможности не существует, потому что вся его творческая жизнь протекает «на людях», под бдительным надзором власть предержащих. Вот и вынужден он выбирать между идеологическим штампом и безобидным мелодраматическим сюсюканьем. И только самым талантливым удаётся найти нечто среднее между требованием эпохи и требованием индивидуального человеческого сознания, некий симбиоз идеологии и жизни. К таким людям относится замечательный советский кинорежиссёр Михаил Иванович Ершов (1924—2004), творческая судьба которого неразрывно связана с Советской Россией и СССР.
Нет, Ершов не был ни партийным карьеристом, ни диссидентом, ни скрытым антисоветчиком, но в своих фильмах, таких, например, как «Дожить до рассвета» (1975), «Блокада» (1973—1977), «Челюскинцы» (1984) и многих других, ему, наверное, удалось найти ответ на вопрос, который волновал, волнует и будет волновать каждого, кто живёт в этом мире. В чём смысл жизни человека?
На этот вопрос Михаил Ершов ответил блестяще, но ответил по-своему, переформулировав его применительно к себе и своим современникам. В чём смысл жизни СОВЕТСКОГО человека со всеми его победами, поражениями, достоинствами, недостатками, радостями и горестями.
Зададимся и мы этим вопросом. Итак, в чём же заключается смысл жизни советского современника Михаила Ершова?
На него ответил сам режиссёр в документальном фильме Валерия Пятинина и Сергея Бирюка «Михаил Ершов. Возвращение»: «В БОРЬБЕ. В БОРЬБЕ С САМИМ СОБОЙ».
Фильм «Михаил Ершов. Возвращение» снят Валерием Пятининым и Сергеем Бирюком в 1984 году к 60-летию мастера.
Режиссёр-постановщик: Валерий Пятинин
Оператор-постановщик: Сергей Бирюк
1984 г.