Некогда в ленинградском «Доме книги» существовал отдел политической литературы, торговавший марксистко-ленинскими брошюрами, которые ясно и недвусмысленно доказывали неизбежность скорой победы коммунизма на всей планете. В годы священной и бескомпромиссной борьбы за прихватизацию государственного имущества отдел ликвидировали, а на его месте разместился достойный преемник … эзотерическая литература. Символично, не правда ли? И таких символов на протяжении советской и постсоветской истории — великое множество.
В 1931 году ленинградской Городской психиатрической больнице №3 было присвоено имя самоотверженного атеиста и беззаветно фанатичного борца с «религиозным дурманом», И. И. Скворцова-Степанова.
Почему? По всей видимости, чтобы напомнить грядущим поколениям о том, где и кому следует изучать его труды.
В 1995-м году петербургская больница имени Карла Маркса стала называться больницей Святого Георгия, который известен, прежде всего, своей победой над дьяволом в образе ужасного змия. Сам собой напрашивается вопрос: какого беса победил в данном случае святой?
Центральная улица города Калязина, переименованная в советское время из Московской в улицу Карла Маркса, проходила когда-то через Торговую площадь, на которой стоял Николаевский собор. В 1940 году при строительстве Угличского водохранилища Торговую площадь затопили, а собор разрушили, оставив колокольню для тренировки парашютистов. И что же получилось в результате? Улица Карла Маркса уходит под воду, над которой возвышается здание уцелевшей колокольни.
Перед собором города Мышкина стоит изваянный в камне Ленин, который традиционным жестом как бы приглашает верующих: «Все на молитву, товарищи! Промедление смерти подобно!»
Список таких символов можно было бы продолжать до бесконечности. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Поэтому, дорогие поклонники страны победившего и развитОго сюрреализма, добро пожаловать в мир хЕромантии, шизотерики и марксистко-ленинской РЕЛИГИОЗНОЙ философии!
Советские и постсоветские символы проиллюстрированы работами петербургских фотографов Валерия Пятинина и Вячеслава Григорьева.
При всех обстоятельствах религия направляет эмоции человека в сторону вымысла, которому приписывается реальность. Именно это и ведет к деформации обычных человеческих чувств. Сами верующие вреда религиозных эмоций не осознают. Они нередко говорят о том, что религиозные эмоции приносят им определенное облегчение, «забвение тягот жизни», помогают преодолевать жизненные трудности и невзгоды.
Религиозная вера невозможна без эмоционального отношения к сверхъестественным объектам, созданным человеческим воображением. А для того, чтобы возникло эмоциональное отношение к объекту религиозной веры, необходимо, чтобы последний был представлен религиозным человеком в чувственно-конкретной, наглядной форме.
Религиозные настроения и религиозные чувства масс весьма чутко реагируют на изменения социальных условий жизни. Быстрое распространение религиозных чувств и настроений во многом связано с действием социально-психологических механизмов подражания и внушения. Механизмы психологического внушения и подражания умело использовались и используются в целях усиления религиозных эмоций.
Примиренческое отношения к религии проявляется и в повседневном жизни, когда в погоне за модой кое у кого наблюдается нездоровый интерес к религиозной атрибутике, и это не получает решительного осуждения со стороны общественности.
Все познавательные, эмоциональные и волевые процессы в сознании верующих людей связываются в той или иной степени с верой в сверхъестественное и тем самым приобретают специфическую направленность.
Всеобщность труда является в нашей стране конституционной обязанностью и моральным долгом каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязанность трудиться сочетается в нашей стране с предоставлением всем гражданам равного права на труд и свободы выбора профессии, места и рода деятельности.
Президент ОАР Насер, известный своим звериным антикоммунизмом, посадивший в тюрьмы всех египетских коммунистов, в годы второй мировой войны — майор фашистской роммелевсиой армии, был удостоен звания Героя Советского Союза в 1958 г., когда он дважды посетил СССР.
Деятельный и инициативный комсомольский работник, сделавший блестящую партийную карьеру, Г. В. Романов в глазах большинства ленинградцев стал олицетворением партийно-бюрократического ханжества и чванства эпохи застоя и загнивания социализма. Он являл собой вполне убедительный образ самодовольного чиновника, излучавшего рекламное благополучие.
Ближе к концу войны войска Прибалтийского фронта, которыми командовал генерал Баграмян, прорвали оборону гитлеровцев и впервые за все военные годы вышли на берег Балтийского моря. Иван Христофорович вошел в сапогах в морскую воду и приказал: «Ну-ка дайте пустую бутылку!»
