Основы ладового строения русских народных песен
Ангемитонные напевы характерны для наиболее архаичного слоя календарно-земледельческих песен. Встречаются они и в некоторых песнях, связанных с семейно-бытовой обрядностью, но родственных календарным по кругу своих интонаций и, видимо, по целевому назначению.
Календарная обрядность как таковая давно уже потеряла в народном быту свое первоначальное значение. В связи с этим и календарная песенная традиция стала забываться, лишь местами сохраняясь в виде более или менее полного годового цикла, а чаще проявляясь в отдельных песнях, приуроченных к тому или иному времени года, по благодаря переосмыслению подвергшихся ряду изменений. В результате этого записи календарных напевов, произведенные в разное время и, главное, в разных местностях, — если рассматривать их в массе, — представляют собой довольно пеструю картину смешения древних и более новых музыкально-стилистических особенностей.
К сожалению, исследователи, обращаясь к календарным напевам, зачастую останавливают свое внимание на случайных, не типичных записях, доверяя указаниям на жанровую принадлежность песен, но не считаясь с музыкальными признаками последних. Вместе с тем тщательный анализ календарных песен, записанных там, где они лучше сохранились, позволяет обнаружить под легко различимым слоем позднейших видоизменений и привнесений значительное количество ангемитонных напевов, объединяемых общностью ряда музыкально-стилистических признаков, отражающих по-видимому, особенности древней народно-песенной культуры.
С наибольшей полнотой ангемитонные напевы сохранились на территории Белоруссии и Смоленщины, в некоторых районах Украины, а также в Курской, Пензенской, Брянской областях.19 В ряде местностей Северной и Центральной России, где календарные песни как таковые вовсе не встречаются, следы ангемитонных напевов можно все же найти в виде своеобразных «отпечатков» их контура, лежащих на диатонических песенных мелодиях. Показательно, что ангемитонные напевы, аналогичные по структурным и ладовым признакам исконным напевам Белоруссии и Смоленщины, встречаются у болгар и сербов, словаков и поляков.
Все это позволяет с достаточной уверенностью предполагать, что ангемитонные напевы представляют собой древний пласт народной музыки, сложившийся в эпоху общеславянской песенной культуры. В связи с таким предположением анализ структурных особенностей и принципов ладообразования ангемитонных напевов приобретает особое значение и особый интерес.
В данной работе, посвященной исследованию ладового строения русских народных песен, мы ограничим круг наблюдений напевами Белоруссии, Смоленщины и некоторых центральных областей России, лишь иногда ссылаясь на песни южных и западных славян.
При анализе календарных и близких к ним семейно обрядовых песен Белоруссии и Смоленщины прежде всего обращает на себя внимание преимущественное использование в их напевах нескольких, характерно выраженных ангемитонных звукорядов. Наиболее отчетливо выделяются четыре типа звукорядов, которые могут быть определены как:
1. Трихорды в кварте.
2. Трихорды в квинте.
3. Тетрахорды в квинте.
4. Тетрахорды в сексте.
Данные наименования указывают, с одной стороны, количество основных ступеней звукоряда, а с другой — общий его объем или, как говорят иногда, амбитус.
В перечисленных звукорядах, между смежными их ступенями, могут встречаться только расстояния, равные большой секунде, малой терции и чистой кварте.
Примем условно следующую рабочую терминологию: расстояния между смежными ступенями, равные терции и кварте, будем именовать терцовым и квартовым шагом, две ступени, лежащие на расстоянии секунды, будем считать образующими секундовую ячейку интонирования, а три ступени, разделенные друг от друга секундами, назовем терцовой ячейкой.
Условимся также считать основным такое расположение ступеней звукоряда, при котором секундовая или терцовая ячейки находятся наверху, а терцовый или квартовый шаг — внизу. Расположение ступеней, при котором секундовая или терцовая ячейка окажутся внизу, а терцовый или квартовый шаг — наверху, назовем опрокинутым.
