На данной странице представлена вторая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая песням Гражданской войны
Советская песня рождалась стихийно, в недрах массового песнетворчества гражданской войны. Первые ее шаги относятся к 1918—1920 годам. В песнях этих лет нашли выражение идеи, взгляды и настроения людей, выступивших с оружием в руках на защиту советской власти.
Большую роль в песенном обиходе первых лет советской власти играли гимны дооктябрьского периода. На улицах и площадях открыто и мощно зазвучали «Рабочая марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и другие песни, вышедшие из революционного подполья. Велико было их воодушевляющее воздействие. Однако время потребовало от песни нового содержания, соответствующего событиям и явлениям новой действительности.
Советский поэт Пётр Семёнович Парфёнов (1894—1937?) — автор текста песни «По долинам и по взгорьям»
Источником песенного движения явилась Красная Армия. Песней ее бойцы утверждали свою веру в светлое будущее молодой советской республики, готовность отстоять ценою собственной жизни завоевания Октября. Родилась новая тема — боевые походы Красной Армии. А с нею новый коллективный герой — народ, отстаивающий дело революции.
Первые советские песни возникли на основе наследия прошлого. Новые тексты объединялись с широко известными напевами. Так была сложена походная песня «Мы — красные солдаты» (на мотив знаменитой песни XIX века «Среди лесов дремучих» про разбойничьего атамана Чуркина). Очень часто новые тексты сочинялись в опоре на какой-либо первоисточник. Например, прототипом песни «Расстрел коммунаров» послужила революционная песня «Мы сами копали могилу себе» (1906).
Типичный для этой поры путь создания песен — жанровое переосмысление популярных напевов. Ярчайший пример — один из первых красноармейских походных гимнов «Смело мы в бой пойдем». Его мелодия восходит к популярному в дореволюционные годы салонному романсу «Белой акации гроздья душистые». Примечательно, что чеканный маршевый ритм, зарядивший мелодию целеустремленностью и силой, сохранил трехдольность, унаследованную от вальсового первоисточника. Что касается слов, то они родились в результате переосмысления солдатской песни времен первой мировой войны «Слушайте, деды, война началася».
Как это водится в фольклорной практике, песни гражданской войны существовали в десятках текстовых вариантов. В разных армейских частях распевали на свой лад «Яблочко» или не менее популярную матросскую песню «По морям, по волнам».
Большинство песен гражданской войны распространялось и бытовало по законам фольклора, без авторских имен. Тем не менее в результате специальных исследований отдельные имена самодеятельных авторов удалось восстановить. Выяснилось, например, что слова походного кавалерийского марша «Гей, по дороге» (на мелодию старинной казачьей «Эх, в Таганроге») сочинил красный командир А. Маринов, служивший в годы войны в Первой Конной армии.
Непростая судьба выпала на долю знаменитой песни «По долинам и по взгорьям». В том соединении стихов и напева, в котором эта песня дошла до наших дней, она возникла не сразу. Лишь в конце 50-х годов было доказано, что автором оригинального текста является П. Парфенов3. Слова песни он сочинил весной 1920 года на Дальнем Востоке, где служил начальником политотдела штаба главнокомандующего войсками Дальневосточной армии. Мелодия, на которую пелись эти слова в период гражданской войны, в нотах не зафиксирована. По мере распространения песни среди красноармейцев в ее текст вносились поправки и доработки. Родились и многочисленные варианты. С одним из них соединил собственную мелодию командир РККА И. Атуров. В 1929 году эту мелодию услышал и записал от Атурова профессор А. Александров, за год до того организовавший Ансамбль красноармейской песни. В аранжировке А. Александрова и с текстом Парфенова (его отредактировал поэт С. Алымов) песня «По долинам и по взгорьям» («Дальневосточная партизанская») была впервые исполнена Ансамблем, после чего прочно вошла в репертуар прославленного коллектива, завоевала признание и широкую известность у нас в стране и за рубежом.
Советский поэт Демьян Бедный (1883—1945) — автор текста песни «Проводы»
На гребне массового песенного движения гражданской войны возникли первые песни профессиональных авторов.
В 1918 году поэт Демьян Бедный опубликовал свое стихотворение «Проводы» — о том, как молодой крестьянин — доброволец Красной Армии вразумляет свою несознательную родню, пытающуюся отговорить его от армейской службы. Стихотворение задумывалось в расчете на то, что его будут петь, о чем свидетельствует подзаголовок «Красноармейская песня». Автор стихов сам выбрал напев — народную украинскую шуточную песню «Ой, що там за шум учинився». Ее плясовой ритм органично сочетался с маршевым шагом, что придавало песне боевой задор и молодечество. Через несколько лет по прошествии гражданской войны композитор Д. Васильев-Буглай обработал народный напев и вынес песню «Проводы» на концертную эстраду.
Среди самых первых советских песен, созданных профессиональными авторами, — «Песня коммуны». Композитор A. Митюшин, прочитавший стихотворение поэта-правдиста B. Князева, был покорен такими яркими строчками: «Никогда, никогда коммунары не будут рабами».
Одна из любимейших песен гражданской войны — «Красная Армия всех сильней» — много лет считалась народной. В конце 50-х годов музыковед А. Шилов установил имена ее авторов. Ими оказались поэт П. Григорьев и композитор С. Покрасс.4
Советский композитор Юлий (Илья) Абрамович Хайт (1897—1966) — автор музыки песни «Авиамарш»
Героический дух гражданской войны запечатлела песня «Мы красные кавалеристы» («Марш Буденного»). В первоисточнике ее авторами являются композитор Дм. Покрасс (младший брат C. Покрасса) и поэт А. Френкель (впоследствии известный под псевдонимом Д'Актиль). Однако оригинал песни не сохранился. Вот почему Дм. Покрасса и А. Френкеля называют родоначальниками окончательного варианта, сложившегося в результате длительного хождения песни в народе.
«Авиамарш» («Всё выше») композитор Ю. Хайт и поэт П. Герман написали в 1920 году, когда советская авиация еще только-только зарождалась. От большинства других песен периода гражданской войны «Авиамарш» отличается жизнерадостным мажорным характером. Это сочинение фактически является первым предвестником молодежных маршей 30-х годов. Принцип объединения маршевости с танцевальностью посредством острого синкопированного ритма, примененный здесь, обнаружил себя как благодатная основа для выразительных и своеобразных в жанровом отношении песенных мелодий. Кстати, именно синкопы послужили в свое время поводом для ожесточенных нападок на «Авиамарш». Так, например, представители РАПМ (Российская Ассоциация пролетарских музыкантов) клеймили эту песню как «завуалированный фокстрот». Иные критики утверждали, что характер «Авиамарша» чужд задачам борьбы с враждебными силами. Тем не менее популярность этой песни росла. В 1933 году приказом Реввоенсовета «Авиамарш» был объявлен маршем Военно-Воздушных Сил СССР.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.