На данной странице представлена записка Отдела науки и культуры ЦК КПСС, дающая характеристику развития советской оперы в 1940-е—1950-е годы, а также творчества отдельных советских композиторов
8 мая 1953 г.
Секретарю ЦК КПСС тов. Поспелову П. Н.
Считаем необходимым, доложить Вам о неблагополучном положении дел с созданием советской оперы.
Количественная характеристика. Несмотря на некоторое оживление в работе композиторов над оперой и на расширение круга оперных авторов после постановления ЦК ВКП(б) об опере в 1946 году, все же должной перестройки в деле создания оперы, особенно на темы современности, за последние годы не произошло. Положение остается тяжелым и реальных перспектив коренного улучшения в оперном творчестве пока не имеется.
За последние пять лет количество советских опер в репертуаре театров (в том числе написанных до 1948 года) значительно сократилось. Об этом свидетельствует следующая таблица:
I. Количество советских опер, поставленных в 1948 г.
II. Количество советских опер, сохранившихся в репертуаре театров
III. Количество советских опер, снятых с репертуара к сезону 1952—1953 г.
Оперы русские
13 (I)
8 (II)
5 (III)
Оперы других национальностей
64 (I)
39 (II)
25 (III)
Всего
77 (I)
47 (II)
30 (III)
Таким образом, в настоящее время в оперных театрах страны ставится на сценах всего 46 опер советских композиторов, из них 9 на русском языке и 39 — в национальных республиках.
Из восьми русских опер лишь четыре идут в нескольких городах одновременно («Семья Тараса» Д. Кабалевского — в 12-ти городах, «Морозко» М. Красева — в 10-ти, «Тихий Дон» И. Дзержииского — в 6-ти, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса — в 4-х). Четыре оперы идут только в одном-двух городах («В бурю» Т. Хренникова, «В грозный год» Г. Крейтнера, «Суворов» С. Василенко, «Иван Болотников» Л. Степанова). Лишь две-три этих опер получили более или менее прочное признание массового зрителя. Однако, ни одна из опер не стала по настоящему любимой и популярной. Даже такие оперы как «Семья Тараса» и «В бурю» обеспечивают лишь от 50 до 90% сборов и то после большой организационной работы по распространению билетов и главным образом в воскресные и субботние дни.
Значительная часть опер не выдержала испытания временем и сошла со сцены. Большинство опер и балетов снято ввиду несоответствия их идейно-художественных качеств возросшим требованиям и вкусам слушателя.
Работа композиторов по созданию новых опер отличается малой эффективностью, а сплошь и рядом бесплодностью результатов, что видно из следующего:
Всего написано опер с 1946 по 1952 г.: 24
Из них было поставлено: 8
Сохранилось в репертуаре: 5
Не ставилось совсем: 16
Таким образом, из 24 написанных за последние пять лет новых опер удержалось в репертуаре лишь пять опер, а 18 совсем не ставились из-за их низкого идейно-художественного качества.
Особенно слабые по качеству оперы создают композиторы на актуальные современные темы. Образы советской действительности раскрываются композиторами плохо и схематично.
В советской опере наблюдается одностороннее увлечение революционно-исторической или эпической тематикой (оперы: «Емельян Пугачев», «Степан Разин», «Богдан Хмельницкий», «Иван Болотников», «Декабристы», «Дмитрий Донской», подавляющее большинство опер в национальных республиках).
Многие композиторы заимствуют сюжеты для своих опер из классической литературы, сказок и т.д., уклоняясь от современных тем (оперы: «Граф Нулин», «Станционный смотритель», «Маскарад», «Княжна Мэри», «Горе от ума», «Война и мир», «Хозяйка гостиницы», «Свадьба Кречинского», «Фрол Скобеев», «Волк и семеро козлят» и многие другие).
Это многолетнее увлечение до сих пор не преодолено, хотя за последнее время у композиторов намечается тенденция приблизить изображаемый в операх исторический период к современности (например, темы из начальных лет Советской власти), или заимствовать сюжеты из литературных первоисточников, отражающих сегодняшний день советской действительности. Эти попытки имеют, однако пока еще робкий характер и большей частью оказываются неудачными. Ряд опер, написанных на значительные актуальные темы, провалились в результате отсутствия в них правильного идейного замысла. Таковы: «Великая дружба», «От всего сердца», «Богатая невеста», «Корень жизни» и др. Многие оперы оказались неудачными, так как были написаны на незначительные, случайные темы.
Некоторые серьезные по замыслу и идейно-художественным качествам оперы хотя и сохранились в репертуаре, но не являются достойными сцены Большого театра и по своим качествам все же ниже классических оперных произведений («Тихий дон», «В бурю», «Семья Тараса», «Молодая гвардия»).