Систематизируя перечисленные выше ангемитонные звукоряды и располагая их в порядке постепенного расширения амбитуса и увеличения количества ступеней, получим следующую схему:
а) Основной вид:
б) Опрокинутый вид:
а) Основной вид:
б) Опрокинутый вид:
а) Основной вид:
б) Опрокинутый вид:
а) Основной вид:
б) Опрокинутый вид:
Приведенная таблица ангемитонных звукорядов выглядит несколько искусственной и может быть воспринята читателем как построение, явившееся результатом абстрактного теоретизирования. Действительно, поскольку в приведенных звукорядах отсутствуют полутоны, каждый из них может быть приравнен к отрезку обычной пентатонной гаммы. В связи с этим возникает сомнение: не целесообразнее ли объединить ангемитонные звукоряды в одну пентатонную гамму и рассматривать ладовое строение ангемитонных напевов под углом зрения тех закономерностей, которые присущи пентатонике? Однако в данном случае слияние различных ангемитонных звукорядов в одну гамму и явилось бы тем абстрактным теоретизированием, которое мешает понять закономерности строения народно-песенной мелодики.
Анализируя песни, интонируемые на основе приведенных нами выше звукорядов, нельзя не заметить, что, группируясь по признакам своих звукорядов, эти песни оказываются в большинстве близкими по приуроченности к определенному времени исполнения, по своему назначению и, следовательно, по своему содержанию. Иначе говоря, наблюдения показывают, что каждый ангемитонный звукоряд использовался для напевов, имеющих ту или иную степень общности содержания. Отсюда следует, что каждый звукоряд является схематизированным отражением («линейной проекцией») звуковысотного контура попевки-интонации, за которой в древности было закреплено определенное смысловое значение. Таким образом, отражая в схеме определенные по смыслу интонации, каждый звукоряд имел свое лицо, свое назначение и свою историю, разгадать которую сейчас уже не представляется возможным.
Итак, с нашей точки зрения, в древней песенной практике выбор звукоряда как основы интонирования той или иной песни был предопределен, но предопределен не содержанием песни в плане словесных образов ее текста, а содержанием песни в плане ее назначения, ее связи с земледельческим или семейным обрядом и той роли, которую играла песня в этом обряде.
В песнях древнейших слоев мы не находим закрепления определенного напева за определенным по содержанию текстом, но найдем безусловное закрепление напева за определенным назначением песни. Здесь мы сталкиваемся со своеобразной «двуплановостью» содержания. Если образы текста в различных песнях одного и того же назначения могут свободно варьироваться, переходя от бытовых картин к отражению картин природы, личных переживаний или трудовых представлений, то напев этих песен будет оставаться единым, обобщающим музыкальное содержание, которое очень трудно расшифровать, но которое, несомненно, близко одному образу-понятию.
Такие напевы, закрепленные за песнями определенного назначения и, в соответствии с последним, построенные на определенном звукоряде, представляли собой своеобразные музыкальные «формулы», неизменно употреблявшиеся для выражения устойчивых музыкальных образов-понятий.20
На основании анализа песен, можно с достаточной уверенностью дать следующие обобщения, касающиеся степени употребительности и случаев использования того или иного ангемитонного звукоряда.
1. Трихорды в кварте в своем основном виде встречаются довольно часто, как правило, в веснянках, можно даже сказать, — в песнях ранней весны. Напев, основанный на квартовом трихорде и завершающийся II его ступенью, можно считать безоговорочным показателем того, что песня относится к весеннему циклу.21 Напевы, основанные на квартовом трихорде и завершающиеся I его ступенью, чаще встречаются в веснянках лирического характера, а также изредка в песнях свадебных.
Опрокинутый трихорд в кварте, по нашим данным, встречается очень редко, но опять-таки в песнях, относящихся к весеннему циклу.
2. Трихорды в квинте в своем чистом, натуральном виде встречаются очень редко. Можно полагать — подробнее об этом будет сказано ниже, — квинтовый трихорд является одним из древнейших и потому менее других сохранившихся звукорядов. Тем не менее наблюдение над песнями позволяет сделать следующие выводы.
Чаще квинтовый трихорд встречается в основном виде и может считаться типичным для песен троицких и «майских», исполнявшихся в период колошения ржи.
Опрокинутый квинтовый трихорд, ни разу не встречавшийся нам в чистом виде, но отчетливо сказывающийся в ряде напевов с более развитым звукорядом, типичен для древних свадебных и колядных песен праздничного характера.22
3. Тетрахорды в квинте в основном виде — очень употребительны. Они являются основой для песен, если и приуроченных к определенным обстоятельствам (например, толочанские песни), то не имеющих отношения к обрядности. Обычно этот звукоряд употребляется для интонирования белорусских «крестинных» и «толочанских» песен (к слову: и те, и другие являются по бытовой своей функции застольными) и особенно часто встречаются в песнях, переходящих уже в категорию песен лирических no-существу («петровских», «осенних») и лиро-эпических по характеру своего содержания.
