Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

АПОЛОГИЯ СОВЕТСКОЙ ПЕСНИ И РУССКИЙ ШАНСОН

Апология советской песни и русский шансон

Если Вы зашли на эту страницу, то, рискну предположить, что Вас интересует ответ на приблизительно следующий вопрос: «Кто же этот ненормальный, занимающийся собиранием старого советского хлама, который некогда прославлял тоталитарную идеологию и бесчеловечное государство под названием СССР?»

Что ж, попытаюсь на него ответить.

Определить, насколько советское государство было гуманным и насколько бесчеловечным, сегодня, по прошествии небольшого с исторической точки зрения периода времени, не представляется возможным, поскольку любое историческое исследование будет несвободно от политических вкусов и пристрастий его автора.

Да и уместна ли в данном случае постановка вопроса, основанная на этических категориях добра и зла, которые меняются от эпохи к эпохе?

Даже если допустить, что Советский Союз на 200% был бесчеловечным государством, тем более интересным для исследователя должен показаться тот факт, что в условиях жёсткой идеологической цензуры, представители искусства (в данном случае — композиторы) создавали произведения, за которые не стыдно получить гонорар, и среди которых числится немало мировых хитов, вспомним хотя бы «Катюшу» М. Блантера
(М. Блантер, М. Исаковский. Песня «Катюша». Исполняет ансамбль имени А. В. Александрова)
или «Подмосковные вечера» В. Соловьёва-Седого
(В. Соловьёв-Седой, М. Матусовский. Песня «Подмосковные вечера». Исполняет ансамбль имени Александрова).
А это, согласитесь, несомненный признак профессионализма самой высокой пробы.

К тому же, по всей видимости, сложно найти в мировой истории композитора, который не писал бы заказных произведений в то время, когда государство по отношению к отдельно взятой личности да и к целым народам было не менее, а может быть и более, жестоким, чем Советский Союз.

Утверждение о том, что советские песни являются старым хламом, тоже не выдерживает никакой критики. Так может рассуждать только музыкально безграмотный и эстетически неразвитый человек, прислушивающийся к амбициозному мнению окружающих его недалёких экспертов дурного вкуса.

Наверное, никто не усомнится в том, что самым востребованным на сегодняшний день музыкальным жанром в России является русский шансон. Нет такого места, где бы он не звучал: его слушают и дома, и на улице, и в маршрутке, и в концертном зале. А к каким песням он наиболее близок интонационно? К песням типа «Под звёздами балканскими»
(М. Блантер, М. Исаковский. Песня «Под звёздами балканскими». Исполняет Ренат Ибрагимов)
или «Катюша», прообразом которой, кстати сказать, стала знаменитая песня «Чубчик» из репертуара Петра Лещенко. Только в отличие от убогих, безвкусных и примитивных опусов про маму, хазу и святой общак, которые в огромном количестве штампуются людьми, наскоро обученными тыкать пальцем в клавиши дешёвой «самоиграйки», те же песни Блантера или Мокроусова написаны рукой мастера, умевшего создать «гениальный примитив».

С другими жанрами дело обстоит приблизительно также.

Возьмём, к примеру, песню Владимира Захарова «Ой, туманы мои, растуманы», бас, барабаны и гитару, пропущенную через усилитель с искажением, и получится произведение в духе хард-рок или хэви-метал, но куда более интересное с точки зрения мелодики и гармонии.

Поэтому, исходя из собственного опыта, могу сказать, что любому автору, работающему в жанре массовой песни, будет, безусловно, полезен опыт советской песни и советских композиторов.

Таково моё отношение к советской песне. А если кого-то интересует моё творчество, милости прошу прочитать нижеследующее интервью.

СОВЕТСКИЕ ПЕСНИ И НЕ ТОЛЬКО

О СЕБЕ И О ПРОФЕССИИ

Основатель проекта «Песни советского человека» — Сергей Григорьев

Итак, кто же такой Сергей Григорьев?

Человек, который любит жизнь во всех её проявлениях.

И для которого норма — 40 градусов?

Скажите, а какой русский не любит быстрой езды?

А если серьёзно, чем занимаетесь в жизни?

Преподаванием иностранных языков, написанием учебной литературы.

Значит, по профессии Вы филолог?

Да, филолог-романист.

И какие языки Вы преподаёте?

Те языки, которые знаю в совершенстве: английский, испанский и французский.

А что, Вы владеете многими иностранными языками?

