Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

С. Кайдан-Дешкин, А. Жаров. ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 2 / 4

C     G Dm G C G
Взвейтесь кострами, Синие ночи! Мы, пио- неры, — Дети ра- бочих.
C     G Dm C G C
Близится эра Светлых го- дов, Клич пио- нера: «Все- гда будь го- тов!»

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: до мажор

C G Dm          
         
Условные обозначения
Показать

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1), средний (2), безымянный (3), мизинец (4).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Чтобы воспользоваться справочником «Бой + Перебор», включите поддержку flash и javascript в браузере.

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ТЕКСТ

Торжественное обещание юного пионера Советского Союза

Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры, —
Дети рабочих.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

Радостным шагом,
С песней весёлой
Мы выступаем
За комсомолом.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

Грянем мы дружно
Песнь удалую
За пионеров
Семью мировую.
Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

1922

Последние четыре строчки куплета повторяются

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». АВТОРЫ

Советский композитор Сергей Кайдан-Дешкин

Советский композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901—1972)

СЕРГЕЙ КАЙДАН-ДЕШКИН

Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин родился 23 июня 1901 года в Вильно (ныне — Вильнюс) в семье чиновника управления железных дорог. В годы гражданской войны Сергей учился в мастерской фортепьянной игры имени Ярошевского в Москве. В 1922-м году написал своё первое произведение — пионерский марш «Взвейтесь кострами» — единственное, ставшее известным и популярным у широкой аудитории. После успеха песни Кайдан-Дешкин стал работать композитором одного из кукольных театров Москвы, а в 1927-м году поступил Музыкальное училище имени Гнесиных. Закончить училище помешал арест. 9 августа 1930 года композитор был арестован как «как контрреволюционер, способный на террор и шпионаж» и приговорен к десяти годам лишения свободы по статье 58-8, часть вторая, 5 января 1932 года. Свой срок Кайдан-Дешкин отбывал в Вятлаге, а затем в Норильлаге, где с 1 января 1937 года стал руководителем духового оркестра. После освобождения 9 августа 1940 года композитор поселился на севере Красноярского края, работал в Игарском театре, преподавал в Педагогическом училище народов Севера, в Норильском заполярном театре драмы имени Маяковского. В 1943-м Сергей Фёдорович переехал в Туву, где стал работать в Тувинском драматическом театре. В ноябре 1956-го Кайдан-Дешкин был реабилитирован. С 1956 по 1959-й преподавал в Прокопьевской музыкальной школе на Кузбассе. В 1959-м композитор поселился в городе Великие Луки, где стал работать заведующим музыкальной частью драматического театра. В 1961-м был принят в Союз композиторов СССР. Кроме пионерского марша Кайдан-Дешкин написал музыку к 60 спектаклям, песни и романсы на стихи русских поэтов, ряд музыкальных пьес («Мазурка», «Кукольный вальс», «Колыбельная», «Гавот», «Канатная плясунья», «Задушевный вальс», «Весеннее утро» и др.). В 1960-е годы в издательстве «Музыка» вышел сборник пьес композитора, а на киностудии «Ленфильм» снят посвященный ему фильм. Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин умер 3 ноября 1972 года. Похоронен в Великих Луках.

Советский поэт Александр Жаров

Советский поэт Александр Алексеевич Жаров (1904—1984)

