Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

О «НЕЗДОРОВЫХ» НАСТРОЕНИЯХ СРЕДИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Советский плакат «Макакофония». Художник Ф. Решетников. 1966

На данной странице представлена записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС с критикой восхваления упадочного западного искусства

Текст записки

Примечания

ЗАПИСКА ОТДЕЛА НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС О «НЕЗДОРОВЫХ» НАСТРОЕНИЯХ СРЕДИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

8 февраля 1954 г.

Секретарю ЦК КПСС тов. Поспелову П. Н.

Докладываем Вам о фактах, свидетельствующих о некотором оживлении влияния буржуазной идеологии среди части художественной интеллигенции. В ряде случаев дело доходит до проповеди аполитичности, безыдейности искусства и восхваления упадочного западного искусства.

Особенно часто стали проявляться эти нездоровые настроения после опубликования в газете «Правда» от 27 ноября 1953 года статьи «Право и долг театра» — о постановке «Гроза» Островского в Московском театре драмы, подписанной псевдонимом «Зритель».

В статье правильно и своевременно поставлены вопросы о необходимости развития творческой инициативы, самостоятельности, смелости и творческой индивидуальности советских художников. Но вместе с тем в статье ни слова не говорится о важнейшей задаче дея­телей советской культуры — борьбе с влияниями буржуазной идеологии.

Некоторые положения статьи, а именно: «Социалистический реализм открывает необычайный простор развитию самых различных... направлений» в искусстве и о «праве художника на самостоятельность...» явились поводом для рассуждений о «свободе» творчества от политики, свободе направлений, ограничения критики и т.д.

Принципы социалистического реализма, сформулированные в Уставе ССП СССР, утверждают, что «социалистический реализм обеспечивает художественному творчеству исключительную возможность проявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров». Формула социалистического реализма не включает в себя «свободу направлений», на которую ориентирует статья «Правды», не уточняя, что имеется в виду под понятием «направление». Это внесло серьезную путаницу в умы деятелей искусства.

Так, например, в Московской государственной консерватории при обсуждении указанной статьи высказывались мнения о том, что постановление ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба», в котором осуждалось формалистическое направление в музыке, потеряло свою актуальность, так как сейчас возможна «свобода направлений» (1).

Мысль о том, что Постановление ЦК ВКП(б) о музыке устарело, получила широкое распространение среди композиторов. Такое мнение разделяет, в частности, секретарь Союза советских композиторов т. Шапорин.

Композитор Хачатурян поместил в журнале «Советская музыка» (№ 11 за 1953 год) статью «О творческой смелости и вдохновении». В этой статье Хачатурян ратует за «свободу творчества» против «руко­водящих указаний» в области искусства.

Статья Хачатуряна была напечатана в журнале на видном месте с большим портретом автора и получила широкий отклик за рубежом. Одна из американских газет расценила ее как признак поворота политики партии в области искусства в СССР.

Откровеннее проявляются эти нездоровые настроения среди художников.

В книгах отзывов о выставках индийского и финского изобразительного искусства, организованных в Москве в конце 1953 года, имеются следующие записи:

«Как хорошо, что в картинах и скульптуре нет политики»…»

«Прекрасная выставка, спасибо товарищам индусам! Как будто дышали свежим воздухом. Нужно, чтобы и у нас показывали народу работы художников различных направлений».

Имеется много записей с восхвалениями упадочного западного искусства:

«…дайте нам Гогэна, Монэ, Марке (2) и т.д., и т.д., избавьте нас от Герасимовых, Соколовых-Скаля (3) и т.д. Дайте нам искусство!».

«Когда мы увидим Сезанна (4) (а это неизбежно), все поймут, что это великий классик… Искусство финских художников современно — это главное».

«…как очень даровитых скульпторов хочется отметить Рэнвалло, Тукияйнена и Аалтонена (5). В сравнении с Вучетичем, Манизером (6) они — просто великие ваятели».

Во многих записях ставится вопрос об открытии вновь Музея но­вого западного искусства, закрытого в 1947 году Постановлением Правительства (7):

«Была индийская выставка — теперь финская, смотришь и думаешь, а где у нас такой музей, где мы могли бы видеть лучшие образ­цы нового искусства. Он был и был в этом здании и уже 4 года зрители возмущены, что не видят Манэ, Монэ, Ренуара, Дега, Ван Гога, Сезанна, Гогэна, Матисса, Пикассо (8). Мы должны их видеть».

На открытом комсомольском собрании в Московском Союзе ху­дожников (МОСХ) в декабре 1953 года тт. Неменский, Лемпорт, Колесников и другие выдвинули предложение организовывать выставки без жюри и помещать на них все, что принесут художники (9). Это предложение было, затем, поддержано на открытом партийном собрании в МОСХе и в настоящее время такая выставка открыта в по­мещении Центрального дома работников искусств. «Выставка без жюри» получилась аполитичной, художественно-беспомощной.

