Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

А. Александров, В. Лебедев-Кумач. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 3 / 4

 

Вста-

Am

вай, страна

Dm

о-

Am

громная,

 

Вста-

E7

вай

Am

на

Dm6

смертный

E7

бой

 

С фа-

Am

шистской си-

Dm

лой

Am

тёмною,

 

С про-

E7

клятою о-

Am

рдой!

G7

Пусть

C

ярость благородная

 

Вски-

G7

пает, как вол-

C

на-

Dm6

а!

E7

И-

Am

дёт война

Dm

на-

Am

родная,

 

Свя-

E7

щенная вой-

Am

на.

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

Am

Dm

E7

Dm6

G7

C

Условные обозначения
Показать

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1), средний (2), безымянный (3), мизинец (4).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Мультимедийный справочник «Бой + перебор»
Справочник
Четвёрка
Перебор 4/4
Перебор 3/4
Перебор 6/8
Бас + аккорд
Перебор + аккорд
Условные обозначения

Бой + перебор

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». ТЕКСТ

Советский плакат «Родина-мать зовет!». И. Тоидзе

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

ПРИПЕВ:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война.

Как два различных полюса
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

ПРИПЕВ

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

ПРИПЕВ

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

ПРИПЕВ

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

ПРИПЕВ

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

ПРИПЕВ

Встает, страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

ПРИПЕВ

1941

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». АВТОРЫ

Советский композитор Александр Александров

Советский композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946)

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВ

Александр Васильевич Александров родился 13 апреля (1 апреля по старому стилю) 1883 года в деревне Плахино Рязанской губернии в крестьянской семье. Заниматься музыкой Александров начал в Петербурге в регентских классах Придворной певческой капеллы. В 1900-м поступил в Петербургскую консерваторию, но по болезни прервал занятия. В 1909 году Александров продолжил учёбу в Московской консерватории, которую окончил в 1913 году по классу композиции, а в 1916 году — по классу пения. В 1928-м году Александров организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски, который в 1937-м году завоевал Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Самые известные песни Александрова — «Священная война» (1941) на слова В. Лебедева-Кумача, ставшая музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны, и «Гимн СССР» (1943) на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Александров известен также своими обработками для хора революционных песен — «По долинам и по взгорьям», «Из-за лесу», «Гулял по Уралу Чапаев-герой» и др., а также русских народных песен — «Вниз по матушке по Волге», «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка», «Ой, да ты калинушка» и др. Александр Александров имеет звания Народного артиста СССР (1937), доктора искусствоведения (1940), генерал-майора Советской Армии (1943) и лауреата Государственной премии СССР (1942 и 1946). Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Советский поет Василий Лебедев-Кумач

Советский поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898—1949)

ВАСИЛИЙ ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Василий Иванович Лебедев-Кумач (настоящая фамилия — Лебедев) родился в Москве 5 августа (24 июля по старому стилю) 1898 года в семье сапожника. В 1908-м году Василий начал учиться в первом классе городского реального училища и как лучший ученик смог получить стипендию на обучение в гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1917 году Василий Лебедев стал студентом историко-филологического факультета Московского университета, который покинул на втором курсе, чтобы начать литературную деятельность. С 1919 года Лебедев выступал в военных клубах, работал в Бюро печати Политуправления Реввоенсовета республики и в военном отделе «Агит-Роста». Тогда появился его псевдоним «Кумач». С 1921 по 1922-й Лебедев-Кумач — сотрудник газет «Беднота», «Гудок» и «Крестьянская газета». В 1922-м принял участие в создании журнала «Крокодил». В 1934-м, уволившись из журнала, решил попробовать свои силы в кино, написав текст песни «Марш весёлых ребят» для фильма Г. Александрова «Весёлые ребята» в соавторстве с И. Дунаевским. После грандиозного успеха фильма Лебедев-Кумач стал востребованным и любимым властями поэтом. Появились песни «Широка страна моя родная» (1936, музыка Дунаевского), «Весёлый ветер» (1936, музыка Дунаевского), «Песня о Волге» (1938, музыка Дунаевского), «Москва майская» (1937, музыка братьев Покрасс) и др. Но, наверное, наиболее значительным творческим достижением поэта можно считать песню «Священная война» («Вставай, страна огромная»), которая была написана в соавторстве с композитором А. Александровым в 20-х числах июня 1941 года и стала музыкальным символом Великой Отечественной войны. Лебедев-Кумач имеет звание лауреата Сталинской премии (1941) и многочисленные правительственные награды. Василий Иванович Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Советский плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Советский военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кукрыниксы. 1941 г.