АЛЕКСАНДР ЖАРОВ

Александр Алексеевич Жаров родился 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года в деревне Семёновская Московской губернии (ныне — Можайский район) в семье трактирщика. Окончил сельскую школу в Бородино, а затем учился в реальном училище в Можайске, где в конце 1917-го года Жаров организовал культурно-просветительский кружок, участвуя в создании бригад по ликвидации неграмотности в сельской местности, в 1918-м стал секретарём комсомольской ячейки, а в 1919-м — 1-м секретарем уездного комитета комсомола в Можайске. В 1921-м году Жаров поступил в МГУ и начал печататься в комсомольской прессе, став одним из организаторов литературной группы «Молодая гвардия». С 1921 по 1927-й год в общей сложности вышло 18 поэтических книг, а в 1926-м году появилось самое известное в то время произведение Жарова — поэма «Гармонь», которая воспевала комсомольскую романтику и победу нового уклада жизни. В 1930-е годы Жаров много ездил по стране, посещая знаменитые стройки социализма и создавая поэмы об ударниках труда Днепростроя, Донбасса, Уралмаша. В годы Великой Отечественной войны поэт работал корреспондентом журнала «Краснофлотец» на Черноморском флоте. В этот период им были созданы поэмы «Богатырь», «Керим» и «Борис Сафонов», повествующие о подвигах советских военнослужащих. Кроме пионерского марша «Взвейтесь кострами, синие ночи…» перу Жарова принадлежит песня «Заветный камень» на музыку Б. Мокроусова, которую Леонид Утёсов называл «Царь-песня», а также ряд советских военно-патриотических и антивоенных песен. Александр Алексеевич Жаров умер 7 сентября 1984 года. Похоронен в Москве.

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. МАРШ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ

Пионерские значки

Различные виды пионерских значков

Пионерских песен много, их поют весело и задорно на всех языках и наречиях нашей Родины, а их у нас больше ста. Пионерские песни очень разные, но их всегда можно узнать по характеру, и всегда в них присутствует местоимение «мы». Мне кажется, что это чувство общности, чувство коллектива, выраженное в песнях, происходит из одного истока.

В первых революционных песнях местоимение «я», характерное для народных песен прежних времен, с глубоким смыслом заменилось словом «мы».

«В бой роковой мы вступили с врагами» («Варшавянка»).

«Мы — кузнецы, и дух наш молод».

«Наш паровоз, вперед лети! В коммуне — остановка».

«Мы — молодая гвардия».

«Нас не сломит нужда, не согнет нас беда» (это из песни «Коммунары не будут рабами»).

«Мы — красная кавалерия».

«Смело мы в бой пойдем».

Конечно же, «Интернационал» — «Мы наш, мы новый мир построим» — был внутренней основой, определившей характер и направленность революционных песен.

И у пионерских песен есть свой исток, ручейком вылившийся из моря песен великого нового времени.

Сколько ни появляется пионерских песен, как ни известны и любимы песни, созданные за многие годы, все же са­мой главной и самой дорогой пионерской песней остается первая, та, с которой создавалась пионерская организация,— «Взвейтесь кострами, синие ночи»,

Советский плакат «Будь готов!»

В сталинские времена пионеры давали клятву бороться за дело Ленина-Сталина

Автор этой песни — комсомольский поэт Александр Жаров. Обработка музыки принадлежит Сергею Дешкину, музыканту, так же как и Жаров, одному из первых комсомольцев.

Интересно то, что первая пионерская песня появилась одновременно с созданием пионерской организации, а вернее, чуть раньше.

Сейчас это трудно себе представить, но в первые годы после Октября пионерской организации не было. Кое-где су­ществовали отряды бойскаутов, буржуазной детской органи­зация для мальчиков, созданной на английский манер.

Комсомолу партией было поручено продумать, какой должна быть детская коммунистическая организация. Поначалу было придумано только название — Юные пионеры.

Александр Жаров вспоминает, что на одном из совещаний, предшествовавших созданию пионерской организации и проходивших в мае 1922 года в Центральном Комитете комсомола, присутствовала Надежда Константиновна Крупская. Это ей, жене и товарищу Владимира Ильича, принадлежала идея создания песни пионеров.

Комсомольцу Саше Жарову поручили написать песню, да еще и в двухнедельный срок. Это было продиктовано наивной и трогательной верой и в силу комсомольского поручения, и в творческие возможности своего собственного комсомольского поэта.

