Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

Б. Мокроусов, А. Фатьянов. КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА

ПЕСНЯ «КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 3 / 4

Am

Хвастать, милая, не

Dm

стану:

E7

Знаю сам, что

Am

говорю.

C

С неба звёздочку до-

Dm

стану

G7

И на память

C

подарю.

Am

Обо мне все люди

Dm6

скажут:

Dm

Сердцем чист и

Am

не спесив.

Am

Или я в масштабах

Dm

ваших

G7

Недостато-

C

чно красив?

Am

Обо мне все люди

Dm6

скажут:

Dm

Сердцем чист и

Am

не спесив.

Am

Или я в масштабах

Dm

ваших

E7

Недостато-

Am

чно красив?

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ля минор

Am

Dm

E7

C

G7

Dm6

Условные обозначения
Показать

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный (1), средний (2), безымянный (3), мизинец (4).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Мультимедийный справочник «Бой + перебор»
Справочник
Четвёрка
Перебор 4/4
Перебор 3/4
Перебор 6/8
Бас + аккорд
Перебор + аккорд
Условные обозначения

Бой + перебор

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА». ТЕКСТ

Виталий Доронин в фильме «Свадьба с приданым»

Хвастать, милая, не стану:
Знаю сам, что говорю.
С неба звёздочку достану
И на память подарю.

Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и не спесив.
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

Но про новые рубахи
И костюм, что в праздник сшил,
Мне районный парикмахер
Комплименты говорил.

Ничего не жаль для милой
И для друга ничего.
Для чего ж ходить вам мимо —
Мимо взгляда моего?

Задержитесь на минуту,
Посмотрите мне в глаза.
Я ведь вам ещё как будто
Про любовь не рассказал.

Для такого объясненья
Я стучался к вам в окно —
Пригласить на воскресенье
В девять сорок пять в кино.

Из-за вас, моя черешня,
Ссорюсь я с приятелем.
До чего же климат здешний
На любовь влиятелен!

Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии.

Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии.

1949

Две последние строчки куплета повторяются два раза

Песню исполнял Виталий Доронин, Леонид Утёсов, Олег Газманов

ПЕСНЯ «КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА». АВТОРЫ

Советский композитор Борис Мокроусов

Советский композитор Борис Андреевич Мокроусов (1909—1968)

БОРИС МОКРОУСОВ

Борис Андреевич Мокроусов родился 27 февраля (14 февраля по старому стилю) 1909 года в посёлке Канавино под Нижним Новгородом. В школе освоил домру, балалайку, мандолину и гитару. В 13 лет по слуху научился играть на фортепиано в клубе железнодорожников. Через два года Мокроусов уже работал тапёром в том же клубе. С 1925 по 1929 был студентом Нижегородского музыкального техникума, а в 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. Борис Мокроусов известен прежде всего как автор массовых песен. Среди наиболее популярных можно назвать патриотическую балладу «Заветный камень» (1944), «Хороши весной в саду цветочки» (1946), «Песню о родной земле» и «Одинокая гармонь» (1947), отмеченные Государственной премией СССР (1948). Среди других не менее популярных песен — «Милый мой живёт в Казани» (1939), «Песня защитников Москвы» (1942), «Не тревожь, ты себя, не тревожь» (1949), «Сормовская лирическая» (1949), «Вологда» (конец 1940-х), «Назначай поскорее свидание» (1953). Среди соавторов Бориса Мокроусова — поэты М. Исаковский, А. Фатьянов, А. Жаров, С. Островой, А. Софронов, А. Чуркин, М. Лисянский и др. Перу композитора принадлежат произведения крупной формы — опера «Чапаев» (1942) и оперетта «Роза ветров» (1947), а также музыка к кинофильмам «Свадьба с приданым» (1953), «Весна на Заречной улице» (1956), «Неуловимые мстители» (1966) и др. Борис Мокроусов имеет звание Заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1962). Борис Андреевич Мокроусов умер 27 марта 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Советский поет Алексей Фатьянов

Советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959)