Ну, если иметь в виду уровень средней школы, то можно назвать не один десяток, а если говорить о мало-мальски серьёзной степени совершенства, то скажу так: помимо вышеназванных, читаю и разговариваю на немецком, итальянском и португальском, из мёртвых языков — читаю на латыни и древнегреческом.

Впечатляет. Вы говорите, что занимаетесь также учебной литературой?

Занимался когда-то. И надо сказать, небезуспешно. Книга «Испанский язык для поступающих в ВУЗы», например, до сих пор продаётся практически в любом книжном магазине, хотя была написана 8 лет назад.

О МУЗЫКЕ И О ПОЭЗИИ

Получается, что музыкой Вы занимаетесь в свободное от работы время? Это Ваше хобби, увлечение?

Не только музыкой, но и сочинением стихов, даже скорее тем, что получается на стыке музыки и слова, массовой песней и песенной поэзией. Что же касается увлечения, могу сказать, что мне довелось поработать в этно-фьюжн проекте «Золото» в качестве профессионального поэта-песенника, правда тексты писал на английском языке.

А инструментальную музыку Вы пишете?

Пишу, но не в таком количестве, как хотелось бы. Тем, кому интересно, предлагаю послушать струнный квартет и две пьесы для классической шестиструнной гитары
Рондо-квартет "Carmen Triste" («Грустная песня»)
Маленькая пьеска
Пьеса в старинном стиле

А стихи, не предназначенные для музыки, у Вас есть?

Есть, но, к сожалению, они плохо вписываются в формат проекта, поэтому я размещаю их на сторонних ресурсах, на сайте Стихи.ру, например.

Кстати, на этом сайте Вы зарегистрировались как Сергей Мозголов-Григорьев. Ну, с фамилией Григорьев – всё понятно, а первая фамилия откуда? Плод Вашей фантазии?

Это девичья фамилия матери. Дело в том, что, когда я попытался зарегистрироваться как Сергей Григорьев, то оказалось, что таковых там 6 или 7 человек. Просто не хотелось называть себя Сергей Григорьев-7 или Сергей Григорьев-8, вот и получился Сергей Мозголов-Григорьев.

О ПРЕДКАХ

Странная фамилия. Похожа на прозвище.

Примерно так и есть.

А у Ваших предков как она появилась?

История довольно интересная. Вы, конечно, знаете, что русские леса ещё в середине XIX века имели славу надёжного прибежища разного рода лихих людей или, попросту говоря, разбойников. Особенно много их было в районе Мурома и Арзамаса. Помните у Высоцкого: «В заповедных и дремучих, страшных Муромских лесах… Если есть там соловьи, то разбойники». Так вот, из-за этих людей и купеческие обозы, и подводы с крестьянским оброком, как правило, никогда не доходили до места назначения неразграбленными. Но было исключение. Всё обходилось благополучно, если торговый караван сопровождал некий крестьянин из одного села под Нижним Новгородом. Село это существует и сейчас в Вадском районе Нижегородской области, в 30 километрах от Арзамаса, и называется Лопатино. А крестьянина звали Михаил Ершов. Человек этот обладал редким и необъяснимым по тем временам даром, даром внушать свои мысли другим людям, в том числе и разбойникам. Поэтому, выйдя из леса в надежде на хорошую поживу, они неминуемо подпадали под силу его внушения и, разумеется, забывали о цели своей вылазки. За этот необыкновенный дар, который мы сегодня назвали бы гипнозом, ему и дали прозвище «мозголов», которое в 1861 году стало фамилией. Кстати, это слово нарицательное и означает, согласно словарю Даля, «умный, смышлёный человек».

Да, действительно, интересная история. Вполне в духе фольклора.

И русской народной песни, любовь к которой, собственно, и лежит в основе проекта.

О ФОТОГРАФИИ И СОВЕТСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Вам кто-нибудь помогает в работе над проектом?

Помогают многие, но в основном – морально или хорошими советами.

Так значит, Вы хотите сказать, что всё делаете сами?

Практически. Это почти как в той поговорке: и швец, и жнец и на дуде игрец. Пишу стихи, песни, делаю аранжировки, пою. Словом, всё в одном лице.

А фотографии?

С фотографиями мне помогают петербургские фотографы Валерий Пятинин и Вячеслав Григорьев.

Скажите, зачем Вам фотографии современной жизни, ведь проект посвящён советским песням и советской эпохе?