О Нине Михайловне я впервые услышал от коллег-музейщиков из Саратова. Там она заведовала музеем главного носителя своей фамилии. И с возрастом становилась всё более разговорчивой. Наконец дошло до того, что каждый день по звонку она собирала сотрудников и начинала, а точнее — продолжала предаваться воспоминаниям. Если путалась в деталях или забывала, что к чему, ей дружно подсказывали. Подневольные слушатели уже лучше рассказчицы знали все ее истории.
Проблемы досуга у нас не было. В наше время у нас постоянно возникали какие-то увлечения, которые захватывали нас целиком, поесть некогда было.
Одно из наиболее значительных явлений 50—60-х годов — современная «гитарная» песня, музыкально-поэтическое творчество городской молодежи, «бардов» и «менестрелей», студентов, туристов, певцов-поэтов.
Подобно большинству современных песен, созданных в самодеятельности, студенческие и туристские складываются чаще всего в процессе импровизационного распевания текста и распространяются в основном изустно.
Нет такого человека, которого не радовали бы величественные шаги нашей науки и техники в небо. Это — замечательное свидетельство величия и мощи его разума.
Пионеротряду нужно вдумываться в постановку художественной работы. Пионерам нужно не просто принимать участие в художественной работе, а стараться разобраться в ней, понять, как ее надо ставить. Особенно нужна для ребят самодеятельность в искусстве, так называемое «массовое действо»: коллективная декламация, массовые инсценировки.
Эти кровопийцы нажились на народной нужде во время войны, они скопили тысячи и сотни тысяч денег, повышая цены на хлеб и другие продукты.
Им нужна война для получения сверхприбылей, для ограбления других стран.
Работница загружена домашней работой. Эта домашняя работа мешает ей читать, учиться. Ей недосуг.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований.
Таинственные пришельцы летают над нашими головами, где и когда им заблагорассудится, и кое-где появляются, говорят, даже чаще рейсовых автобусов. Явлений таинственных и неразгаданных в нашей жизни тоже хватает, и мы взираем на них с таким же трепетом, с каким смотрит издали на огни большого города мудрый гиббон, тоже, кстати, считающий себя хозяином джунглей.
Многое указывает на то, что так называемые пришельцы давно уже используют в своих интересах знания о Времени. Вероятно, большинство наблюдаемых нами техногенных НЛО представляют из себя либо машину времени в чистом виде (для перемещения во Времени), либо полевые летательные аппараты с двигателем на основе машины времени (для перемещения в Пространстве).
Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Дзэн, как и всякая истинная религия, стоит за непосредственное восприятие реальности. Он предлагает напиться из источника жизни вместо того, чтобы довольствоваться всякими слухами о нем.
В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.
На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего развития. Это касается всех блоков двусторонней кооперации, но в первую очередь экономического.
Нам необходимо наращивать экономическую дипломатию, прямо соотнося её результаты с практической отдачей для модернизации, прежде всего для модернизации. Внешняя политика должна выражаться сейчас не только в ракетах, но и в конкретных и понятных нашим гражданам достижениях.
Было что-то странное, жуткое в возникновении Петербурга, в судьбе его, в его отношении ко всей огромной России, в его оторванности от народной жизни, что-то разом и властно порабощающее и призрачное.
Комментарии к фотографиям взяты из следующих произведений:
Н. А. Бердяев. Астральный роман;
Германия. Вызовы XXI века. М., 2009;
Л. А. Гильберг. Покорение неба. М., 1977;
Дайсэцу Тайтаро Судзуки. Основы дзэн-буддизма. Бишкек. 1993;
С. Г. Кара-Мурза. Жизнь в СССР. М. 2009;
Н. К. Крупская. Выработать у ребят коммунистическую мораль (Речь на пленуме ЦБ ДКО). Педагогические сочинения в десяти томах. Т. 5. М., 1959;
Н. К. Крупская. О быте работниц. Педагогические сочинения в десяти томах. Т. 6. М., 1959
В. И. Ленин. Товарищи-рабочие! Идём в последний, решительный бой! Полное собрание сочинений. Т. 37. М., 1969;
Настольная книга атеиста. М., 1981;
Основы советского законодательства. М., 1974;
Т. В. Попова. О песнях наших дней. М., 1969;
Послание президента России Д. А. Медведева Федеральному собранию 30 ноября 2010;
В. Радзишевский. Байки старой литературки. «Знамя», № 1 за 2008 год;
И. З. Раскин. Энциклопедия хулиганствующего ортодокса. М., 1997;
Н. А. Синдаловский. Временные — в Смольном. История Петербурга. № 1 (29)/2006;
Я. Тёмкин и Е. Черняк. Разбойничий путь американских агрессоров. М., 1952;
Федеральная целевая программа «Культура России (2006—2010 годы)»;
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы»;
Федеральная целевая программа «Русский язык (2006—2010 годы)»;
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
В. А. Чернобров. Тайны времени. М., 1999;
В. А. Чернобров. Тайны параллельных миров. М., 2001.