В данное время группа ведущих композиторов приступила к работе над новыми операми на актуальные современные темы: И. Дзержинский — «Далеко от Москвы», Ю. Бирюков — «Кавалер золотой звезды», Д. Кабалевский — «Никита Вершинин» (по «Бронепоезду № 14—69»); Т. Хренников — «Мать» (по Горькому), К. Молчанов — «Заря» (по пьесе «Разлом» Лавренева), В. Мурадели — «Октябрь» и др.
Одновременно другая группа композиторов перерабатывает и улучшает ранее написанные оперы. (Ю. Шапорин — «Декабристы», А. Касьянов — «Степан Разин», Френкель — «Угрюм-река», А. Спадавеккиа — «Хождение по мукам» и др.)
Однако ожидать в скором времени серьезных сдвигов и решительного перелома в результате этой работы пока что трудно. Уже сейчас очевидно серьезные трудноисправимые недостатки перерабатываемых опер. К их числу следует отнести слабую драматургию, немощную конфликтность содержания многих опер. Как правило, этот недостаток приводит к отсутствию в них больших волнующих драматических сцен, столкновений действующих лиц, что для оперы имеет особенно важное значение.
Серьезным пороком созданных (а во многом и создаваемых в настоящее время) опер является их недостаточная мелодичность. Это в особенности отражается на успехе главных положительных героев, как правило почти не имеющих певучих красивых арий, ансамблей и потому не способных завоевать любовь, симпатии слушателей. Созданные оперы свидетельствуют также о том, что советские композиторы слабо овладевают мастерством оркестрового развития, речитатива, что также пагубно отражается на качестве их опер.
Вано Мурадели. Опера «Октябрь» в постановке Большого театра
По-прежнему ограничен и узок круг композиторов и либреттистов, способных создать полноценные оперные произведения.
Группа ведущих композиторов, которые могут создать серьезную оперу, ограничивается лишь несколькими давно известными фамилиями (Шостакович, Хачатурян, Хренников, Кабалевский, Шапорин, Дзержинский, Коваль). Новые имена в оперном жанре за последние годы не появились.
Но и большинство из названных композиторов или совсем не работает над оперой, или работает недопустимо вяло. Их работа не организуется и не направляется Министерством культуры СССР и Союзом советских композиторов. Так, например, композитор Кабалевский совместно с драматургом Цениным недавно закончили либретто оперы «Никита Вершинин», однако далее работа затормозилась из-за загруженности композитора другой работой (1). Вместо того, чтобы освободить композитора от побочных дел, бывший Комитет по делам искусств и Музфонд СССР направляют его в длительные командировки
Другой пример: опера «Угрюм-река» (2), снятая в свое время с репертуара Ленинградского театра, давно переработана авторами, но не возобновляется на сцене, так как Комитет по делам искусств направил режиссера этого спектакля Соколова в заграничную командировку.
Такая же незаинтересованность оперным творчеством имеет место в Союзе советских композиторов. Композитор Хренников использовал предоставленный ему дня создания оперы полугодовой творческий отпуск непродуктивно. Вместо работы над оперой он совершил две гастрольных поездки с авторскими концертами, а затем длительное время болел. За время отпуска им совместно с драматургом Файко написана лишь половина либретто оперы «Мать» (по произведению М.Горького) (3). В данное время работа затормозилась еще более из-за загруженности композитора по руководству Союзом композиторов.
Композитор Мурадели под разными предлогами уже не первый год фактически уклоняется от работы над оперой «Октябрь» и действенных мер по отношению к нему не принимается (4).
Из-за отсутствия индивидуального подхода к каждому из ведущих композиторов, невнимания к условиям их труда и быта, многие из них оказались выбитыми из творческого состояния, не проявляют подлинной заинтересованности, инициативы, творческого горения. Предоставленные самим себе, некоторые из композиторов потеряли идейную остроту в творчестве, снизили мастерство и находятся в состоянии творческой депрессии.
Министерство культуры СССР и Союз композиторов много лет равнодушно взирают на заметное угасание таланта композитора, находящегося в неблагоприятных семейно-бытовых условиях (отрицательные влияния жены, увлечение спиртными напитками). Создав в свое время оперу «Тихий Дон», ставшую исторической вехой в развитии советского оперного искусства, Дзержинский с тех пор не написал ничего выдающегося и достойного внимания. Неправильные методы работы Министерства культуры с композитором Дзержинским видны хотя бы из того факта, что Министерство, не дожидаясь пока Дзержинский закончит и доработает оперу на современную тему («Далеко от Москвы»), заключает с ним договор на доработку его старой оперы на классическую тему («Гроза») (5).
Советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
Этот крупнейший и бесспорно талантливейший композитор также в течение многих лет не обращается к оперному жанру. Созданная им музыка к ряду кинофильмов и даже написанная им ранее формалистическая опера «Леди Макбет» (6), несмотря на свои серьезные пороки и формалистический характер, свидетельствуют о больших возможностях композитора, его безусловной способности создать именно оперную музыку.
