Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

В. Соловьёв-Седой, А. Чуркин. ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ

ПЕСНЯ «ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 4 / 4

 

Спо-

Am

ёмте, дру-

B7

зья, ведь

E7

завтра в по-

Am

ход

 

Уй-

Dm6

дём в предрассвет-

F7

ный ту-

E7

ман.

 

Спо-

Fm6

ём

G7

весе-

C

лей, пусть

Dm6

нам

E7

подпо-

Am

ёт

 

Се-

Dm6

дой бое-

E7

вой капи-

Am

тан.

 

Про-

Fm6

щай, лю-

G7

бимый

C

город! У-

E7

ходим завтра

Am

в море.

 

И

Fm6

ран-

G7

ней по-

C

рой Мель-

Dm

кнёт

E7

за кор-

Am

мой

 

Зна-

Dm6

комый пла-

E7

ток голу-

Am

бой.

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

Am

B7

E7

Dm6

F7

Fm6

G7

C

Dm
Условные обозначения
Показать

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1), средний (2), безымянный (3), мизинец (4).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Мультимедийный справочник «Бой + перебор»
Справочник
Четвёрка
Перебор 4/4
Перебор 3/4
Перебор 6/8
Бас + аккорд
Перебор + аккорд
Условные обозначения

Бой + перебор

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ». ТЕКСТ

Песня «Вечер на рейде». Текст

Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём; веселей, пусть нам; подпоёт
Седой боевой капитан.

ПРИПЕВ:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя,
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья!

ПРИПЕВ

На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман,
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян:

ПРИПЕВ

1941

Припев повторяется два раза после каждого куплета

ПЕСНЯ «ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ». АВТОРЫ

Советский композитор Василий Соловьёв-Седой

Советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907—1979)

ВАСИЛИЙ СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия — Соловьёв) родился 25 апреля (12 апреля по старому стилю) 1907 года в Санкт-Петербурге в семье дворника. В детстве самостоятельно научился играть на балалайке, гитаре и пианино. Профессиональную музыкальную деятельность Соловьёв-Седой начал в 1925-м году в качестве пианиста-импровизатора на ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. В 1929-м году поступил в Ленинградский музыкальный техникум, а в 1931-м — в Ленинградскую консерваторию, которую окончил в 1936-м по классу композиции профессора Рязанова. В годы Великой Отечественной войны Соловьёв-Седой стал художественным руководителем организованного им же фронтового эстрадного театра «Ястребок». В послевоенные годы композитор занимал ряд ответственных должностей: председателя правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР (1948—64), секретаря Союза композиторов СССР (1957—74) и РСФСР (с 1960-го). Соловьёв-Седой является автором 3 балетов, музыкальных комедий, музыки к 24 драматическим спектаклям, 8 радиоспектаклям и 44 кинофильмам. Однако наибольшую популярность композитору принесли массовые песни. Среди них можно назвать «Играй, мой баян» (1941) на слова Л. Давидович; «Не тревожь ты себя, не тревожь» (1944) и «Услышь меня, хорошая» (1945) на слова М. Исаковского; «Если бы парни всей земли» (1957) на слова Е. Долматовского; «В путь» (1955) на слова М. Дудина; «Подмосковные вечера» (1956) и «Баллада о солдате» (1961) на слова М. Матусовского; «На солнечной поляночке» (1943), «Соловьи» (1944), «Давно мы дома не были» (1945), «Где же вы теперь, друзья-однополчане», (1947) на слова А. Фатьянова; «Матросские ночи» (1945) и «Пора в путь-дорогу» (1945) на слова С. Фогельсона; «Вечер на рейде» (1941) и «Вечерняя песня» (1957) на слова А. Чуркина. Соловьёв-Седой имеет звания Народного артиста СССР (1967) и Героя Социалистического Труда (1975). Василий Павлович Соловьёв-Седой умер 2 декабря 1979 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Советский поэт Александр Чуркин

Советский поэт Александр Дмитриевич Чуркин (1903—1971)