Имеют место неправильные высказывания о роли советской критики в развитии искусства. Так, художники Пластов (10) и Кацман (11) выступили на сессии Академии художеств СССР в декабре 1953 года с требованиями «обуздания» критики. Кацман заявил: «Мы больше не пустим грязный сапог критики в чистый храм искусства… Президиум Академии художеств должен поставить задачу — изгнать тор­гующих (т.е. критиков) из храма искусства».

Нездоровые явления отмечаются также в Союзе писателей. По сообщению секретарей Правления ССП СССР тт. Суркова и Полевого, часть литераторов, критиковавшихся в свое время за серьезные идейные ошибки в творчестве, и примыкающих к ним, откровенно высказывает настроения реваншизма и веры в какой-то «идеологи­ческий НЭП». Тов. Полевой сообщил, что эти настроения усилились в связи с намерением т. Фадеева, ставшим широко известным, объя­вить на прошедшем XIV пленуме Правления ССП «прощение» всем ошибавшимся писателям. Выпады против идейно-политической на­правленности литературы в той или иной форме были сделаны на проходивших недавно отчетно-выборных собраниях в творческих секциях ССП. На собрании поэтической секции, например, поэты Лев Озеров (12) и Фоломин внесли предложение устраивать «вечера непринятых стихов». На собрании секции очеркистов очеркист Злобин заявил: «Зачем нам популяризировать решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС? Мы должны идти впереди ЦК, нащупывать новые пути».

Чуждые социалистическому реализму тенденции проявляются и в некоторых выступлениях в печати. Так, в журнале «Новый мир» № 12 за 1953 год опубликована статья В.Померанцева (13) «Об искрен­ности в литературе». В этой статье проповедуется откровенный субъ­ективизм в творчестве и в оценке литературных произведений. Вме­сто идейно-художественных достоинств в качестве критерия оценки выдвигается понятие «искренности».

Под «искренностью» Померанцев понимает способность литератора «смело» говорить «правду». Как должна выглядеть эта «смелая правда», показывают многочисленные примеры отрицательных явлений нашей жизни, приведенные автором в статье. Объективный смысл рассуждений автора и состоит в призыве к обывательскому смакованию отдельных отрицательных фактов, в желании навязать литературе бесперспективность. Все это дается под флагом борьбы с лакировкой, причем термин «лакировка» применяется как клеймо, чтобы замазать почти все наиболее значительные произведения нашей послевоенной литературы. В соответствии со своей порочной концепцией Померанцев только скороговоркой говорит как о чем-то само собою разумеющемся и надоевшем — об идейности литературы, по существу стараясь смазать этот основной фактор ее воспитательного воздействия. Показательно, что статья Померанцева всячески рекламируется и провозглашается «новым знаменем литературы» в некоторых литературных и окололитературных кругах.

Против нее выступила со статьей Василевского «Литературная газета» от 30 января 1954 года (14). Но выступление было беззубым. Ста­тья Померанцева нуждается в более серьезной и резкой критике.

Эти нездоровые настроения во многом объясняются плохой рабо­той творческих союзов и партийных организаций по идейно-политическому воспитанию художественной интеллигенции.

В руководстве творческих союзов по работе с художественной ин­теллигенцией имеют место крупные недостатки. Не проводятся творческие дискуссии по важнейшим вопросам. Критика и самокритика не развернуты. Руководство союзов в значительной мере оторвалось от массы интеллигенции и вместо того, чтобы кропотливо, настойчиво и умело проводить в жизнь решения ЦК по идеологическим вопросам, нередко становится на путь администрирования и бюрократизма.

Бюрократические методы руководства творческой деятельностью, администрирование, вместо воспитательной работы, зажим критики вместо широкого развертывания творческой дискуссии вызывают справедливое недовольство и нарекание художественной интеллигенции и одновременно создают благоприятные условия дня возникновения нездоровых настроений, «кулуарных» дискуссий, бесприн­ципной групповщины.

Отдел науки и культуры ЦК КПСС считал бы целесообразным поручить газете «Правда» или журналу «Коммунист» выступить по затронутым вопросам с обстоятельной теоретической статьей.

Зам. зав. Отделом науки и культуры ЦК КПСС П. Тарасов
Зав. сектором Отдела П. Лебедев
Зав. сектором Отдела В. Иванов

Помета: «Архив. А. Соловьев. 12.07.1954».
Ф. 5. Оп. 17, Д. 454. Л. 33-36. Подлинник.

Частично опубл.: Петров А.М. «Едва раскрылись первые цветы…»
«Новый мир» и общественные умонастроения в 1954 году //
Дружба народов. 1993. № П. С. 208–239.

О «нездоровых» настроениях среди художественной интеллигенции. ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Постановление было частично отменено в 1958 г.

(2) Моне К. (1840—1926), французский живописец. Представитель импрессио­низма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В 1890-х гг. стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», 1890—1891, «Руанский со­бор», 1893—1895).