Александр Жаров до того дня, когда на него свалилось это ответственное комсомольское поручение, вообще не пробовал писать песни. Так же как в случае с «Молодой гвардией», о которой речь пойдет дальше, сложность задачи усугублялась тем, что свои поэты у комсомола были, а композиторов не было.

Еще до того как были написаны слова, комсомольский поэт и его товарищи пустились на розыски мотива, который годился бы для пионерской песни. Поиски завели их в Большой театр, на представление оперы «Фауст». Особенно понравился комсомольцам «Марш солдат» композитора Гуно. Он-то и стал музыкальной основой для первой песни юных пионеров. Во всяком случае, Жаров писал о синих ночах, об алом знамени, повторяя про себя ритм этой песни из «Фауста».

К тому времени уже было придумано не только название организации — «Пионерская»,— но и пионерская заповедь «Пионер — всем пример», пароль «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов!».

Все это и стало содержанием песни, которую Жаров должен был сочинить за две недели.

Вглядываясь в далекую даль и вновь вспоминая самую главную пионерскую песню, разбирая ее, что называется, по косточкам, я чувствую, что на писавшего ее поэта влияли но только деловые наставления товарищей по комсомолу, но и обаяние оперы «Фауст», могущество музыки, обрушившейся на рабочего парня, впервые восседавшего в алом бархатном кресле торжественного зала Большого театра.

Не отсюда ли такие строчки:

Грянем мы дружно
Песнь удалую...

Не отсюда ли несколько выспреннее слово «эра», сталкивающееся в песне с естественными комсомольскими словами «дружной гурьбою».

Комсомольские работники сочли, что их задание Саша Жаров, в общем-то, выполнил, но ритм из буржуазного «Фауста» — это еще не то, что нужно для пионерской песня. Комсомольцу Сергею Дешкину было поручено придать музыке композитора Гуно иной характер.

Сергей Дешкин по-своему обработал знаменитый марш, приспособил его для пионерского горна.

Счастливо родилась пионерская организация. Она сразу, с первого дня, имела свой чудесный символ — красный галстук, свой пароль и отзыв, свою трубу и барабан и свою песню «Взвейтесь кострами, синие ночи». Сколько красногалстучных поколений связало с этой песней свои первые шаги в революционных рядах!

Источник: Евгений Долматовский. Рассказы о твоих песнях. М., 1973

«МЫ, ПИОНЕРЫ, — ДЕТИ РАБОЧИХ...»

Пионер растёт смелым и не боится трудностей

Чтобы успешно бороться за дело Ленина-Сталина пионер должен был расти смелым и храбрым

Это самый первый пионерский марш, и его история начинается весной 1922 года, когда комсомольцы задумали новое дело — создать организацию юных пионеров. Задачи и дела будущей организации на совещаниях в Центральном Комитете комсомола обсуждались подробно — речь шла и о школьной работе, и о летнем отдыхе — о сборах, походах, кострах... Дважды в таком разговоре принимала участие Надежда Константиновна Крупская. Однажды она сказала:

— Владимир Ильич знает о начинании комсомольцев и очень его одобряет.

Все радостно зааплодировали, а Надежда Константиновна, уходя, добавила:

— Только такое дело, наверное, без песни начинать никак нельзя. Позаботьтесь, товарищи, чтобы у первых пионеров была своя песня... Своя, советская!..

И вот стали думать над предложением Крупской. Все соглашались, что песня, конечно, должна быть бодрой, маршевой. Но кто ее напишет? Подводя итоги обсуждения, один из секретарей ЦК заявил:

— Песня нужна обязательно. Написать ее поручим Саше Жарову. Дадим ему двухнедельный срок... Так и запишем в протоколе.