Однако Шостакович в известной степени подвержен идеологическим шатаниям; он находится под заметным влиянием групповщины, имеющей место среди композиторов. Серьезные сигналы о противоречивых влияниях и тенденциях в жизни и деятельности этого композитора свидетельствуют о том, что он до конца и искренне в идейно-художественном отношении все еще не перестроился.
Шостакович не торопится выступить в оперном жанре, не ищет достойной темы и хорошего либреттиста. Он предпочитает сочинять музыку для кино, хоры, квартеты и другие произведения, не требующие особого труда, усилий и ответственности.
Министерство культуры и Союз советских композиторов не привлекают Шостаковича к работе над оперой и тем самым мало помогают ему в том, чтобы он твердо и окончательно укрепился на реалистических позициях.
Один из наиболее талантливых советских композиторов, требующих индивидуального подхода, внимания и умелого идейно-творческого руководства со стороны Министерства и ССК. Он, безусловно, способен создать яркую оперу, однако вовсе не работает в этом жанре
Вследствие особенностей своего характера (болезненное самолюбие, несамокритичность), композитор до сих пор не преодолел внутренней обиды за критику его творчества и деятельности в 1948 году, он вынашивает эту обиду на руководителей Союза композиторов и Министерства и считает себя незаслуженно забытым и третируемым (7).
Все это мешает ему по-настоящему включиться в творчество. Несомненно, что при более внимательном отношении к нему, Хачатурян смог бы преодолеть внутренний кризис и стать полезным для развития советской оперы.
Можно назвать фамилии и других талантливых композиторов, которые способны создать хорошую оперу, однако Министерство культуры предпочитает не иметь с ними дела на том основании, что в прошлом их постигла серьезная неудача при первых попытках создать оперу (например, украинский композитор Жуковский).
Советский композитор Кирилл Владимирович Молчанов (1922—1982)
Талантливая композиторская молодежь недостаточно вовлекается в работу по созданию произведений в оперном жанре. В консерваториях слабо практикуют активные формы обучения творческому мастерству в жанре оперы. Студенты, кончающие музыкальные ВУЗы, редко защищают дипломы в виде оперы или отдельных оперных актов, что в прошлом было широко представлено в практике старых консерваторий. Введенный в учебные штаны консерваторий курс «Оперной драматургии» читается лишь в двух-трех консерваториях. Студентам-композиторам не оказывается помощи в создании текстов либретто, что нередко служит основной причиной отказа их от сочинения оперы как дипломной работы.
Так в 1949 году студент Московской консерватории Б. Чайковский (по классу профессора Мясковского) защитил в качестве диплома увертюру и один акт оперы «Звезда». Выйдя из стен консерватории, Б. Чайковский забросил начатую оперу и занимается больше редакторской работой по радиовещанию (8).
В 1950 году студент Молчанов (класс А. Александрова) защитил дипломную работу — оперу «Каменный цветок» (9). Опера была поставлена в театре им. Станиславского. В прошлом году она сошла со сцены, т.к. оказалась нежизненной. В 1949—1951 гг. студенты Московской консерватории Бурханов, Абраев, Мухатов, Тулебаев (по классам профессоров Василенко и Мясковского) также написали отрывки или законченные оперы (одна из них «Биржан и Сара» Тулебаева удостоена Сталинской премии) (10). Однако все эти оперы имеют лишь местное значение для отдельных республик.
Других случаев работы студентов-выпускников консерватории над операми не имеется.
Таким образом, работа молодых композиторов-дипломников за последние 4—5 лет оказалась малоэффективной с точки зрения разрешения больших задач оперного жанра и выдвижения в этой области перспективных творческих фигур.
Особых перспектив для русской оперы не предвидится и в текущем году. В Московской консерватории намерены защитить диплом представлением законченных опер три молодых композитора, среди которых нет ни одного русского: Ройтерштейн (класс Чулаки), Цинцадзе (класс Богатырева), Эшпай (класс Голубева). Все три оперы вряд ли могут рассчитывать на распространение вследствие узко национальной тематики. Из молодых авторов, зарекомендовавших себя последние годы, не привлечены к созданию опер Арутюнян, Светланов, Муравлев и другие. Между тем, при правильном подходе к этим авторам, они уже теперь могли бы приобретать необходимый опыт в сочинении оперных произведений.
Одним из основных тормозов, мешающих созданию опер на современную тему, является отсутствие полноценного в идейно-художественном и музыкально-драматургическом отношении либретто.
В нарушение прогрессивных традиций классики, большинство советских композиторов устранилось от самостоятельных поисков тематики для своих опер. Установилась порочная практика ожидания композиторами готовых либретто от писателей, Министерства культуры и т.д.