Не совсем. Проект посвящён песням советского человека. Сколько времени прошло с момента распада Советского Союза? 20 лет. С исторической точки зрения совсем небольшой срок. И многие из тех, кто жил в СССР, живы и сейчас, в посткоммунистическую эпоху, т.е. являются нашими современниками. К тому же, само понятие «советский человек» намного шире, чем просто «человек, живший в Советском Союзе».

И кого, по-вашему, можно считать советским человеком?

Человека, который, с одной стороны, слепо верит в какую-либо идею. Не обязательно в коммунизм. Это может быть и прибавка к заработной плате, и целебная сила экстрасенсов, и обещания очередного беспринципного политика. С другой же стороны, этот человек постоянно сомневается в своей вере, держит, так сказать, фигу в кармане, что нередко проявляется в виде своеобразного глумливого цинизма. С этой точки зрения, большинство фотографий сайта посвящено типично советским характерам.

Вам не кажется, что фотографии получились несколько издевательскими?

Издевательскими над кем или над чем?

Над коммунистическими идеалами.

Конечно, в них есть немалая доля иронии и сарказма, но это, как говорится, смех сквозь слёзы. Ведь при советской власти в массовое сознание внедрялись определённые понятия о том, что такое «хорошо», и что такое «плохо». Говорили, что советский человек должен быть идейным и целеустремлённым, мужественным, инициативным, должен по-коммунистически относиться к труду… Но всё это говорилось людьми, которые жили совсем другой жизнью, далёкой от коммунистических идеалов. А когда ситуация в стране изменилась, они с лёгкостью их отбросили, объявив даже вредными. К чему это привело, все мы знаем: бездуховность, всеобщая нравственная и социальная деградация, массовое пьянство…

О РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

Значит, Вы всё-таки симпатизируете коммунистам?

Нет, не симпатизирую. Я отношусь к коммунизму как к религии со своими ритуалами, иконами и догматами, и как всякая религия коммунизм имеет право на уважение.

Но ведь теоретики коммунизма всегда говорили о его научности, был даже такой предмет «Научный коммунизм»?

Я бы говорил не о научности, а о наукообразности и особой коммунистической схоластике, напоминающей средневековые теологические построения. По сути же, советская наука (да, да, именно советская!) опровергла идею коммунизма.

Каким образом?!

Давайте вспомним основной принцип коммунизма: от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. Но в любом советском учебнике психологии было написано, что человеческие потребности ненасыщаемы. И как, спрашивается, можно насытить ненасыщаемые потребности? Абсурд, да и только.

Если Вы не верите в коммунистические идеалы, тогда зачем Вы занимаетесь советским временем?

Это одна из самых интересных эпох русской истории.

Русской? Некоторые люди противопоставляют русское советскому.

Конечно, русской. Возьмём три основополагающих принципа русской монархической доктрины, сформулированных министром народного просвещения при Николае I графом С. С. Уваровым, — Православие, Самодержавие, Народность, т.е. религия и абсолютная власть монарха, поддерживаемая широкими народными массами. Те же самые принципы легли в основу сталинского государства. Православие заменила коммунистическая религия, самодержавие — единоличная власть генсека, которая при всяком удобном случае подчёркивала свою неразрывную связь с народом, хотя бы в лозунгах «Народ и партия — едины», «Дело партии — дело народа», «Всё для народа, всё во имя народа» и т.д. Помните, даже партийных функционеров неофициально называли «слугами народа». Если же говорить о русском психологическом типе, то здесь, как мне кажется, коммунисты угадали его суть.

Какова же она?

Эсхатологичность и тоталитарность мышления. Об этом писал ещё Бердяев. Мышление русского человека эсхатологично. Он всё время ожидает наступления рая на земле. В XVIII-м и первой половине XIX-го века это было ожидание Царства Божия на земле, что с непосредственной наивностью выражалось в учениях различных религиозных сект. Во второй половине XIX-го века это были разнообразные революционные доктрины, толковавшие о переустройстве общества, но конечной целью которых являлось опять-таки установление всеобщего благоденствия. После октября 1917 года это — коммунистическая идеология. Что же касается тоталитарности мышления, то наиболее кратко её можно выразить с помощью известного афоризма «Начальник всегда прав».

О СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ

Своеобразные у Вас взгляды, совсем далёкие от слепого обожания советской эпохи. Почему же тогда комментарии на страницах песен взяты из советской массовой литературы, из тех книг, которые использовались в целях пропаганды?