АЛЕКСЕЙ ФАТЬЯНОВ

Алексей Иванович Фатьянов родился 5 марта 1919 года в г. Вязники Владимирской губернии. В 1929 году семья Фатьяновых переселилась в подмосковный посёлок Лосиноостровский. Алексей поступил в театральную студию А. Д. Дикого при театре ВЦСПС, а в 1937 году был принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, получил ранение, был представлен к правительственным наградам. Во время войны Фатьянов получил известность как поэт-песенник. Тогда были написаны песни на музыку одного из постоянных соавторов Фатьянова — В. Соловьёва-Седого: «На солнечной поляночке» (1942), «Ничего не говорила» (1943), «Соловьи» (1945), «Давно мы дома не были» (1945) и др. После войны поэт создаёт и другие популярные песни: «Три года ты мне снилась» (1946, музыка Н. Богословского), «В городском саду» (1947, музыка М. Блантера), «Мы люди большого полёта» (1948, музыка Б. Мокроусова), «Хвастать, милая, не стану» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На крылечке» (1949, музыка Б. Мокроусова), «На Заречной улице» (1957, музыка Б. Мокроусова). Сотрудничал Фатьянов и с другими известными композиторами (А. Новиков, С. Кац, А. Лепин, Ю. Милютин, Б. Терентьев и др.). Алексей Фатьянов награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно, 1995), орденом Красной Звезды (1944), медалью «За отвагу» (1945), медалью «За победу над Германией» (1945). Алексей Иванович Фатьянов умер 13 ноября 1959 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

ПЕСНЯ «КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Кадры из фильма «Свадьба с приданым»

Персонажи фильма «Свадьба с приданым»: Фёдор-гармонист (М. Доронин) и Николай Курочкин (В. Доронин)

Сегодня его назвали бы мюзиклом — этот сказочный и трогательный по своей высокой незамысловатости фильм «Свадьба с приданым».

Театральные декорации в кино. Актеры выходят на середину сцены-экрана и с театральным же посылом произносят реплики: один говорит, остальные — замирают. Существует любовный четырехугольник: он любит ее, она — другого, все вместе — родной колхоз и битву за урожай. Хорошие, работящие, земные парни и девушки и любят, и веселятся, и страдают, и пляшут под гармонику.

Может быть, он канул бы в лету, как многие советские производственные фильмы, но вот до сего дня по два раза в год, а то и чаще, он появляется в программе телевидения, наполняя сельские дома и городские квартиры старинным молодым задором и светлой ностальгией одновременно.

Иные утверждают, что без песен Фатьянова фильма бы не было.

А вышел он на широкий экран в 1953 году. Но прежде — шел спектакль по одноименной пьесе Н. Дьяконова.

В 1949 году драматург Н. Дьяконов предложил пьесу Театру сатиры. Режиссер Борис Равенских увидел в ней музыкальный спектакль. Скоро начались репетиции.

На главную роль была утверждена молоденькая, двадцатитрехлетняя Вера Васильева. Фильм «Сказание о земле Сибирской», вышедший на большой экран в 1947 году, принес ей первый успех. Владимир Ушаков, тоже молодой актер, должен был сыграть ее жениха. Были заняты Владимир Дорофеев, Галина Кожакина, Людмила Кузмичева, Кира Канаева, Дмитрий Дубов, Георгий Иванов, Татьяна Пельтцер, Борис Рунге, Михаил Дорохин, Виталий Доронин. Прекрасные актеры. Многие из них тогда только начинали. Иные так и не прославились, оставшись героями только одного фильма, спектакля…

Так получилось, что песенные номера были уже введены, но самих песен еще не было. Виталий Доронин в образе Курочкина горделиво, картинно прохаживался по сцене с музыкальной «болванкой» «Давай закурим, товарищ, по одной…». После десяти, двадцати, тридцати репетиций на слова этой безобидной песни актеры двусмысленно шутили, ерничали. Нужна была музыка, нужны были другие песни. Борис Равенских заказал музыку Николаю Будашкину. Широко известный композитор, виртуозный музыкант-баянист, он сочинял для хоров и народных инструментов. Режиссер видел в спектакле колхозные вечеринки, гармонику, пляску… Но та музыка, что написал Будашкин, для песен оказалась не подходящей. Тогда Борис Равенских обратился к Борису Мокроусову.