В этом сказывается невысокий уровень мировоззрения многих композиторов, их нежелание и неумение искать в жизни темы, изучать жизнь, следить за передовой советской литературой. Ставка только на готовые апробированные, «утвержденные» либретто лишает творчество композиторов подлинного вдохновения, вынашивания реальных тем.
С другой стороны, крупные писатели целиком самоустранились от задачи создания полноценных либретто. Писатели Леонов, Твардовский и некоторые другие отказываются сотрудничать с оперными композиторами на основе своих литературных произведений, заявляя: «Пишите! Получится — не будем возражать, не получится — не разрешим использовать наши сюжеты».
В Союзе советских писателей существуют вредные для дела настроения и взгляды, которые сводятся к тому, что крупный писатель не должен заниматься сочинением либретто, так как это несамостоятельный вид литературы, отвлекающий писателей от основных творческих задач. В результате этого сочинение либретто фактически отдано на откуп ремесленникам или второстепенным писателям типа Эрдмана, Типота, Вольпина, Железнова, Солодаря, Зорина и др.
Все взаимоотношения Союзов композиторов и писателей в этом вопросе сводятся к бесконечным и бесплодным дискуссиям на тему о ведущем значении и роли писателя или композитора в сочинении оперы.
Большим тормозом в создании полноценных либретто и следовательно самих опер является слабая, «любительская» осведомленность в вопросах оперной драматургии лиц, создающих оперные либретто.
Министерство культуры СССР и творческие союзы, неправильно понимая творческие взаимоотношения либреттистов и композиторов, ничего не сделали, чтобы наладить непосредственное, индивидуальное общение крупных писателей и композиторов, способствовать их творческой дружбе и постоянному общению на почве больших общих задач искусства.
Комиссия по драматургии Союза советских писателей, ведающая работой по созданию либретто, проявляет полную беспомощность и незаинтересованность этим участком. В комиссии уделяется довольно много внимания обсуждениям никому не нужных, заведомо негодных либретто, однако ничего не делается для решения главной задачи — сплочения ведущих писательских сил вокруг проблемы создания оперного либретто на советскую тему. Длительное время комиссия не в состоянии справиться с такой относительно нетрудной задачей, как отбор лучших произведений советской прозы, поэзии и драмы, могущих быть рекомендованными композиторам в качестве либретто для опер. Ничего не предпринимается для того, чтобы помочь группе писателей интересующейся либреттистикой, в освоении элементарных основ оперной драматургии.
Год назад состоялось решение Секретариата ССП, которое наметило конкретную программу работы писателей над созданием либретто, однако на деле это постановление оказалось забытым. Комиссия по драматургии фактически бездействует, а контроля исполнения со стороны Секретариата нет. Руководитель комиссии А. Софронов не принимает никаких мер к оживлению этой работы в Союзе советских писателей.
Оперная комиссия Союза советских композиторов также длительное время проявляет беспомощность и безынициативность в работе. При определении штатов Союза советских композиторов оперной комиссии были созданы наиболее благоприятные условия (увеличенный состав руководителей комиссии, повышенные оклады). Однако Союз композиторов не сумел использовать этих преимуществ. Частая смена руководителей, назначение некомпетентных лиц, бесконтрольность в работе привели к бесплодности ее многолетней деятельности.
Образцами безответственности является, например, практика назначения руководителей комиссии. За последние два года на должностях ответственных секретарей комиссии перебывали такие лица, как Тихомиров, Магиденко, Светланов, Пантирь и др. Все они не имеют никакого отношения к оперному творчеству, не обладают организационными навыками и, попав на эти должности без достаточных деловых оснований, проявили полную бездеятельность и незаинтересованность в работе.
То же относится к председателям оперной комиссии, которые также неоднократно менялись, причем практика смены и назначения их свидетельствует о безответственности Секретариата Союза композиторов. Так, на эту должность был назначен одно время молодой, неопытный композитор Молчанов, который развалил работу комиссии. На его место год назад был назначен музыковед Шавердян, который также ничего не сделал, чтобы улучшить работу комиссии; получая 2000 рублей в месяц, он почти не участвовал в работе. В данное время Шавердян сменен, причем Секретариат не потребовал от него никакого отчеты в работе. С января 1953 года должность вообще была не замещенной. Лишь на днях назначен председателем комиссии композитор Кабалевский.
Референтом комиссии уже более двух лет состоит инженер Хейфиц, которая ни с какой стороны не связана с музыкой, однако работает в этой должности и одновременно еще в трех комиссиях: симфонической, хоровой и детской музыки. До Хейфиц (с 1948—1951 г.) на должности референта работала более двух лет Руденко — библиотекарь по специальности. Таким образом, важнейшие руководящие должности в оперной комиссии в течение 5 лет не замещены специалистами и превратились в доходную статью для лиц, не имеющих никакого отношения к оперному творчеству и не могущих идейно и организационно возглавить этот участок.