Как позже вспоминал поэт Александр Жаров, это почетное поручение его тогда не очень-то обрадовало: в сочинении стихов у него в то время опыт был совсем небольшой, а песен писать и вовсе не приходилось. Пришел расстроенный к своему старшему другу Дмитрию Фурманову, рассказал о случившемся, но Фурманов в ответ улыбнулся:

Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда

Пионер должен был всегда говорить правду, однако на деле, конечно, не всегда выходило так

— Знаешь, такая же ситуация случилась однажды в нашей 25-й дивизии. Как-то на походе бойцы потребовали: «Давай нам, комиссар, песню, и чтоб в ней о чапаевцах говорилось, чтоб про 218-й имени Стеньки Разина полк было упомянуто...» Что ж, требование законное, но откуда я мог взять такую песню в походе? Ни поэтов, ни музыкантов у нас не было, да и вообще грамотных насчитывалось не так много. В общем, положение безвыходное... Но кое-какой выход бойцы все же нашли... Еду я как-то во время привала по степи и вдруг в расположении 218-го полка слышу: поют. Не то песню, не то какое-то церковное песнопение... Мотив церковный, а слова совсем другого рода. На стихи не похоже, а все-таки поется...

Фурманов достал из планшета записную книжку, нашел в ней слова, которые пели чапаевцы, и сам потихоньку на церковный мотив запел:

— Всероссийской социалистической Красной Армии с вождем и товарищем Лениным. Геройскому командному составу 25-й стрелковой и всему 218-му Стеньки Разину полку — многая ле-е-та!..

Жаров рассмеялся, а Фурманов подвел итог:

— Задумайся, Саша, над этой историей...

Работа началась с поисков мелодии, чтобы зацепиться хоть за какой-нибудь мотив... И вот однажды на опере «Фауст» Гуно приглянулся юному поэту маленький кусочек из знаменитого Марша солдат:

Башни с зубцами,
Нам покоритесь!
Гордые девы,
Нам улыбнитесь!..

Ухватившись за эти «башни с зубцами», он потом днем и ночью, наяву и во сне все отстукивал в такт строчку за строчкой... И грезился Саше после фурмановского рассказа привал чапаевцев в приуральской степи, дрожащие в ночи звезды, пламя костров, у которых греются бойцы революции... И еще виделись ему другие языки пламени, шелковые... И вспыхивал пурпуром алый галстук, тот самый, пионерский! Ведь именно в таких галстуках соберутся пионеры в веселый круг у праздничных костров, бросающих жаркие искры в синее небо до самого позднего вечера, а может, и до ночи...

И, отсчитывая про себя: «Башни с зубцами, нам покоритесь! Гордые девы, нам улыбнитесь!..» — Саша вслух в один прекрасный миг произнес:

Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры,—
Дети рабочих...

Дальше пошло уже легче, только никак не мог добиться юный поэт, чтобы каждый куплет заканчивался одними и теми же словами. Хотелось непременно вставить в песню призыв: «Будь готов!» И однажды нужная строчка нашлась:

Близится эра
Светлых годов,
Клич пионера:
«Всегда будь готов!»

В общем, песня родилась, только была она, по сути, еще без музыки, потому что приходилось пока что ее петь все на тот же мотив из «Фауста». Несколько комсомольских работников во главе с братьями Андреем и Артемием Брюхановыми исполнили «Взвейтесь кострами» в ЦК комсомола. Песню там одобрили, однако предложили «привести музыку в полный порядок, уточнить мелодию и прочее...».

Впоследствии наказ ЦК выполнил ученик музыкального техникума Сергей Дешкин. С помощью композитора Данилова он составил и опубликовал отдельным изданием ноты уже ставшего широко известным пионерского марша. Марша, с которым потом росли и мужали многие поколения наших мальчишек и девчонок.

Лев Сидоровский. Почаще пойте песни Революции. Л., 1987

ПЕСНЯ «ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

Пионерская клятва

Чтобы прослушать песню, включите поддержку flash и javascript в браузере.

БДХ СССР

Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио

Художественный руководитель: Виктор Попов

1971 г.

Сергей Кайдан-Дешкин, Александр Жаров

Песня «Взвейтесь кострами»

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.