Сорок первый год разделил жизнь страны и народа на две эпохи. «До войны» — говорили люди о том, что было до 22-го июня. С оружием в руках уходили на фронт коммунисты, «ухо­дили комсомольцы»...

И в первый же день боев с фашистами Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в двух газетах — «Известиях» и «Красной Звезде». Композитор Александр Васильевич Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, прочел эти стихи. Утром он пришел на репетицию и написал па грифельной доске слова и мелодию сочиненной им песни...

И она отправилась воевать. Ее увезли на фронт три бригады Ансамбля, выехавшие обслуживать части действующей армии. А группа Ансамбля, оставшаяся пока в Москве, выступила прямо на перроне Белорусского вокзала перед призывниками.

Вот как рассказывает о первых слушателях песни писатель Константин Федин в романе «Костер»: «...Наперекор разности лиц было в них нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзы­вом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжественен, как гимн, призывен, как походный марш...» (песня написана в трехдольном размере — редчайший для марша случай).

Репродукторы вынесли песню на вокзальную площадь, на улицу Горького, Ленинградское шоссе...

С песней «Священная война» шли колонны советских солдат по фронтовым дорогам на запад, эту песню пели шепотом в пар­тизанских землянках, на торжественных парадах и в короткие интервалы между боями.

Она прошла землями освобожденной Польши и Румынии, Чехословакии, Венгрии и Болгарии. Она звучала в поверженном Берлине, когда «война народная, священная война» завершилась разгромом ненавистного фашизма.

В упомянутом сборнике песен «Это юность моя» приводится отрывок из неопубликованной статьи А. В. Александрова «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот что писал Александр Васильевич: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось мо­гучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие... «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму...»

Песня и сейчас жива.

Часто звучит она и в концертах дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, которым руководит сын одного из ее авторов, народный артист СССР Борис Алексан­дров, исполнявший эту песню со своими товарищами музыканта­ми в июне 1941 года на перроне Белорусского вокзала.

А. Е. Луковников в книге «Друзья-однополчане» приводит эпизод с исполнением «Священной войны» на гастролях в Канаде. Песня не входила в концертную программу ансамбля. Но 9 мая в честь праздника Победы было решено начать концерт «Священной войной», хотя не было уверенности, что слушатели примут песню: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющим. На следующий день местные газеты сообщали, что «русские День Победы отметили песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину. В этом они были правы!»

Александр Васильевич Александров родился в глухой рязанской деревеньке Плахино и с раннего детства тянулся к музыке, заслушивался старинными протяжными русскими песнями. Он стремился к музыкальному образованию последовательно и упорно и прошел длинный и трудный путь от ученика регентских классов Петербургской придворной певческой капеллы и студента Петербургской консерватории до дирижерского пульта прославленного во всем мире коллектива, стал известным композитором, доктором искусствоведения, народным артистом Советско­го Союза.

Щедро одарила природа этого человека: помимо яркого музыкального дарования, у него был большой голос, и в Московской консерватории он одновременно занимался по классу композиции у известного композитора Сергея Василенко, а по классу вокала у выдающегося педагога итальянской школы бель канто Умберто Мазетти.

Всю жизнь Александр Васильевич стремился передать свои знания другим.

Еще в молодости, когда он работал в Твери хормейстером, ему удалось организовать удивительное но тем временам учебное заведение — музыкальную школу, которую он и возглавлял не­сколько лет.

Потом он преподавал и был профессором в Московской консерватории, а в 1928 году по его инициативе и при его непосред­ственном участии в Москве был создан армейский ансамбль, который теперь заслуженно носит имя своего первого художественного руководителя Александра Васильевича Александрова.

До сих пор в репертуаре многих хоровых коллективов сделанные Александровым обработки напевов гражданской войны «По долинам и по взгорьям», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», обработки народных песен: «Вниз по матушке по Волге», «Ой, да ты калинушка...».