Опрокинутый квинтовый тетрахорд является как бы следующим шагом в развитии такого же трихорда и, как и последний, типичен для свадебных и колядных песен, а также некоторых лирических, связанных со свадебной тематикой, или праздничных, светлых по своему содержанию.
4. Тетрахорд в сексте в основном виде является наиболее распространенным и употребительным ангемитонным звукорядом. Правда, он далеко не всегда встречается в чистом, строго ангемитонном виде. Терция, лежащая наверху звукоряда, довольно часто оказывается «оминоренной» благодаря понижению верхней ступени. В ряде напевов используются дополнительные, «опевающие» тоны. Однако сам характер использования звукоряда, сам тип интонирования мелодий, остаются неизменными как в чисто ангемитонных напевах, так и в напевах, испытавших видоизменения, заимствующих выразительные средства, присущие диатонике. Поэтому в обобщениях следует учитывать как более древние, так и видоизмененные формы использования данного звукоряда.
Тетрахорд в сексте, как правило, почти не знающее исключений, является основой для интонирования календарных песен связанных с летним периодом: летними календарными праздниками (троицкие, купальские) или полевыми работами (сенокос, жатва).
Можно, правда, встретить, помимо летних, некоторые масленичные, весенние и волочёбные песни, также опирающиеся на «натуральный» или «оминоренный» контур секстового тетрахорда. Однако указанные случаи использования звукоряда легко объясняются тем, что и масленица, и весенние праздники связаны с культом разгорающегося солнца и в данном случае как бы предвосхищают музыкальный образ, присущий летним песням.
В тех местностях, где традиция календарных песен сохранилась до недавнего прошлого, можно было убеждаться воочию, насколько крепко в народном представлении ассоциировалась связь между интонациями, основанными на секстовом тетрахорде, и образами лета. Так, например, в сборнике белорусских народных песен, опубликованном в 1941 году,23 помещен свирельный наигрыш, целиком основанный на указанном звукоряде (с «оминоренной» терцией, обусловленной строем свирели) и названный исполнителем попросту «лето».
Нам кажется, что секстовый тетрахорд с полным основанием может быть назван «летним звукорядом».
Не умолчим и об исключениях. Попевки, основанные на звуковысотном контуре «летнего звукоряда», иногда определяют колыбельные напевы и — как единичные случаи — напевы плачей-причитаний.
«Летняя» попевка, лежащая в основе причитания, может быть воспринята либо как случайность, либо — как факт, ставящий под сомнение первоначальное наше утверждение о «солнечных», светлых истоках напевов, опирающихся на секстовый тетрахорд. На самом деле, как нам думается, случаи использования «летней» попевки в причитаниях могут быть обусловлены тем, что к ряду летних, календарных праздников, народной традицией была приурочена и обрядность поминовения предков. В связи с этим интонационные «символы» праздничного лета могли условно использоваться и как формула интонирования плача.
Показательно, однако, что мы не могли обнаружить ни одной собственно лирической песни, в которой сказались бы «летние» интонации. Мало того, все случаи использования «летнего» звукоряда с текстами, казалось бы, не имеющими никакого отношения к песням календарного цикла, после детального анализа объясняются связями, прямыми или косвенными, существующими между такими песнями и календарной традицией.24
Что касается звукоряда опрокинутого тетрахорда и сексте, то — следует признаться в этом — он был внесен нами в таблицу ангемитонных звукорядов не на основе предварительного знакомства с напевами, на таком звукоряде построенными, а на основе аналогии с другими звукорядами, имеющими подтвержденные практикой случаи применения своих опрокинутых форм. Однако и этот, единственный случай допущенного нами «абстрактного теоретизирования» нашел в дальнейшем свое оправдание. Мы обнаружили напевы, построенные на опрокинутом секстовом звукоряде, но, правда, не в русских, а в болгарских песнях, относящихся, по-видимому, также к земледельческой календарной традиции.
После того как мы отметили степень употребительности отдельных звукорядов и указали на те жанровые группы песен, для которых характерно использование того или иного звукоряда (правильнее сказать — той или иной интонации), — приведем, в виде примеров, ряд песен, а затем уже, на основе их анализа, уясним основные принципы ладообразования, свойственные ангемитонным напевам.
