На данной странице представлена заключительная часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, рассказывающая об особенностях массовой песенной культуры Советского Союза 1980-х годов
Пока что время не произвело своего отбора, и еще рано говорить о страницах, прочно вписанных в песенную классику 80-ми годами. Какие из песен этого времени окажутся по прошествии многих лет подлинным знаком своей современности? Какие запомнятся и какие забудутся? Это покажет будущее. Что касается настоящего, то оно как никогда раньше изобилует течениями, направлениями и стилями, воспринятыми песней из современной массовой культуры. В их поистине калейдоскопической смене многое оказывается случайным и кратковременным. Впрочем, существуют более или менее устойчивые признаки (они связаны не столько с музыкальным началом, сколько с особенностями образного строя), которые позволяют судить о ряде ведущих тенденций этого времени.
Обложка винилового диска с песнями Юрия Антонова
Прежде всего следует сказать о том общем, что имеет песенная культура 80-х годов с предыдущими десятилетиями. Оно отчетливо выражено в песнях духовно-этического порядка — о самосознании человека, о соотнесении внутреннего мира личности с миром окружающим. Наиболее ярко выражена эта линия в лирических песнях «Осенняя элегия» (Саульский — Л. Завальнюк), «Дорога без конца» (С. Баневич — Т. Калинина), юношеской «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов — Ю. Энтин). Рядом с ними — песни о любви, о мудрости приятия жизни и — что приходит в песню только сейчас — об осознании неизбежности утрат. «Любовь и разлука» (Шварц — Окуджава), «Ищу тебя» (Зацепин — Дербенев), «Последняя поэма» (Рыбников на стихи Р. Тагора в переводе А. Адалис), «А на прощанье я скажу...» (Петров — Ахмадулина), — все они, пришедшие с киноэкрана, являются лучшими образцами лирики 80-х годов.
Получила продолжение начатая еще в конце 50-х и в 60-х годах лирическая тема «малой родины» — родных мест, из которых берут свои истоки человеческие судьбы. К ним принадлежит ряд песен композитора и исполнителя Ю. Антонова (наибольшую популярность получила «Под крышей дома твоего» — стихи Пляцковского). Характерны своим ностальгическим тоном песни, которые можно причислить к современной, привлекающей изысканностью интерпретации городского романса, такие, как «Тверской бульвар» (Т. Ефимов — М. Любезнов), «Чистые пруды» (Тухманов — Л. Фадеев), «Вальс-бостон» (музыка и стихи А. Розенбаума).
Преемственность гражданственной лирики 80-х годов по отношению к предыдущим двум десятилетиям выразилась в песнях-воспоминаниях о войне. Теперь, спустя вот уже сорок лет, они поют о тех, кто остался навечно молодым — о невернувшихся с полей сражений. Таковы «Письмо из сорок пятого» (Лученок — М. Ясень), «Если б не было войны» (Минков — Шаферан), «Довоенный вальс» (П. Аедоницкий — Ф. Лаубе) и др. В стиле ретро звучит воспоминание о послевоенной поре «Танго для всех» (Журбин — В. Шленский).
Трудно не заметить фактического отсутствия в 80-е годы по-настоящему ярких и запоминающихся песен, посвященных общегражданским темам. Избыток патетики высокопарных лозунгов в песнях, призванных отождествить собою идеалы патриотизма, гражданственные убеждения, в конце концов вызвали острое отчуждение слушательских кругов. Парадно-торжественный тон потерял доверие общества, получившего право открыто говорить о накопившихся в нем противоречиях. К тому же традиционные средства воплощения тем большого общественного звучания откровенно исчерпали себя.
Наиболее активной в смысле обращения к социально-общественным проблемам оказалась рок-музыка. В творчестве ее представителей слышится искреннее стремление сказать правду о себе и своем времени. Образная сфера рок-текстов призвана подтвердить настойчиво отстаиваемое молодыми людьми право на самостоятельность суждений. Ими ставятся под сомнение готовые рецепты удобного существования, высказывается протест против приспособленчества, спекуляции лозунгом и прописными истинами. Отсюда — особенности обликов и стиля высказывания, избранных разными группами. Поэтические тексты, используемые в рок-музыке, далеко не всегда соответствуют в художественном отношении глубине поднимаемых социальных проблем. Тем не менее образная сфера отечественного рока значительно расширила диапазон привлекаемых в песню коллизий.
«Артист и публика» — новая и успевшая широко распространиться тема эстрадной песенной лирики. Начало ее, восходящее к середине 70-х годов, было положено исполнительским творчеством певицы А. Пугачевой. Многим запомнилась ее блистательная интерпретация песни болгарского композитора Э. Димитрова «Арлекино». В последующие годы специально для Пугачевой композитор Р. Паулс пишет песни «Маэстро» (стихи Резника), «На бис» (стихи А. Вознесенского). С тех пор тема исповеди артиста перед публикой красной нитью проходит через творчество этой певицы. Привлекает она также и многих других авторов и певцов.
В русле психологизации песенного образа еще одна распространенная в 80-е годы тема — зеркальное отражение. Человек, вглядывающийся в себя со стороны, существует во многих песнях, различных по настроению и жанровому решению. Как, например, в песне «Гляжусь в тебя как в зеркало» Антонова, в остроироничной «Комнате смеха» (Т. Ефимов — Д. Усманов) или элегической «Песенке без конца» (Колмановский — Шаферан).