Но чаще всего мы встречаемся с творчеством Александра Васильевича Александрова, когда слушаем или сами исполняем Гимн Советского Союза. И очень знаменательно, что музыка эта была вначале музыкой «Гимна партии большевиков», созданного поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Александровым — авторами «Священной войны».

Источник: В. Викторов, М. Садовский. Звонкие судьбы. М., 1980

«ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!..»

Советский плакат «Бьемся мы здорово...»

Советский военный плакат «Бьемся мы здорово...». Кукрыниксы. 1941 г.

Читатель! Может быть, этот день — 22 июня 1941 года — ты знаешь только по книгам да фильмам, потому что тогда, в сорок первом, ты еще просто не успел родиться. Зато люди, которым довелось пережить это воскресенье, наверное, никогда уж его не забудут, даже если фашистские бомбы на их город в то утро не падали... Спроси людей старшего поколения — они подтвердят тебе это.

А я из того дня прежде всего помню цирк. В небольшом нашем сибирском городке приезжий цирк был событием, и роди­тели повели меня на воскресное представление. От проделок клоунов, от знаменитой дуровской железной дороги цирк ходил ходуном, а во втором отделении вдруг хлынул дождь, и брезентовый купол быстро промок. Заливало и зрителей, и артистов, но под прохудившимся куполом все равно продолжало царить веселье.

Потом мы прыгали через лужи, и, когда, вымокшие до последней нитки, прибежали домой, тарелка радиорепродуктора сказала короткое страшное слово — война.

Вечером через город к вокзалу шли танки, и впервые люди услышали сообщение Совинформбюро. И тогда же по радио зазвучали песни войны. Конечно, написаны они были раньше — про трех танкистов, про Орленка, про то, как, «гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход», но в тот вечер эти старые, знакомые мелодии сразу обрели какую-то новую, очень суровую тональность.

А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и называлась эта песня «Священная война»:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски. Советской Армии, который сейчас носит имя автора «Священной войны», а руководит ныне ансамблем его сын, генерал-майор Борис Александров. Борис Александрович рассказывал мне:

— Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Когда мой отец написал на эти стихи музыку, точно не знаю: о своем творчестве в семье он обычно не распространялся, считал подобные разговоры нескромными. Знаю лишь, что песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе... В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте. В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале... Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой — у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот — первые такты песни... Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины — и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый...

Настанет время — и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. Специалисты скажут о ее необычности: марш, написанный трехдольным размером. Четверть века спустя, в день столетия Московской консерватории, в дар ей как реликвию преподнесут рукописный подлинник этой песни.

Спустя сорок лет она снова вспыхнет на площади перед Белорусским вокзалом — и люди не смогут скрыть слез.

Но первые ее слушатели ничего этого знать не могли. Для них это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

А у нас, мальчишек, слушавших ее по радио по многу раз в день, мурашки пробегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора — в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

И долгими зимними утрами, ожидая, пока за школьными окнами хоть немножко посветлеет (ведь электричества-то не было), все первые уроки мы старательно выводили неокреп­шими голосами: «Гнилой фашистской нечисти загоним пулю в лоб...» А когда приходили в госпиталь с шефским концертом, свое выступление наш школьный хор непременно начинал со «Священной войны», и, честное слово, не было случая, чтобы люди в бинтах и гипсе нам не подпевали.

Читатель, обязательно послушай эту песню. Не «музыкальный фон» к кино, а именно песню — от начала до конца, со всеми словами и тремя вступительными аккордами. Попытайся достать грампластинку — Краснознаменный ансамбль и сегодня поет ее так, как тогда, на Белорусском вокзале, не меняя ни на йоту. Очень внимательно вслушайся в марш, который начинается этим суровым призывом: «Вставай, страна огромная...»

Источник: Лев Сидоровский. И только потому мы победили. Л., 1985

ПЕСНЯ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

КРАСНОЗНАМЁННЫЙ АНСАМБЛЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ИМЕНИ А. В. АЛЕКСАНДРОВА

Запись с музыкального вечера, посвящённого 70-летию образования ансамбля

Дирижёр: Виктор Фёдоров

Александр Александров, Василий Лебедев-Кумач

Песня «Священная война»

1998 г.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.