Рассмотрим поначалу напевы, построенные в звукоряде квартового трихорда:25
Напевы, основанные на квинтовом трихорде:
Напевы, основанные на звукоряде тетрахорда в квинте:
Легко заметить, что подавляющее большинство приведенных нами напевов построено на ангемитонных звукорядах основной их формы. Опрокинутые звукоряды в белорусских и русских песнях встречаются редко, поэтому и примеры использования такой формы звукорядов — единичны. Напев, основанный на опрокинутом секстовом тетрахорде, как уже говорилось, мы смогли обнаружить только у болгар. Кстати, опрокинутые формы ангемитонных звукорядов — насколько можно судить по сборникам Василия Стоина — в болгарских песнях встречаются гораздо чаще и, наряду с другими ангемитонными звукорядами, также в песнях, связанных с календарной и семейно-бытовой обрядностью.
Перечислив основные типы ангемитонных звукорядов, служившие основой интонирования древних напевов, наметив взаимосвязь между тем или иным звукорядом и кругом образов или назначением интонируемых на его основе песен, попытаемся рассмотреть основной вопрос, связанный с определением принципов и форм ладообразования, присущих ангемитонным напевам.
Этот вопрос сводится к определению тоники в ангемитонных напевах или к установлению каких-то закономерностей в выборе заключительного тона напева (который в народных песнях и является обычно тоникой).
Во всех перечисленных нами звукорядах, из-за отсутствия полутонов, между ступенями не имеется обусловленной тяготением внутренней взаимосвязи, и, следовательно, сами по себе звукоряды неспособны «подсказать» обязательное местоположение тоники или попросту заключительного тона. И действительно, если рассмотреть приведенные выше напевы, можно увидеть, что они, даже будучи построенными на одном и том же звукоряде, завершаются по-разному. Практика показывает, что ангемитонные напевы могли завершаться любой ступенью звукоряда, кроме самой верхней.
Чем же объяснить это — случайностью или произволом? — Конечно нет. Безусловно, в каждом отдельном случае выбор ступени для заключительного, завершающего тона определялся смысловым содержанием интонируемого напева.
Как известно, в обычной разговорной речи интонационно-смысловой характер фразы определяется главным образом ее окончанием, то есть тем, какое высотное положение в общей линии интонирования занимает конечный его тон. Именно окончание фразы способно придать ей и утверждающий, и вопросительный, и повествовательный смысл. Точно также и в простейших ангемитонных напевах заключительный мелодический оборот, утверждающий местоположение конечного тона, определяет смысловой характер музыкальной фразы, составляющей песенную строфу.26
Генетическая зависимость древних календарных напевов от речевых интонаций — преимущественно от возгласов — кажется нам совершенно бесспорной. В связи с этим мы считаем, что и мелодическая линия интонирования простейших ангемитонных напевов подчиняется в своем становлении не столько чисто музыкальным закономерностям, сколько закономерностям выразительно-смысловым, воспринятым этими напевами от речевой интонации.
Между речью как таковой и напевами, которые, как бы ни были они просты, представляют собой уже музыкальное явление, существует в быту как бы промежуточное звено, а именно — напевно интонируемые выкрики.
Мы имеем в виду не трудовые возгласы, в которых наибольшее значение имеет ритмика, обусловленная практическим назначением возгласов способствовать организации трудового процесса. Мы имеем в виду возгласы типа выкриков разносчиков, т. е. возгласы, по смыслу своему и назначению воплощающие различные интонационные формы обращения к объекту. В этом плане интонации выкриков разносчиков представляются нам близкими по своей природе интонациям, лежащим в основе календарных напевов.
Напевность выкриков разносчиков преследует не художественные, а прежде всего — практические цели, так как вытекает из стремления придать выкрикам звонкость и протяжность, необходимую для повышения степени их слышимости и воспринимаемости. «Мелодика» таких распевных выкриков, формирующихся — по сути дела — стихийно, бывает подчас несколько причудливой и далеко не всегда точно интонируется. И все же в ряде случаев можно наблюдать, как интонация выкриков образует музыкальные попевки, укладывающиеся в рамки все тех же ангемитонных звукорядов.