Наблюдается еще одна новая тенденция. Привлечение в песню литературных героев, знаменитых имен или имен нарицательных. Здесь проглядывает стремление авторов выйти за пределы будничного — к эксцентричности, карнавальности, причудливому. Так, песенными персонажами становятся Баба-яга, Али-баба, Шерлок Холмс и Чарли Чаплин, Синдбад-мореход, Ариадна, Мастер и Маргарита и т. д. Делается это по-разному. В одних случаях с достаточной долей художественного вкуса и меры. Порою — лишь в угоду моде.
В 80-е годы значительно выросло число музыкантов, объединивших функции автора музыки (часто и слов) и певца-исполнителя. К ним относятся И. Николаев, В. Кузьмин, И. Муромов, А. Барыкин, В. Малежик, Ю. Лоза.22
На протяжении всего десятилетия неизменной популярностью пользуется имя Р. Паулса. Разносторонний музыкант, автор сочинений в самых различных музыкальных жанрах — мюзикл, хоровая музыка, эстрадно-инструментальная музыка, джазовые пьесы — Паулс является признанным мастером шлягерной песни («На бис», «Маэстро», «Наш город», «Листья желтые», «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Еще не вечер», «Вернисаж» и мн. др.). Среди самых популярных песен 80-х годов назовем «Айсберг» (И. Николаев — Л. Козлова), «Лаванда» (В. Матецкий — М. Шабров), «Букет» (А. Барыкин — Н. Рубцов), «Яблоки на снегу» (Муромов — А. Дементьев).
Есть такая старая поговорка: «Песня сама себя окажет». Точнее не выразить. По-разному складываются песенные судьбы. Принято говорить, что их вершит само Время. Что ж! Время — это жизнь и люди. Песни живут среди людей. Приходят к нам из нашей жизни. Из наших надежд, тревог, мечтаний. Это мы передаем их новым поколениям, а они рассказывают о нас. Какими были, какими хотим быть, какие есть. Меняются времена, сменяют друг друга песни. Лучшие из них обретают долгую и счастливую судьбу.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.
1 Пахмутова А. Доклад на пленуме Правления Союза композиторов СССР, посвященном советской песне // Песня и время. М., 1976. С. 13—14.
2 Асафьев Б. Народные истоки в музыке // Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980. С. 137.
3 См. об этом: Бирюков Ю. По военной дороге. М., 1988. С. 49.
4 Любопытный факт — контуры припева «Красной Армии» много лет спустя ожили в лирической эстрадной песне французского композитора Ж. Косма «Опавшие листья»
5 Сохор А. Русская советская песня. Л., 1959. С. 99.
6 Документальный звуковой фильм «Встречный», для которого писал музыку молодой композитор, вышел на экраны 7 ноября 1932 года — к пятнадцатой годовщине Октября. Развернутый анализ «Песни о встречном» см. в кн. : Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М. , 1960. С. 22 —27.
7 См. об этом в кн.: Зак В. О мелодике массовой песни. М., 1979. С. 302.
8 Можно вспомнить песни «Над полями да над чистыми», «Славное море — священный Байкал», «Не слышно шуму городского».
9 Редкий гимн существовал без обязательных хвалебных строчек, славящих Ленина и Сталина. Выражением песенного официоза служат также многочисленные гимны, посвященные сталинскому окружению.
10 Создан в 1928 году. Тогда он назывался 1-й Ансамбль красноармейской песни. С 1946 года руководил ансамблем сын А. Александрова — Б. Александров (ум. в 1994 году).
11 Организован в 1910 году выдающимся русским музыкальным этнографом М. Пятницким. После смерти основателя хор возглавил П. Казьмин. С 1927 по 1964 год Казьмин является бессменным руководителем этого коллектива (1931—1956 — совместно с В. Захаровым). Позже хором руководит В. Левашов (ум. в 1994 году)
12 В эти же годы «Катюша» получает широкую известность за рубежом. Итальянские партизаны сделали ее своим гимном.
13 Многие из песен-славлений, отмеченные печатью казенной торжественности, напыщенные и помпезные, существовали лишь благодаря усилиям официальной пропаганды, укоренявшей их в качестве обязательных для радиопередач, концертных программ и песенных сборников
14 В XIX веке студенческие песни составляли обширную область фольклорного творчества городской демократической среды
15 В эти годы поставлен ряд кинофильмов, повествующих о студентах: «В добрый час», «Улица полна неожиданностей», «Весна в Москве» и др.
16 Термин «песня-манифест» принадлежит ленинградскому музыковеду В. Бялику.
17 Родоначальником современных бардов является писатель М. Анчаров, чьи первые гитарные песни возникли еще в довоенное время.
18 Можно вспомнить, что в 60-е и 70-е годы появилось немало кинофильмов, повествующих о революции и гражданской войне в ключе героической романтики: «В огне брода нет», «Белое солнце пустыни», «Служили два товарища», «Гори, гори, моя звезда», «Достояние республики» и др.
19 Вспомним пьесу В. Розова „Традиционный сбор”, повествующую об одной из таких встреч.
20 Секвентная последовательность нисходящих фраз секстового диапазона весьма часто встречается в русской романсовой лирике.
21 Цит. по: Сидоровский Л. Этот день мы приближали, как могли // Аврора. 1978. №5.
22 Во второй половине 70-х годов известность в качестве эстрадных авторов-исполнителей обрели Е. Мартынов, Антонов, Мигуля; собственные песни нередко исполняет Пугачева.