Гоген П. (1848—1903) — французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю «модерн», использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В деко­ративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).

Марке А. (1875—1947), французский живописец. Примыкал к фовизму. Автор лиричных, ясных, утонченных по колориту, полных света пейзажей («Мост Сен-Мишель в Париже», 1912).

(3) Соколов-Скаля П. П. (1899—1961) — живописец и график, народный худож­ник РСФСР, академик АХ СССР, лауреат Сталинских премий (1942, 1949). Автор историко-революционных и исторических картин, иллюстраций, плакатов.

(4) Сезанн П. (1839—1906) — французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с по­мощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного мира, его пластическое богатство, логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888—1890).

(5) Аалтонен В. (1894—1966) — финский скульптор. Почетный член АХ СССР. Портреты, статуи, памятники (монумент «Мир» в Лахти, 1950—1952 гг.). Зо­лотая медаль Мира 1953 г.

(6) Вучетич Е.В. (1908—1974) — скульптор, народный художник СССР, академик АХ СССР, Герой Социалистического Труда. Автор памятника — ансамбля советским воинам в Трептов-парке в Берлине, на Мамаевом кургане в Вол­гограде, памятника Ф. Дзержинскому в Москве и др. Лауреат Сталинских и Ленинской премий; Манизер М.Г. (1891—1966) — скульптор, народный ху­дожник СССР, академик АХ СССР, вице-президент АХ СССР в 1947— 1966 гг. Автор памятников: В. И. Ленину в Ульяновске, Т. Г. Шевченко в Харь­кове, статуй и портретов. Лауреат Сталинских премий.

(7) Музей нового западного искусства был создан в 1919 г. после национализа­ции частных коллекций С.И.Щукина и И.А.Морозова. Закрыт в 1948 г., ос­новная часть картин (286 — в том числе работы К.Моне, О.Ренуара) были переданы в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пуш­кина.

(8) Мане Э. (1832—1883) — французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олим­пия», обе — 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, рево­люционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар "Фоли-Бержер"», 1881—1882). Один из основоположников импрессионизма.

Ренуар О. (1841—1919) — французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Автор светлых и прозрачных по живописи пейзажей, портретов, динамичных бытовых сцен, которые воспевают чувст­венную красоту и радость бытия («Мулен де ла Галет», 1876, «Ж.Самари», 1877).

Дега Э. (1834—1917) — французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Его картины отличаются острым, динамич­ным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).

Ван Гог В. (1853—1890) — нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродраматическое вос­приятие жизни, социальный протест, присущие искусству Ван Гога, выража­лись им в первой половине 1880-х гг. в произведениях, выдержанных в су­мрачной гамме; с 1888 г. создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ноч­ное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890).

Матисс А. (1869—1954) — французский живописец, график, мастер деко­ративного искусства. Один из лидеров фовизма — течения во французской живописи. Выразил праздничную красочность мира в ясных по композиции, выразительных и чистых по цвету картинах, утверждающих красоту и радость бытия («Танец», 1910; «Красные рыбы», 1911), в витражах, гравюрах, литографиях.

Пикассо П. (1881—1973) — французский живописец, по происхождению испанец. В 1900-х гг. («голубой» и «розовый» периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященные обездоленным людям («Девочка на шаре», 1905). С 1907 г. основоположник кубизма, с середины 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок к сюр­реализму («Герника», 1937, рисунок «Голубь мира», 1947). Много работал как график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962). Международная премия Мира (1950).

(9) Идея выставки «без жюри» была явно навеяна выставками «Независимых» в Париже, созданных в противовес официальному Салону, на которых не было никаких жюри.

(10) Пластов А. А. (1893—1972) — живописец, народный художник СССР» действительный член АХ СССР. Лауреат Сталинской и Ленинской премий.

(11) Кацман Е. А. (1890—1976) — живописец и график,  народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1916), один из основателей АХРР. Портреты, жанровые композиции

(12) Озеров (Гольдберг) Л. А. (р. 1914) — поэт. Сборники лирических стихов: «Ливень», «Святотень» и др., сборник статей о поэтическом труде «Мастерство и волшебство»

(13) Померанцев В.М. (1907—1971) — писатель, окончил факультет права Иркут­ского университета (1928). Первый роман — «Дочь букиниста» (1951) — посвящен борьбе идей в послевоенной Германии, повесть «Зрелость пришла» (1957) — проблемам законности, стоявшими перед советской юстицией на­кануне XX съезда КПСС, очерк «Председатель» — жизни колхозной дерев­ни, повести «Оборотень» (1961) и «Когда я есть…» (1963) — религиозному и атеистическому мировоззрениям человека. Автор сборников новелл «Неумолимый нотариус» (1960) и «Неспешный разговор» (1965), цикла рас­сказов «Дом сюжетов» (Москва. 1965. N° 9).

(14) Василевский В. С неверных позиций // Литературная газета. 1954. 30 января.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.