Оперная комиссия Союза советских композиторов занимается больше регистрацией творческих явлений, чем систематической и целенаправленной работой с композиторами и писателями. Вместо повседневной индивидуальной работы с крупными авторами, тактичных форм помощи им, организации необходимых консультаций, комиссия ограничила свою деятельность казенными по форме заседаниями с привлечением случайных, не пользующихся авторитетом людей. На этих заседаниях зачастую происходит некомпетентный разбор прослушанных в плохом авторском исполнении произведений и даются узкие рецептурные советы о частных доделках и переделках. Такая форма «помощи» не содержит в себе творческого начала; она ничего не дает автору, культивирует вкусовщину, случайность оценок и выливается лишь в бесплодные словопрения.
Руководство Союза композиторов ничего не делает, чтобы найти живые индивидуальные формы работы с авторами, обеспечить подлинно творческую атмосферу и действенность общественной помощи композиторам.
Управление театров Министерства культуры СССР по своей структуре и формам работы совершенно не обеспечивает условий для развития инициативы и творческой энергии композиторов и писателей. Управление не может выйти из рамок сложившихся формальных методов работы и превратилось в бюрократическую инстанцию, стоящую между композитором и театром.
Отдел музыкальных театров Управления не может по-настоящему возглавить работу по созданию оперы из-за неудовлетворительности состава работников репертуарно-редакторского отдела. Здесь имеется всего лишь 5 человек, связанных с делом подготовки новых оперных произведений. Из них начальник репертуарно-редакторского отдела Васильев — бывший дирижер оперетты с незаконченным высшим образованием; он не способен по уровню своих знаний решать сложные вопросы оперного жанра. Должность главного музыкального редактора в отделе не занята в течение 1,5—2 лет. Должность главного литературного редактора занимает малоопытный драматург Тихонов, никак ранее не связанный именно с оперной драматургией. Имеющиеся в отделе два редактора также не являются авторитетными специалистами в области оперной драматургии. Их работа в основном сводится к отсеву заведомо слабых произведений, поступающих в Комитет «самотеком». Систематической индивидуальной работы с авторами, работающими по заказу Комитета над операми, они не ведут, контроль за ходом работы не осуществляют.
Множественность инстанций, разноречивость суждений, подчас мелочная опека и прямое или косвенное администрирование нередко дезориентируют авторов, создают нервозную обстановку, тормозят и обезличивают творческий процесс. В этом смысле показательна история с оперой «Богдан Хмельницкий» Данькевича (11). После критики «Правды» автор совместно с либреттистами внес ряд улучшений в оперу, ЦК КП Украины одобрил новый вариант либретто, опера была вновь поставлена и получила одобрение; однако затем ЦК КП Украины потребовал от авторов новых изменений. Это заметно отразилось на композиторе и выбило его из творческого состояния. Имеются и другие аналогичные факты. Так, например, обсуждением либретто «Кавалер золотой звезды» (12) в новосибирском обкоме КПСС занимались почти все отделы обкома и особенно много сельскохозяйственный отдел. Тем не менее, в опере оказались повторенными многие недостатки оперы «От всего сердца», большая тема сведена к мелким несущественным недоразумениям. Либретто и музыка оперы «Хождение по мукам» (13) после одобрения их в бывшем Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР с участием представителя Комитета по делам искусств при Совете Министре РСФСР, по запоздалому требованию председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР т. Будаева, были вновь поставлены на обсуждение. В результате выявились серьезные изъяны в опере, хотя она уже целиком окончена автором. Все это говорит о тенденциях перестраховки у организаций вместо помощи авторам и о поверхностном подходе к произведениям на ответственных этапах их создания.
Отсутствие своевременной полноценной и всесторонней квалифицированной консультации либреттисту и композитору часто является причиной провала уже поставленных театрами опер. Серьезные идейные, драматические и прочие коренные недостатки сценария, либретто обнаружились на генеральных репетициях постановок опер «Декабристы» Ю. Шапорина в ГАБТс и «Угрюм река» в Ленинградском малом оперном театре. Авторам и театрам пришлось многое в них переработать заново.
В Управлении театров отсутствует специальный сектор подготовки сценариев и либретто для опер. Никто этот процесс не организует, не изучает, не планирует. Это одна из причин многих и больших длительных затруднений в работе композиторов и либреттистов.
Комитет по делам искусств в недавнем прошлом неоднократно проявлял беспринципность в деле заказа новых опер. Об этом свидетельствует вышеуказанный факт с операми «Далеко от Москвы» и «Гроза» композитора Дзержинского. Вместо того чтобы стимулировать работу композитора Коваля над доработкой нужной оперы «Емельян Пугачев», Комитет заключил с ним договор на совершенно неактуальную оперу «Граф Нулин» и т.д. Тем самым композиторы систематически отвлекаются от решения основных задач в области оперного жанра.
