С. Кайдан-Дешкин, А. Жаров. ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ![]() Музыка С. Кайдан-Дешкина, слова А. Жарова ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫРазмер 2 / 4
ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНАТекущая тональность: до мажор
Условные обозначения
ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)Чтобы воспользоваться справочником «Бой + Перебор», включите поддержку flash и javascript в браузере. ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ТЕКСТ![]()
Взвейтесь кострами,
Радостным шагом,
Грянем мы дружно 1922 Последние четыре строчки куплета повторяются ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АВТОРЫ![]() Советский композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901—1972) СЕРГЕЙ КАЙДАН-ДЕШКИНСергей Фёдорович Кайдан-Дешкин родился 23 июня 1901 года в Вильно (ныне — Вильнюс) в семье чиновника управления железных дорог. В годы гражданской войны Сергей учился в мастерской фортепьянной игры имени Ярошевского в Москве. В 1922-м году написал своё первое произведение — пионерский марш «Взвейтесь кострами» — единственное, ставшее известным и популярным у широкой аудитории. После успеха песни Кайдан-Дешкин стал работать композитором одного из кукольных театров Москвы, а в 1927-м году поступил Музыкальное училище имени Гнесиных. Закончить училище помешал арест. 9 августа 1930 года композитор был арестован как «как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж» и приговорен к десяти годам лишения свободы по статье 58-8, часть вторая, 5 января 1932 года. Свой срок Кайдан-Дешкин отбывал в Вятлаге, а затем в Норильлаге, где с 1 января 1937 года стал руководителем духового оркестра. После освобождения 9 августа 1940 года композитор поселился на севере Красноярского края, работал в Игарском театре, преподавал в Педагогическом училище народов Севера, в Норильском заполярном театре драмы имени Маяковского. В 1943-м Сергей Фёдорович переехал в Туву, где стал работать в Тувинском драматическом театре. В ноябре 1956-го Кайдан-Дешкин был реабилитирован. С 1956 по 1959-й преподавал в Прокопьевской музыкальной школе на Кузбассе. В 1959-м композитор поселился в городе Великие Луки, где стал работать заведующим музыкальной частью драматического театра. В 1961-м был принят в Союз композиторов СССР. Кроме пионерского марша Кайдан-Дешкин написал музыку к 60 спектаклям, песни и романсы на стихи русских поэтов, ряд музыкальных пьес («Мазурка», «Кукольный вальс», «Колыбельная», «Гавот», «Канатная плясунья», «Задушевный вальс», «Весеннее утро» и др.). В 1960-е годы в издательстве «Музыка» вышел сборник пьес композитора, а на киностудии «Ленфильм» снят посвященный ему фильм. Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин умер 3 ноября 1972 года. Похоронен в Великих Луках. ![]() Советский поэт Александр Алексеевич Жаров (1904—1984) АЛЕКСАНДР ЖАРОВАлександр Алексеевич Жаров родился 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года в деревне Семёновская Московской губернии (ныне — Можайский район) в семье трактирщика. Окончил сельскую школу в Бородино, а затем учился в реальном училище в Можайске, где в конце 1917-го года Жаров организовал культурно-просветительский кружок, участвуя в создании бригад по ликвидации неграмотности в сельской местности, в 1918-м стал секретарём комсомольской ячейки, а в 1919-м — 1-м секретарем уездного комитета комсомола в Можайске. В 1921-м году Жаров поступил в МГУ и начал печататься в комсомольской прессе, став одним из организаторов литературной группы «Молодая гвардия». С 1921 по 1927-й год в общей сложности вышло 18 поэтических книг, а в 1926-м году появилось самое известное в то время произведение Жарова — поэма «Гармонь», которая воспевала комсомольскую романтику и победу нового уклада жизни. В 1930-е годы Жаров много ездил по стране, посещая знаменитые стройки социализма и создавая поэмы об ударниках труда Днепростроя, Донбасса, Уралмаша. В годы Великой Отечественной войны поэт работал корреспондентом журнала «Краснофлотец» на Черноморском флоте. В этот период им были созданы поэмы «Богатырь», «Керим» и «Борис Сафонов», повествующие о подвигах советских военнослужащих. Кроме пионерского марша «Взвейтесь кострами, синие ночи…» перу Жарова принадлежит песня «Заветный камень» на музыку Б. Мокроусова, которую Леонид Утёсов называл «Царь-песня», а также ряд советских военно-патриотических и антивоенных песен. Александр Алексеевич Жаров умер 7 сентября 1984 года. Похоронен в Москве. ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. МАРШ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ![]() Различные виды пионерских значков Пионерских песен много, их поют весело и задорно на всех языках и наречиях нашей Родины, а их у нас больше ста. Пионерские песни очень разные, но их всегда можно узнать по характеру, и всегда в них присутствует местоимение «мы». Мне кажется, что это чувство общности, чувство коллектива, выраженное в песнях, происходит из одного истока. В первых революционных песнях местоимение «я», характерное для народных песен прежних времен, с глубоким смыслом заменилось словом «мы». «В бой роковой мы вступили с врагами» («Варшавянка»). «Мы — кузнецы, и дух наш молод». «Наш паровоз, вперед лети! В коммуне — остановка». «Мы — молодая гвардия». «Нас не сломит нужда, не согнет нас беда» (это из песни «Коммунары не будут рабами»). «Мы — красная кавалерия». «Смело мы в бой пойдем». Конечно же, «Интернационал» — «Мы наш, мы новый мир построим» — был внутренней основой, определившей характер и направленность революционных песен. И у пионерских песен есть свой исток, ручейком вылившийся из моря песен великого нового времени. Сколько ни появляется пионерских песен, как ни известны и любимы песни, созданные за многие годы, все же самой главной и самой дорогой пионерской песней остается первая, та, с которой создавалась пионерская организация,— «Взвейтесь кострами, синие ночи», ![]() В сталинские времена пионеры давали клятву бороться за дело Ленина-Сталина Автор этой песни — комсомольский поэт Александр Жаров. Обработка музыки принадлежит Сергею Дешкину, музыканту, так же как и Жаров, одному из первых комсомольцев. Интересно то, что первая пионерская песня появилась одновременно с созданием пионерской организации, а вернее, чуть раньше. Сейчас это трудно себе представить, но в первые годы после Октября пионерской организации не было. Кое-где существовали отряды бойскаутов, буржуазной детской организация для мальчиков, созданной на английский манер. Комсомолу партией было поручено продумать, какой должна быть детская коммунистическая организация. Поначалу было придумано только название — Юные пионеры. Александр Жаров вспоминает, что на одном из совещаний, предшествовавших созданию пионерской организации и проходивших в мае 1922 года в Центральном Комитете комсомола, присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Это ей, жене и товарищу Владимира Ильича, принадлежала идея создания песни пионеров. Комсомольцу Саше Жарову поручили написать песню, да еще и в двухнедельный срок. Это было продиктовано наивной и трогательной верой и в силу комсомольского поручения, и в творческие возможности своего собственного комсомольского поэта. Александр Жаров до того дня, когда на него свалилось это ответственное комсомольское поручение, вообще не пробовал писать песни. Так же как в случае с «Молодой гвардией», о которой речь пойдет дальше, сложность задачи усугублялась тем, что свои поэты у комсомола были, а композиторов не было. Еще до того как были написаны слова, комсомольский поэт и его товарищи пустились на розыски мотива, который годился бы для пионерской песни. Поиски завели их в Большой театр, на представление оперы «Фауст». Особенно понравился комсомольцам «Марш солдат» композитора Гуно. Он-то и стал музыкальной основой для первой песни юных пионеров. Во всяком случае, Жаров писал о синих ночах, об алом знамени, повторяя про себя ритм этой песни из «Фауста». К тому времени уже было придумано не только название организации — «Пионерская»,— но и пионерская заповедь «Пионер — всем пример», пароль «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!». Все это и стало содержанием песни, которую Жаров должен был сочинить за две недели. Вглядываясь в далекую даль и вновь вспоминая самую главную пионерскую песню, разбирая ее, что называется, по косточкам, я чувствую, что на писавшего ее поэта влияли но только деловые наставления товарищей по комсомолу, но и обаяние оперы «Фауст», могущество музыки, обрушившейся на рабочего парня, впервые восседавшего в алом бархатном кресле торжественного зала Большого театра. Не отсюда ли такие строчки: Грянем мы дружно Не отсюда ли несколько выспреннее слово «эра», сталкивающееся в песне с естественными комсомольскими словами «дружной гурьбою». Комсомольские работники сочли, что их задание Саша Жаров, в общем-то, выполнил, но ритм из буржуазного «Фауста» — это еще не то, что нужно для пионерской песня. Комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать музыке композитора Гуно иной характер. Сергей Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособил его для пионерского горна. Счастливо родилась пионерская организация. Она сразу, с первого дня, имела свой чудесный символ — красный галстук, свой пароль и отзыв, свою трубу и барабан и свою песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сколько красногалстучных поколений связало с этой песней свои первые шаги в революционных рядах! Источник: Евгений Долматовский. Рассказы о твоих песнях. М., 1973 «МЫ, ПИОНЕРЫ, — ДЕТИ РАБОЧИХ...»