В первом и втором томах «Трудов Музыкально-этнографической комиссии» (М., 1906 и 1911) опубликованы записи, озаглавленные как «Выкрики разносчиков». Приведем несколько примеров, взятых из первого тома. Они очень похожи на весняночные напевы: интонируются и квартовом трихорде и завершаются на II ступени как типичные «призывно-просительные» веснянки:
Следующий «напев» построен в таком же трихорде, но завершается на I его ступени, что свойственно лирико-повествовательным веснянкам:
В следующем примере использован опрокинутый квартовый трихорд:
Из помещаемых ниже выкриков первый основан на квинтовом трихорде и почти совпадает с помещенным ранее напевом колядки (см. пример 7). Второй построен в секстовом тетрахорде и своим кадансом напоминает призывные окончания дожиночных и некоторых купальских песен:
Мы нарочно сохранили указания местностей, в которых произведены приведенные записи. Из этих указаний следует, что формирование попевок, основанных на ангемитонных звукорядах, вовсе не является частным случаем или локальной традицией, а присуще общераспространенным речевым интонациям возгласов.
В румынском журнале «Известия фольклора» помещена очень интересная статья Г. Сулицяну «О выкриках ремесленников, рабочих, бродячих торговцев и разносчиков», преследующая, судя по подзаголовку, цель — изучение связей между словом и музыкой.27 В статье помещены 223 музыкальные записи, снабженные — правда, весьма формальным — анализом ладовой основы мелодических попевок-выкриков. Примечательно, что и среди румынских выкриков можно обнаружить ряд таких, которые опираются на исследуемые нами ангемитонные звукоряды и вполне соответствуют русским.
Приведем два весьма лаконичных румынских выкрика. Первый из них, основанный на квартовом трихорде и завершающийся II ступенью звукоряда, — полностью соответствует кадансовым оборотам «призывно-просительных» смоленских веснянок. Второй, построенный в звукоряде квинтового трихорда, также совпадает с мелодическими оборотами множества календарных напевов:
Два выкрика, помещаемых ниже, опять-таки родственны смоленским песням. Первый построен в квинтовом тетрахорде основного вида. Его мелодический контур близок попевкам более развитых — через добавление квинтового тона — смоленских веснянок. Второй выкрик основан на опрокинутом квинтовом тетрахорде и родствен по своему интонационному контуру смоленской жнивной песне, приведенной выше (см. пример 13)
Сулицяну совершенно справедливо отмечает, что «разговорная речь с ее интонациями и натуральной музыкальностью является одним из факторов, оказывающих свое влияние на эволюцию выкриков бродячих ремесленников. Стоящие на ступени связи между речью и пением, выкрики как бы отображают характерные музыкальные особенности данного языка и идут к мелодическим построениям» (курсив мой — Ф. Р.).28
Интонационная близость румынских выкриков с русскими и одновременно с напевами белорусских и смоленских календарных песен особо примечательна тем, что румынские песни как таковые, — а нам они достаточно хорошо знакомы — по своему интонационному строю совершенно далеки от русских и вообще славянских песен. Следовательно, отмеченная близость лишний раз подчеркивает, что в основе календарных напевов лежат чисто речевые интонации возгласов, которые являются более или менее общими для народов, населяющих Европу.
Итак, в музыкальном строении древних ангемитонных напевов отсутствуют обычные принципы ладообразования, сказывающиеся в наличии четкого ладового центра и ладовых тяготений, направляющих или тормозящих мелодическое движение. Ангемитонные звукоряды включают минимум тонов, необходимых для выявления традиционных интонаций, имевших, по-видимому, в свое время определенное семантическое значение. В процессе интонирования, протекающего по узкому руслу, намеченному звукорядом, мелодия песни могла начинаться от любой его ступени и завершаться любой ступенью, в зависимости от смыслового назначения напева. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить напевы в примерах 2, 4, а также в примерах 10, 12.
Можно установить наиболее часто встречающиеся, типичные мелодические обороты и найти закономерности в использовании той или иной ступени звукоряда как начального или — что важнее — конечного тона мелодии. Однако эти закономерности не изменят общей картины и не разрушат представления об отсутствии в ангемитонных напевах ладового центра как акустической их тоники.
Поскольку при ангемитонном мелодическом движении та или иная ступень подчеркивается ритмически или «логически» как завершающая попевку, постольку она ощущается устоем данного отрезка мелодии, способным выполнять функцию тоники. Перенесение упора на другую ступень звукоряда изменяет и ощущение устоя. Подлинную же тонику, являющуюся завершением музыкальной строфы, утверждает заключительный мелодический оборот, определяющий конечный, «смысловой» устой. Местоположение данного устоя по отношению к диапазону звукоряда или — другими словами — к звуковысотному контуру интонирования, определялось содержанием напева и его практическим назначением.