Так, в начале зимы, пришел по обыкновению Борис к Алексею. Поговорили, покурили. Так получилось, что одиночка Мокроусов «примкнул» к этой семейной паре, ежедневно бывал у них в доме. Вместе ходили они по Москве, навещали друзей, смотрели спектакли, ужинали в ресторане. Мокроусов был великолепно сложен, высок, красив, черняв, безупречно талантлив, но — холост. А у Фатьяновых уже около года стояла колыбелька, от которой струилось по всему дому незримое молочное сияние. Галина возилась с младенцем, она преобразилась, расцвела умилительной материнской непорочностью. Она уже была готова к новому материнству. Борису вздыхалось… Кому не хочется своего тихого счастья, особенно глядя на чужое?

Анна Николаевна, мама Галины, часто сотрапезничала молодым людям. Рассказывают, что она была необычайно хороша собой. На ту пору ей шло к сорока двум годам, выглядела она прекрасно, смотрелась ровесницей своих детей. Она была их другом. К красивой женщине и у юноши, и у мужа отношение особое. Ей даже и руку подать у трамвайной подножки почетно. Что говорить о сердце! А если она еще и теща талантливого друга, то здесь смешиваются и трепет, и восторг, и поклонение. Само собой, во время променадов по вечерней Москве Борис Андреевич почитал за счастье ухаживать за столь удивительной дамой. Фатьянов шутил:

— Борис, ты любишь полных женщин. Какая красивая у меня теща — женись на ней!

Мокроусов отшучивался:

— Я бы рад, Алексей. Но если я женюсь на Анне Николаевне, я автоматически стану твоим папой. А эта вакансия у тебя занята Василием Палычем!

Друзья хохотали, Анна Николаевна их по-матерински воспитывала, Галина с Аленкой радовались, что всем хорошо.

На этот раз Борис Андреевич попросил Алексея Ивановича с ним поработать. Оркестровая музыка, которую он написал к спектаклю, мало подходила для сцены деревенских танцев, но сразу «брала» слушателя. Фатьянов прочел пьесу, выслушал музыку… Скоро он предложил три подходящих текста. Так, между шутками-прибаутками, были сложены замечательные песни к спектаклю «Свадьба с приданым»: «Зацветает степь лесами», «На крылечке твоем» и куплеты Коли Курочкина «Хвастать, милая, не стану…».

…В Театр сатиры они пришли с морозца и, набегу снимая пальто, направились прямиком на сцену.

Как некая рябь по воде, прошел среди артистов шепоток о том, что это — то, чего они давно ждут.

Борис Равенских сверился с часами и таинственно улыбнулся.

Два рослых красивых человека прошли к роялю.

Борис Мокроусов сделал проигрыш, во время которого Алексей Фатьянов уже смотрел на зрителей деревенским гоголем — лукаво, добродушно и надменно…

Хвастать, милая, не стану —
Знаю сам, что говорю.
С неба звездочку достану
И на память подарю.

Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и неспесив…
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

Актеры замерли — пьеса обретала лицо и оно было лицом Курочкина — Доронина, а никак не наоборот! Герои и персонажи оживали.

Куплеты Курочкина все слушали трижды, и повторяли бы еще, да нужно было исполнить две оставшиеся песни. По три раза слушали и «На крылечке твоем…», и «Зацветает степь лесами…».

Виталий Доронин — незабываемый, редкий актер русской чеховской школы — поздравлял и благодарил соавторов за удачу. Он поклонился Фатьянову с Мокроусовым:

— Вот это — прямое попадание! — Голос его, который запомнили навсегда миллионы людей, таял от сердечных чувств. — Какие же вы!.. Вы титаны! — И отдельно — поклон Фатьянову, с которым раньше не был близко знаком: — Мой поклон тебе — титану!

— Хвастать, милый мой, не стану, — нарочито скромно отвечал Фатьянов.

«Куплеты Курочкина» оказались настолько точным попаданием в самую суть создаваемого актером образа, что не сблизить их не могли.

С того дня подружились Фатьянов с Дорониным.