Вполне возможно, что мои взгляды на советское время своеобразны и интересны, но для меня, прежде всего, важно дать почувствовать посетителям ресурса вкус эпохи со всеми её плюсами и минусами.

И поэтому Вы публикуете на страницах сайта статьи и очерки по истории советской песни, написанные не только при Брежневе, но и при Сталине, т.е. в 30-е — 80-е годы двадцатого века?

Не только поэтому. Дело в том, что материалов по истории советской песни, несмотря на её огромное значение для советской идеологии и пропаганды, всегда (в том числе и в советское время) было катастрофически мало. Трудно сказать, почему. Наверное, большинство исследователей просто ей гнушались, считая, по всей видимости, служанкой идеологии, хотя в этом жанре работали не только так называемые советские композиторы, но и композиторы, которых можно со всем основанием поставить в один ряд с Великими: Бахом, Моцартом, Бетховеном…

Вы имеете в виду Шостаковича?

Да, конечно, Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, которые, как ни странно, писали советские песни. Если же говорить о Шостаковиче, то его можно смело назвать родоначальником жанра советской песни.

Каким образом?

А первая советская песня, «Песня о встречном»? До неё ничего подобного не было. Были хоровые произведения А. Кастальского и тяжеловесный стиль композиторов «ПРОКОЛЛ'а» («ПРОКОЛЛ» расшифровывается как «Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории»), А. Давиденко, В. Белого, Б. Шехтера, М. Коваля, Н. Чемберджи, З. Левиной, С. Ряузова и др. Шостакович же первым в 1932 году написал до гениальности простое, изящное произведение, в которое вложил современный его времени музыкальный смысл.

О НОТАХ

Кстати, на вашем сайте есть ноты не только таких известных песен, как «Песня о встречном», но и редких произведений. Вы их сами делаете или берёте с других ресурсов?

Если есть хорошие (в смысле качества) музыкальные сборники в свободном доступе, то беру с других ресурсов, но, к сожалению, таких не очень много. Поэтому приходится либо скачивать отсканированные на скорую руку песенники и корректировать их в программе «Фотошоп» (исправлять угол наклона, подрезать, вычищать «грязь»), либо сканировать самому. Недавно, например, заметил, что в Интернете очень мало нот детских песен, в частности, трудно найти песни Юрия Чичкова отдельным сборником, чтобы бесплатно, без регистрации и на максимальной скорости. Вот и пришлось отсканировать целых два и выложить на сайте. Или «Песенник туриста», книга 1966 года издания, один из первых сборников авторской песни, выпущенный в нашей стране.

Значит, Вы предоставляете ноты бесплатно?

Нет, не бесплатно, за «спасибо». Поэтому, дорогие любители советских песен, после скачивания нот вы ОБЯЗАНЫ написать благодарность в гостевую книгу! А если серьёзно, то ноты предоставляются для скачивания абсолютно бесплатно, без регистрации или каких-либо других условий, но, естественно, не для коммерческого использования, для домашнего музицирования, так сказать. Если же кто-то действительно пожелает выразить свою благодарность, милости прошу высказаться в гостевой книге или блоге. Буду рад любым отзывам.

Скажите, кроме «Фотошопа», какие ещё программы Вы используете?

Для нот, после коррекции «Фотошопом», я использую программу DjVu Editor, которая собирает получившиеся JPG-файлы в один и кодирует в популярный формат djvu. А затем этот djvu-файл упаковываю в архив WinRar.

А для песен?

Чтобы набрать гитарный файл, использую программу Guitar Pro 5. Набираю мелодию, аккомпанемент, проставляю аккордовую цифровку. Кстати сказать, очень хорошая программа, передаёт все основные приёмы игры на гитаре. Рекомендую как профессионалам, так и новичкам. Но в особенности тем, кто только начинает осваивать этот инструмент, находится на начальном этапе обучения.

И что, по Вашим файлам, даже не имеющий представление о музыке человек, может научиться играть на гитаре?

Конечно, иметь хоть какое-нибудь минимальное представление об игре на гитаре, скажем, на уровне «трёх блатных аккордов», желательно, но не обязательно. При наличии усидчивости и терпения, научиться играть аккомпанемент к песням по моему файлу достаточно просто, потому что набран он, прежде всего, для начинающих.

Скажите, а свои песни, Вы где записываете?

На домашней студии.

А из оборудования что используете?