АЛЕКСАНДР ЧУРКИН

Александр Дмитриевич Чуркин родился 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1903 года в деревне Пирогово Приозерного района Архангельской области в крестьянской семье. В 14 лет покинул родную деревню и добровольно вступил в Красную Армию. После Гражданской войны окончил Одесскую артиллерийскую школу и служил в Кронштадте командиром взвода. В 1927-м году поэт демобилизовался из армии и стал работать в редакции журнала «Резец» литературным сотрудником. В годы Великой Отечественной войны Чуркин состоял в бригаде поэтов и композиторов при Политуправлении Краснознаменного Балтийского флота, работая в военной газете. В послевоенное время занимался литературной и поэтической деятельностью. Первым литературным произведением Александра Чуркина стала автобиографическая повесть «Бубновый край» (1930), за которой последовали сборники стихов и песен «Выход весны» (1931), «Вторая очередь» (1932), «Избранные стихи» (1935), «Песни и стихи» (1938), «Хорошо жить!» (1939), «Избранные стихи» (1940). В послевоенные годы выходят книги «Самое дорогое. Стихи и песни» (1947), «Песни на стихи А.Чуркина» (1949), «Избранное» (1953). Александр Чуркин вошёл в историю русской советской культуры прежде всего как поэт-песенник. Из наиболее популярных песен на его стихи стоит назвать «Вечер на рейде» и «Вечернюю песню» на музыку В. Соловьёва-Седого, «Далеко-далеко», «Парень кудрявый» и «У рябины» на музыку Г. Носова, «Казачью песню» на музыку И. Джержинского и многие другие. Александр Дмитриевич Чуркин умер 9 сентября 1971 года в Ленинграде.

ПЕСНЯ «ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Моряки Великой Отечественной

Моряки времён Великой Отечественной войны. Морская пехота

Пожалуй, самую первую песню Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой: уже 24 июня он принес на Ленинградское радио нотный клавир, где поверху значилось: «Играй, мой баян». А через полтора месяца на свет явился подлинный шедевр — «Вечер на рейде». Как же родилось это песенное чудо? Василий Павлович вспоминал:

— В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню...

Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».

Однако путь у песни в жизнь оказался непростым. Когда Василий Павлович впервые спел ее друзьям, песню забраковали: слишком уж спокойной и «тихой» показалась она, не под­ходящей для грозной военной поры. И композитор спрятал ноты подальше...

А зимой сорок первого выступал он на Калининском фронте. Как-то после концерта в солдатской землянке под Ржевом бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее, и композитор вспомнил о забракованной песне. Уже со второго куплета бойцы начали ему тихо подпевать:

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.

Сразу полюбившаяся фронтовикам песня с этого дня стала опережать артистов. Только начнут концерт, а зрители скандируют: «Вечер на рей-де!..» Возвращаясь с фронта, Соловьев-Седой заехал в Москву, чтобы в Центральном Доме композиторов показать свои новые произведения. «Вечер на рейде» приняли единодушно. Скоро, после исполнения по радио, ее запели тысячи, миллионы людей:

А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя;
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья.

Почему же мирная и тихая песня, в которой, кстати, даже ни разу не вспоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что говорила она о том, что пережили тогда миллионы,— о расставании с любимыми, родными места­ми. И еще, наверное, потому, что есть в ней не только задушевность, но и задумчивость, не только светлая грусть, но и боль­шая внутренняя сила. Привольная мелодия льется естественно, свободно, и поющие словно обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки, отклика:

Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан.

У рояля — словно всплески волн, и ты уже видишь морской простор с его бесконечными далями, ощущаешь величие и силу моря, испытываешь возвышенное настроение — именно это, видно, и стремился композитор передать в музыке:

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой.

Красивая, чистая, душевная песня...

И завидная же доля выпала ей! Партизаны в тылу врага празд­нуют Октябрьскую годовщину... Помните, командир отряда Герой Советского Союза Медведев в своей книге «Это было под Ровно» писал: «Праздник закончился концертом партизанской самодеятельности. Началось с хорового пения. «Прощай, любимый город!» — эту песню знали все. Запевали несколько голосов, весь наш ансамбль подхватывал».

Да, не только моряки считали ее «своей». «Уходим завтра в поле...» — утверждали пехотинцы. Парашютисты, бойцы воздушно-десантных войск, перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает. И в дальнем краю за землю свою десантник не дрогнет в бою». Партизаны Ленинградской области имели свой вариант:

Споемте, друзья, про битвы свои
В отрядах лихих партизан,
Про прошлую жизнь, про схватки, бои...
Играй веселее, баян!

А народные мстители Крыма переиначили песню на свой лад: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы...» Даже к итальянским партизанам попала эта мелодия, и они положили на нее рассказ о юной черноокой героине освободительной борьбы...

Вот какая эта песня. И совсем не случайно мы называем ее, вспоминая самые лучшие песни военного времени.

Источник: Лев Сидоровский. «Прощай, любимый город...» // И только потому мы победили. Л., 1985

ПЕСНЯ «ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

КРАСНОЗНАМЁННЫЙ АНСАМБЛЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ИМЕНИ А. В. АЛЕКСАНДРОВА

Дирижёр: Борис Александров

Солисты: Сергей Иванов и Пётр Богачёв

Запись с музыкального вечера, посвящённого 75-летию В. П. Соловьёва-Седого

1982 г.

Василий Соловьёв-Седой, Александр Чуркин

Песня «Вечер на рейде»

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.