Прежде работавший в ленинградских театрах Виталий Дмитриевич был старше Алексея, но судьбы их были связаны минувшей войной. Так же, как и Фатьянов, он ездил на полуторке по фронтам с Передвижным фронтовым Московским драматическим театром. Так же, как и Фатьянов, он тяготел от Ленинграда к Москве, к ее изысканной простоте и радушию.

Часто поэт заходил на репетиции и оставался за кулисами до позднего утра. Он дышал театром, этим незабываемым воздухом своей юности. Частенько ноги сами вели их в Дом актера, Дом композитора или ЦДЛ. По дороге Фатьянов вдруг принимался читать стихи, может быть, написанные нынешней ночью. Он верил своим стихам, он отвечал за каждое слово, он видел и слышал то, о чем писал. И все же затаенно выжидал критики. Желая слышать только хорошее, он боялся придирок. Всегда порывистый, открытый, предельно прямой в критике чужих стихов, он, как прилежный школьник, вежливо внимал замечаниям в адрес своих…

Столичные театралы терпеливо ждали премьеры.

И она прошла весной, двенадцатого марта 1950 года. И еще долго билеты на этот популярный спектакль достать было невозможно.

Гардеробщики едва успевали принимать пальто, шляпы и зонтики. Только и говорилось, что новый спектакль — постановка необыкновенная. Не было в ней никакого студийного экспериментаторства — все традиционно в фабуле, костюмах и сценографии. Почему же столько шума было в театральных кругах? Потому что песни сотворили чудо. Молодые актеры играли блестяще, пели сами, песни были чудесны. Похожее сбылось потом в театре на Таганке благодаря песням и сценическим образам Высоцкого…

Через три года после театральной премьеры «Свадьбы с приданым» киностудия имени Горького сняла по спектаклю кинофильм. Красивые песни, простые, как разговор, сразу стали любимыми. Даже сатира здесь звучала без привычной издевки, с легким, добрым, понятным юмором. Простоватый гражданин Курочкину у Доронина был не чужд высоким чувствам. Жениховская самоуверенность Курочкина вызывала у зрителя добрую улыбку. Тогда, как Аркадий Райкин выставлял на смех рядового советского гражданина, обличая в нем простеца и едва ли не психически больного человека. Такого, над которым, вообще-то, грех смеяться — его необходимо лечить.

Здесь тоже царил смех, но врачующий душу — смех любовный. Фатьянов умел использовать разговорные интонации в стихах песен. Они окрашивали привычный мир русского простолюдина в яркие тона, наполняли его жизнь каким-то высоким, поэтичным сознанием. Песни восстанавливали изъязвленный невзгодами народный организм — их можно было петь хором…

Виталий Доронин вскоре после этого спектакля получил Государственную премию СССР за театральную работу. Вера Васильева стала кинозвездой, ее красота входила в эталоны. «Улыбка, как у Веры Васильевой», «глаза, как у Веры Васильевой», «фигура, как у Васильевой» — звучало наивысшей похвалой женской внешности. Владимир Ушаков повторил судьбу своего киногероя, став женихом, а следом — и мужем этой красивейшей женщины страны. Он не сделался знаменитым актером, не получил премий и наград, но этот брак был для него выше всяческих поощрений.

И сады, и поля,
И цветы, и земля,
И глаза голубые,
Такие родные твои,

Не от солнечных дней,
Не от теплых лучей —
Расцветают от нашей
Горячей и светлой любви.

Может быть, в фильме «Свадьба с приданым» и была неправда о жизни колхозников. Но какая может быть правда в искусстве, если оно служит всего лишь воспитанию чувств. Оно — не Истина, а всего лишь вечный путь к ней…

И не сиюминутной правде жизни служило творчество Фатьянова, а вечной красоте чувств, которая одна и может «спасти мир».

Источник: Татьяна Дашкевич. Свадьба с приданым // Дашкевич Т. Н. Фатьянов. М., 2004

ПЕСНЯ «КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМЕДИЙНЫЙ ФИЛЬМ-СПЕКТАКЛЬ «СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ»

Режиссёр: Татьяна Лукашевич и Борис Равенских

В ролях: Вера Васильева, Владимир Ушаков, Владимир Дорофеев, Георгий Иванов, Татьяна Пельтцер, Виталий Доронин и другие

Киностудия «Мосфильм»

1953 г.