За прошедшие годы руководители творческих союзов и бывшего Комитета по делам искусств (тт. Фадеев, Беспалов, Хренников) ни разу не вызвали для индивидуальной беседы по вопросам оперы выдающихся композиторов и драматургов, (если не считать Ю.Шапорина с оперой «Декабристы») не попытались установить с ними деловые и творческие связи, выяснить их нужды, проявить внимание к их работе в этой области. Подобная незаинтересованность не может не влиять отрицательно на энергию авторов, снижает их интерес к опере.
Республиканские комитеты по делам искусств также неудовлетворительно ведут работу по заказу и подготовке новых опер. Комитет Российской Федерации за последний год реализовал лишь один заказ («В грозный год» Крейтнера). Заказав еще в 1950 году некоторые оперы («Бабье лето» Голубенцева, балет «Свет над долиной» Ряузова), Комитет до сих пор не добился завершения их авторами. В данное время новых заказов Комитет не осуществляет, ограничиваясь переводами некоторых опер (татарская, чешская), или «увязкой» работы композиторов непосредственно с театрами (Новосибирским, Молотовским, Горьковским, Саратовским и др.).
Комитет по делам искусств Украинской республики излишнее внимание уделяет заказу балетов («Весенняя сказка» Нахабина, «Королевство кривых зеркал» Рожевской, балет Жуковского на тему о воссоединении Украины). Из новых опер заказаны лишь: «Милана» композитору Майбороде (к 300-летию Украины), «Довбуш» Дюдкевичу, «Северная Аврора» Мейтусу. Первые две оперы сочиняются уже много лет.
Практика показывает, что многие крупные композиторы избегают обращаться к оперному жанру, а предпочитают систематически получать заказы от Министерства кинематографии на создание музыки к фильмам. За небольшое количество такой музыки (несколько песен и иллюстрирующих эпизодов) композитор получает большие суммы, причем незначительная творческая ответственность и затрачиваемая энергия при создании музыки для кинофильмов несравнимы с большим и ответственным трудом оперного композитора. Так, например, композитор Шостакович за 5 лет (с 1948—1952 гг.) написал небольшое количество музыки для 8 фильмов, получив за это более 600 тыс. рублей; Хачатурян за семь фильмов получил 500 тыс. руб.; Хренников за то же время написал музыку к шести фильмам (практически по одной — две массовых песни) и получил более 300 тыс. рублей; Крюков за девять фильмов получил около 550 тыс. рублей; Шебалин — за шесть фильмов 300 тыс. рублей, молодой композитор Муравлев за два года успел уже написать музыку к трем фильмам и получил за это 75 тыс. руб. и т.д.
Создание оперы — крупной музыкальной формы связано обычно с большими и длительными переделками и доработкой, всесторонней общественной критикой произведения и, в конечном счете, — в случае неудачи — ставит под сомнение идейно-творческий авторитет композитора. При всем этом, труд его оплачивается значительно ниже, чем за музыку для фильмов (не более 60 тыс. за музыку оперы, в то время, как за фильм, считая выплату потиражных — до 75 тысяч с последующими повторными гонорарами за возобновляемый тираж еще 50 тысяч). К этому следует добавить и то обстоятельство, что крупный композитор, привлекаемый к созданию музыки для большого фильма, как правило, включается в состав группы, выдвигаемой на Сталинскую премию за создание фильма.
Крайне заниженными также являются ставки авторского гонорара за издание клавиров и партитур опер (от 10 до 12 тысяч рублей).
Все это приводит практически к тому, что крупные композиторы отказываются от работы над оперой и пишут преимущественно музыку для кинофильмов.
Композитор в настоящее время почти лишен права на опыт и эксперимент в каком-либо театре, особенно в Москве и Ленинграде.
Сосредоточив у себя прием либретто и музыки, Управление театров Министерства культуры СССР недостаточно поощряет инициативу театров периферии. В большинстве театров не ведется настоящей работы с авторами. Слабо используются для этой цели такие театры, как филиал Большого театра, Малый оперный театр в Ленинграде. Наиболее хорошо проявивший себя в этом отношении за последнее время театр им. Станиславского находится в ведении городского управления, а потому и не располагает необходимыми возможностями для ведения активной творческой работы по постановке новых опер.