![]() Чтобы успешно бороться за дело Ленина-Сталина пионер должен был расти смелым и храбрым Это самый первый пионерский марш, и его история начинается весной 1922 года, когда комсомольцы задумали новое дело — создать организацию юных пионеров. Задачи и дела будущей организации на совещаниях в Центральном Комитете комсомола обсуждались подробно — речь шла и о школьной работе, и о летнем отдыхе — о сборах, походах, кострах... Дважды в таком разговоре принимала участие Надежда Константиновна Крупская. Однажды она сказала: — Владимир Ильич знает о начинании комсомольцев и очень его одобряет. Все радостно зааплодировали, а Надежда Константиновна, уходя, добавила: — Только такое дело, наверное, без песни начинать никак нельзя. Позаботьтесь, товарищи, чтобы у первых пионеров была своя песня... Своя, советская!.. И вот стали думать над предложением Крупской. Все соглашались, что песня, конечно, должна быть бодрой, маршевой. Но кто ее напишет? Подводя итоги обсуждения, один из секретарей ЦК заявил: — Песня нужна обязательно. Написать ее поручим Саше Жарову. Дадим ему двухнедельный срок... Так и запишем в протоколе. Как позже вспоминал поэт Александр Жаров, это почетное поручение его тогда не очень-то обрадовало: в сочинении стихов у него в то время опыт был совсем небольшой, а песен писать и вовсе не приходилось. Пришел расстроенный к своему старшему другу Дмитрию Фурманову, рассказал о случившемся, но Фурманов в ответ улыбнулся: ![]() Пионер должен был всегда говорить правду, однако на деле, конечно, не всегда выходило так — Знаешь, такая же ситуация случилась однажды в нашей 25-й дивизии. Как-то на походе бойцы потребовали: «Давай нам, комиссар, песню, и чтоб в ней о чапаевцах говорилось, чтоб про 218-й имени Стеньки Разина полк было упомянуто...» Что ж, требование законное, но откуда я мог взять такую песню в походе? Ни поэтов, ни музыкантов у нас не было, да и вообще грамотных насчитывалось не так много. В общем, положение безвыходное... Но кое-какой выход бойцы все же нашли... Еду я как-то во время привала по степи и вдруг в расположении 218-го полка слышу: поют. Не то песню, не то какое-то церковное песнопение... Мотив церковный, а слова совсем другого рода. На стихи не похоже, а все-таки поется... Фурманов достал из планшета записную книжку, нашел в ней слова, которые пели чапаевцы, и сам потихоньку на церковный мотив запел: — Всероссийской социалистической Красной Армии с вождем и товарищем Лениным. Геройскому командному составу 25-й стрелковой и всему 218-му Стеньки Разину полку — многая ле-е-та!.. Жаров рассмеялся, а Фурманов подвел итог: — Задумайся, Саша, над этой историей... Работа началась с поисков мелодии, чтобы зацепиться хоть за какой-нибудь мотив... И вот однажды на опере «Фауст» Гуно приглянулся юному поэту маленький кусочек из знаменитого Марша солдат: Башни с зубцами, Ухватившись за эти «башни с зубцами», он потом днем и ночью, наяву и во сне все отстукивал в такт строчку за строчкой... И грезился Саше после фурмановского рассказа привал чапаевцев в приуральской степи, дрожащие в ночи звезды, пламя костров, у которых греются бойцы революции... И еще виделись ему другие языки пламени, шелковые... И вспыхивал пурпуром алый галстук, тот самый, пионерский! Ведь именно в таких галстуках соберутся пионеры в веселый круг у праздничных костров, бросающих жаркие искры в синее небо до самого позднего вечера, а может, и до ночи... И, отсчитывая про себя: «Башни с зубцами, нам покоритесь! Гордые девы, нам улыбнитесь!..» — Саша вслух в один прекрасный миг произнес: Взвейтесь кострами, Дальше пошло уже легче, только никак не мог добиться юный поэт, чтобы каждый куплет заканчивался одними и теми же словами. Хотелось непременно вставить в песню призыв: «Будь готов!» И однажды нужная строчка нашлась: Близится эра В общем, песня родилась, только была она, по сути, еще без музыки, потому что приходилось пока что ее петь все на тот же мотив из «Фауста». Несколько комсомольских работников во главе с братьями Андреем и Артемием Брюхановыми исполнили «Взвейтесь кострами» в ЦК комсомола. Песню там одобрили, однако предложили «привести музыку в полный порядок, уточнить мелодию и прочее...». Впоследствии наказ ЦК выполнил ученик музыкального техникума Сергей Дешкин. С помощью композитора Данилова он составил и опубликовал отдельным изданием ноты уже ставшего широко известным пионерского марша. Марша, с которым потом росли и мужали многие поколения наших мальчишек и девчонок. Лев Сидоровский. Почаще пойте песни Революции. Л., 1987 ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН![]() Чтобы прослушать песню, включите поддержку flash и javascript в браузере. БДХ СССРБольшой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио Художественный руководитель: Виктор Попов 1971 г. Сергей Кайдан-Дешкин, Александр Жаров Песня «Взвейтесь кострами» |
|