Борис Мокроусов, Алексей Фатьянов

Песня «Куплеты Курочкина»

Исполняет Виталий Доронин

ПЕСНЯ «КУПЛЕТЫ КУРОЧКИНА». ПЕРЕДЕЛКИ И ПАРОДИИ

Несмотря на то что, с момента театральной премьеры «Свадьбы с приданым» и выхода в прокат одноимённого фильма, «Куплеты Курочкина» пользуются в народе неизменной популярностью, существует сравнительно небольшое количество переделок и пародий на эту песню. Среди них, исключая поздравительные, можно назвать «Песню нового русского» (автор, предположительно, Илья Епищев), «Вечеринка в Городской думе» ( МурзилкиInternational) и пародию-прикол «Хвастать, мужики, не стану» ( Владимир Нежный, группа «Фабрика переделок»)

Песня нового русского

ПЕСНЯ НОВОГО РУССКОГО

Хвастать, милая, не стану:
Я фильтрую свой базар.
С неба звёздочку достану —
Это круче всех Канар.

Про меня ребята скажут:
Хорошо стоит Витёк.
Или я в масштабах ваших,
Ну, не там купил ларёк?

Из-за вас, моя черешня,
Я влетел на десять тонн:
На сосне купил скворечник
Двухэтажный с гаражом!

Высылаю вам по факсу
Нежные признания,
Ведь без них я, как без пальцев,
Жить не в состоянии.

1998

ХВАСТАТЬ, МУЖИКИ, НЕ СТАНУ

Хвастать, мужики не стану,
Знаю сам, что говорю.
Врежу водки два стакана,
А потом я день не пью.

Обо мне все люди скажут,
Что я трезвый паренёк,
В магазине не откажут
Вновь продать мне пузырек.

Я хожу, не унывая
Целый день до вечера,
Ну, а после выпиваю,
Знать пришла опять пора.

Денег мне не жаль на водку,
И для милой очень жаль.
Лучше я куплю селёдку,
Чем ей новенькую шаль.

Я работаю отлично,
Был уволен много раз.
От «Московской» и «Столичной»
Окосел мой левый глаз.

Раз давал я объяснение,
Почему разбил окно,
Объяснил, то невезение,
Очень пьяный был в говно.

Очень часто из-за водки,
Ссорюсь я с приятелем.
Говорит — «Давай по сотке»,
И следит внимательно.

Я же сразу аж в два горла,
И бутылки сразу нет,
Извини брат, вот попёрла
Эта водочка «Привет!»

ВЕЧЕРИНКА В ГОРОДСКОЙ ДУМЕ

Хвастать, милыя, не стану,
Пусть мене немало лет,
«Нотебук» чичас достану,
И полезу в Интернет.

Подключаю по Вай-Фаю,
Где сигнал? Приём! Приём!
В Интернете, понимаю,
Я «собаку съел» на нём.

Я в компутерной науке
Впереди планеты всей,
У меня же на Фейсбуке
Девяносто тыщ друзей.

Вы не стойте на дороге,
Во гробе я вас видал,
У меня сегодня в блохе
Сам Медведев побывал.

Вы меня не увольняйте,
Я способный, не дэбил,
Я вчера на порно сайти
Много нового открыл.

Ну, а танцы голым в клубе,
(Было дело, не скучал),
Посмотрите на Ю-тубе,
Я туды их закачал.

Я прекрасно обучаюсь,
Мне карьеру не губи,
Без проблем я подключаюсь,
FIRE WIRE и USB.

Дайте мне компутер в руки,
Мне осталось лишь понять,
Ну как на этом Нотебуке,
Кверху крышечку поднять.

Дайте мне компутер в руки,
Мне осталось лишь понять,
Ну как на этом Нотебуке,
Кверху крышечку поднять.

2010

Песня написана в связи с заявлением 21 апреля 2010 года бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова о недовольстве работой городского комитета по телекоммуникациям и неспособностью чиновников организовать своевременное информирование граждан. По мнению Лужкова, одна из основных проблем городских чиновников заключается в неумении работать в Интернете. Таких, как выразился Лужков, «дремучих» сотрудников, необходимо отправить, кого на пенсию, а кого в отставку.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.