Плохо работают над созданием нового репертуара основные ведущие театры союзного подчинения, хотя они располагают для этой работы специальными большими средствами. Художественное руководство ГАБТа (Голованов и др.), Ленинградского театра им. С. М. Кирова (Хайкин) по существу стоит полностью в стороне от этого важного дела. Подбор кадров на должности завлитов этих театров неудовлетворителен. Работающие в настоящее время в ГАБТе — Орешников, в театре им. Кирова — Дзержинский, в Ленинградском оперном театре — Богданов-Березовский являются случайными людьми, не имеющими достаточных знаний и необходимого организационного опыта в оперном искусстве. В результате этою работники, призванные по своим функциям организовать совместную работу композитора и театра, проваливают ее. Фактически оказались сорванными заказы ГАБТа на сочинение опер, данные Шостаковичу, Макаровой, Мурадели и другим композиторам. Эта же незаинтересованность привела к провалу совещания либреттистов в Ленинграде, на которое руководители оперных театров (директор театра им. Кирова Орлов, худрук. Хайкин) даже не явились.
Печать не только не содействует рождению полноценной советской оперы, но нередко своей некомпетентностью и односторонней, а зачастую неоправданно уничтожающей оценкой, содействует провалу новых опер, их полной дискредитации. Таковы, например, «разносная» статья об опере «Угрюм-река», помещенная в «Ленинградской правде», необъективная, безграмотная статья в «Литературной газете», целиком, зачеркнувшая оперу «Декабристы» и др.
Нередко подводя под рубрику «идейно-порочных» отдельные несовершенства либретто и драматургии опер, не делая грани между недоработанностью и коренными идейными пороками произведений, газеты тем самым создают у композиторов неправильные демобилизующие настроения, сеют неуверенность в силах и способностях создавать художественно правдивые произведения. Это заметно способствует нежеланию композиторов писать оперы и заставляет их работать в других жанрах.
Все эти и многие другие причины, тормозящие дело создания советской оперы, не изучаются по серьезному и не устраняются ни в Министерстве культуры, ни в творческих союзах.
Считали бы необходимым:
1. Провести в ЦК КПСС совещание руководителей Министерства культуры СССР, Союзов композиторов и писателей по вопросу о положении с оперой. На совещании заслушать сообщения тт. Беспалова, Кабалевского и Софронова, а также содоклад представителя Отдела науки и культуры ЦК КПСС. Указать тт. Беспалову, Софронову и Хренникову на неудовлетворительность их личного организационного руководства делом создания оперы, подвергнуть резкой критике деятельность подведомственных им организаций и предупредить их о персональной ответственности за дальнейшую организацию и сплочение творческих сил для решения вопроса о создании советской оперы.
2. Обязать Министерство культуры и творческие Союзы обеспечить в индивидуальном порядке максимально благоприятные условия для работы небольшой группы ведущих композиторов, способных создать перелом в оперном жанре (Шостакович, Кабалевский, Хренников и др.): заключить с ними договоры на создание опер, связанных с темами современности и освободить их от всех излишних нагрузок, мешающих творческой работе.
Рекомендовать сосредоточить основные усилия для быстрейшего завершения работы над такими операми на советскую тему, как: «Октябрь» Мурадели, «Щорс» Лятошинского, «Как закалялась сталь» Чистякова, «Никита Вершинин» Кабалевского, «Заря» Молчанова, а также над другими, начатыми и значительными по замыслу произведениями: «Декабристы» Шапорина, «Мать» Хренникова, «Угрюм-река» Френкеля, «Емельян Пугачев» Коваля, «Северная Аврора» Мейтуса, «Чапаев» Шостаковича и др.
3. Поставить вопрос перед Правительством об улучшении материальных условий композиторов, в частности о разрешении Министерству культуры в отдельных случаях выплачивать ведущим композиторам и либреттистам, работающим над операми на значительные темы, повышенные гонорары до 150 тысяч рублей за оперу, о разрешении Министерству выплачивать композиторам и литераторам разовые суммы в размере до 10 тысяч рублей за право постановки оперы более чем в пяти театрах, об увеличении на 100% гонорара за издание оперных произведений и суммы авторских отчислений за исполнение опер в размере до двух процентов сверх существующих ставок.
4. Организовать в 1953—1954 гг. конкурс на создание оперы. Конкурс провести в два-три тура: открытый на сочинение сценария и либретто, затем закрытый на создание музыки на текст премированного либретто.
5. Обязать Министерство культуры СССР и творческие союзы пересмотреть и улучшить существующую систему организационных и творческих взаимоотношений с композиторами, а также порядок государственных заказов, приема и постановки оперных произведений, ликвидировав множественность принимающих инстанций и устранив формальные методы руководства этим участком работы.
Имеется в виду ликвидировать практику многочисленных прослушиваний произведения на разных этапах его создания различными отдельными организациями: Союзом композиторов, Управлением театров Министерства культуры, партийными организациями, художественными советами и т.д. Установить порядок разовых просмотров произведений лишь на наиболее ответственных этапах их сочинений объединенной комиссией из высококвалифицированных представителей всех заинтересованных организаций.