Звуковую карту Audigy, микшерный пульт Tapco by Mackie, конденсаторный микрофон Rode NT 1-A и миди-клавиатуру Evolution MK-249C2. Из софта — Nuendo 3, Addictive Drums, Reason 3, Akoustik Piano, Real Guitar и Virtual Guitarist.

О ТВОРЧЕСТВЕ

Интересно, какие из этих программ были использованы в песне «Русская протяжная»? Песня звучит очень натурально. Создаётся впечатление, что слышишь «живой» звук баяна или балалайки.

С песней «Русская протяжная» были определённые проблемы. Хотя она была написана достаточно быстро, при записи фонограммы оказалось, что не так то просто найти засэмплированные русские народные инструменты. Искать пришлось долго, и, в итоге, я остановился на звуках Reason 3 для баяна и библиотеке сэмплов "Russian Master" для балалаек. Но, думаю, результат оправдал затраченное время. Получилась неплохая стилизация под рекрутскую песню.

Слушайте, а сколько же Вам лет и с какой стати Вас понесло на белогвардейскую тематику, во времена давно ушедшие, почему вас это задевает, трогает? Вроде бы, это так далеко от сегодняшнего дня, или Вы просто пытаетесь попасть в струю в свете последних событий, скажем, выхода фильма «Адмирал» или интервью с дочерью Деникина?

Конечно, нет. Темой белого движения я заинтересовался ещё на школьной скамье, нашёл великолепное стихотворение белоказачьего поэта Николая Туроверова и принёс его своему преподавателю Алексею Матусову, который и написал музыку. А впервые песня «Уходили мы из Крыма» прозвучала в 1990 году, когда мне было 17 лет.

А Ваши собственные песни, о чём они?

О жизни. О психологии человека, который живёт в постсоветском пространстве, но живёт, постоянно оглядываясь на прошлое, с большой долей гротеска и сарказма, подобно герою песни «Буддист», например, или песни «Вот такое кино».

Но, по-моему, Вас привлекает не только современность. Странная у Вас песня «Сочельник». Есть что-то от былины, есть и мистика. Сразу вспоминаются традиционный эпос и Жуковский с его «Светланой». Это дань моде на русский фольклор?

Никоим образом. Скорее это дань чувству таинственного и неизведанного, которое живёт в каждом человеке, потому что, несмотря на долгую историю христианства, в нас осталось нечто языческое. А вообще-то тема песни «Сочельник» достаточно традиционна: добро и зло, Бог и дьявол.

Сергей, откуда у Вас интерес к русскому шансону, ведь Ваша песня «Весна» — как раз то, что в народе называют «блатняк»? Это личный опыт? Короче говоря, сидели сами?

Нет, не сидел и не думаю, что человек должен обязательно пройти через всё то, о чём он пишет. Достаточно воображения и жизненного опыта. Я общался с разными людьми, в том числе и с теми, кто похож на героя песни «Весна», и всегда старался почувствовать себя на их месте или, как говорят, в их шкуре, примерить на себя их судьбу, взглянуть на мир их глазами. Для меня нет закрытых, неприличных или недостойных тем, потому что всегда хочется узнать жизнь во всех её проявлениях. А тема «человек и общество» имеет не только для меня, но и для многих людей нашей страны первостепенное значение. Достаточно вспомнить времена ГУЛАГа, когда в лагеря отправлялись не только криминальные элементы, но и вполне достойные люди, которые не вписывались в систему. Всех перемалывал страшный Молох, и мало кому оставался шанс выжить. Такова судьба Жжёнова, Лихачёва, Шаламова, Солженицына.

И, наверное, поэтому «Советская земля» — самая трагичная из Ваших песен?

Наверное. Потому что, как мне кажется, я понял, в чём состояла трагедия людей, побывавших в сталинских лагерях.

И в чём же она состояла?

Это трагедия людей, которые ясно осознают, что в их жизни больше ничего не случится, больше не будет никаких жизненных событий, что позади остались — надежда и радость, а впереди — небытиё. Об этом, собственно говоря, и написана песня «Советская земля».

А о любви Вы пишите?

Пишу, только не о любовном позитиве. Для меня важнее любовь прошедшая или неразделённая. Именно она даёт ощущение высшего душевного переживания, ощущение конца и потери, трагедии, как в песне «Вечер».

Что-то у Вас все песни грустноватые. Вы оптимист или пессимист?

Я хорошо информированный оптимист.

?

Я надеюсь на лучшее, но готов к худшему.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.