6. Реорганизовать структуру Отдела Управления театров Министерства культуры. Учредить сектор подготовки сценариев и либретто. Укрепить кадры редакторов и других руководящих лиц управления.
7. Рассмотреть вопрос о создании наиболее благоприятных условий для экспериментальной работы по созданию и постановке новых оперных произведений в Ленинградском Малом оперном театре и Московском музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, который следовало бы перевести в группу театров союзного подчинения.
Что касается Большого театра, то здесь установить порядок, при котором на основной сцене должна вестись работа по усовершенствованию новых, уже апробированных советских опер, а филиал театра должен быть использован для экспериментальной работы над впервые идущими операми.
8. Провести мероприятия по укреплению кадров заведующих литературной частью в основных театрах союзного подчинения.
9. Выступить на страницах центральной печати (газета «Правда») по вопросу о состоянии дела создания советской оперы и о работе в связи с этим творческих Союзов и театров.
10. Создать комиссию в составе тт. Румянцева (созыв), Тарасова, Беспалова, Хренникова, Ярустовского, Софронова, Бузина, Анисимова для рассмотрения затронутых вопросов и выработки практических мероприятий по улучшению дела создания советской оперы.
Просим Вашего решения.
А. Румянцев
П. Тарасов
Б. Ярустовский
Помета: «В архив. Представлена измененная записка. А. Соловьев 22. 09. 1953».
Ф. 5. Оп. 17. Д. 445. Л. 17–33. Подлинник.
(1) Кабалевский Д. Б. (1904—1970) — композитор, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). Оперы «Кола Брюньон» (1937), «Семья Тараса» (1950) и др. Опера «Никита Вершинин» была впервые поставлена в Москве в 1955 г.
(2) Опера «Угрюм-река» Я. А. Френкеля по роману В. Шишкова впервые была поставлена в Ленинграде в 1951 г.
(3) Опера Хренникова «Мать» была завершена в 1957 г.
(4) В опере В. И. Мурадели «Октябрь» композитор попытался воплотить некоторые черты образа В.И. Ленина вокальными средствами (1961, концертное исполнение; 1964 Большой театр)
(5) Дзержинский И. И. (1909—1978) — композитор, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии (1950). Оперы: «Тихий Дон» по М.А.Шолохову (постановка 1935, Ленинградский малый оперный театр) сыграла видную роль в разработке советской оперы (2-я часть под названием «Григорий Мелихов», 1967, Ленинградский театр оперы и балета); «Гроза» (по А.Н.Островскому, 1940—1955); «Далеко от Москвы» (по В. Н. Ажаеву, 1954, Ленинградский малый оперный театр).
(6) Шостакович Д. Д. (1906—1975) — композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), Сталинские и Государственные премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), лауреат Международной премии мира (1954), Ленинской премии (1958). Автор опер «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция 1962); балетов «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), «Светлый ручей» (1935); оперетты «Москва, Черемушки» (1959); симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1967); 19 симфоний и других произведений.
(7) Хачатурян А. И. (1903—1978) — композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). За создание «Симфонии-поэмы», посвященной 30-летию Октября, подвергся критике на Совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б) (1948, январь) как композитор, «придерживающийся формалистического направления» (редакционная статья «Коренные вопросы развития советской музыки». — Правда. 1948. 24 марта). В постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» назван в числе композиторов, «в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам» // Правда. 1948. 11 февраля; см. также: Т. Ливанова. Арам Хачатурян и его критики // Советская музыка. 1948. № 5. С. 40—48.
(8) Чайковский Б. А. (1925) — композитор, народный артист РСФСР. Опера «Звезда», симфонические произведения. Государственная премия СССР 1957 г.
(9) Молчанов К. В. (1922—1982) — композитор, заслуженный деятель искусства РСФСР (1963). Оперы «Неизвестный солдат» (1967), «Русская женщина» (1969), «Зори здесь тихие» (1973) и др. Опера «Каменный цветок» по мотивам уральских сказов П. П. Бажова написана в 1950 г., шла в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
(10) Тулебаев М. Т. (р. 1913) — казахский, советский композитор, народный артист СССР, председатель Союза композиторов Казахстана (1956—1960), автор опер и музыки Государственного гимна Казахской ССР. Опера «Биржан и Сара» (1946, 2-я редакция 1957 г.) удостоена Сталинской премии в 1949 г
(11) Данькевич К. Ф. (р. 1905) — композитор, народный артист СССР. Профессор Киевской, Одесской консерваторий.
(12) Автор оперы «Кавалер золотой звезды» по книге С. Бабаевского — Ю. Бирюков.
(13) Автор оперы «Хождение по мукам» по книге А. Н. Толстого — А. Спадавеккиа.