Иначе говоря, в строении древних ангемитонных мелодий наблюдается последование и сопряжение тонов, подчиняющееся не закономерностям, диктуемым предпосланной системой ладовых тяготений, а смысловому назначению песни. Такое ладообразование напевов можно, пожалуй, назвать свободным, так как оно не подчиняется какой бы то ни было системе сопряжений, выведенной теоретически на основе законов акустики.
В свете изложенных наблюдений более чем странными кажутся выводы, опирающиеся не на изучение песен, а на теоретические системы. Так, например, в своей работе «Звукоряды народной песни» Никольский пишет:
«Устойность квартовых звукорядов в высшей мере определенна и ясна. Крайние точки обоих видов (то есть заполненных и ангемитонных. — Ф. Р.), рассматриваемые и по песенным мелодиям, и по звучанию самого звукоряда, обнаруживают каждая свои особые функции: вершина — как устой, основание — как полуустой, причем заключительным тоном (каденцией) в мелодиях преимущественно служит нижний тон, т. е. полуустой трихорда (как бы полукаденция). В некоторых — мелодия заканчивается на II ступени кварты, каковая ступень поэтому может считаться вторым полуустоем квартового звукоряда (и следовательно, каденцией 2-го вида)».29
Нам совершенно непонятно, какие песни имел в виду Никольский, говоря о характере «устойности» крайних точек квартового звукоряда, рассматриваемых «и по песенным мелодиям». Лично мы не знаем ни одной — ни ангемитонной, ни диатонической «квартовой» мелодии, которая завершалась бы на верхней ступени звукоряда, то есть — по Никольскому — на устое.
Поисками тоники народных напевов занимались многие исследователи. Можно сказать, что с попыток определить тонику народных мелодий начиналось изучение последних. Однако характерно, что всегда искали тонику не как логически-смысловое завершение музыкального содержания песен, а как центр тяготений системы ладовых сопряжений, системы, представляющей собой теоретическое построение, основанное на законах акустики. Иначе говоря, в поисках тоники всегда шли путем, ведущим от предварительно построенной системы к анализу практики песнетворчества.
Шли, не задумываясь о том, что акустические законы остаются акустическими законами, но смысл музыкальной интонации, ее образное содержание и выразительная сила могут заключаться именно в нарушении этих законов и что благодаря этому подлинная тоника напева может лежать вовсе не там, где ей надлежало бы находиться согласно акустической оценке используемого звукоряда.
Следуя утверждению Никольского, легко прийти к выводу, что народные напевы квартового склада не представляют собой законченного построения, то есть законченной музыкальной мысли, поскольку эти напевы не завершаются устоем. Совершенно очевидно, что в данном случае теория находится в противоречии с практикой. Однако исследователи, сталкиваясь с подобными случаями несоответствия своих теоретических предпосылок народно-песенной практике, никогда не задумывались над необходимостью пересмотреть теоретические положения, но искали причины несоответствия в каких-либо особых условиях практики или в несовершенстве последней. Так, например, в своем труде «Русская народная музыка» Сокальский пишет: «Но так как русские народные напевы имеют потребность повторяться многократно для выполнения всех стихов песни, то полного успокоения или заключения они часто избегают и охотнее заключаются полуконцом, вызывающим новую потребность повторения напева. Поэтому заключительный тон напева очень часто падает на нашу доминанту, вызывающую возврат к тонике, т. е. к началу».30
Такое объяснение выглядело бы убедительным в том случае, если бы в песне, при ее завершении, то есть при исполнении последней строфы текста, каданс изменялся на совершенный. Но поскольку так не бывает и каданс остается неизменным при исполнении всех стихов, постольку песня — с точки зрения Сокальского — остается без «полного успокоения или заключения». На самом же деле напевы, по смыслу своему требующие непрерывного музыкального движения и потому лишенные полного каданса, встречаются лишь в некоторых свадебных и хороводных песнях. Чаще всего отсутствие полного каданса в народных напевах является кажущимся благодаря несоответствию местоположения заключительного тона привычным теоретическим нормам.
Попытки некоторых теоретиков определить ладовое строение песен по их заключительному тону Сокальский считает «механическим приемом» решения задачи. Как ошибочное мнение он приводит слова Лароша: «Не следует ни минуты забывать, что народная музыка одноголосная и что мы не имеем никаких средств узнать — в каком ладу та или другая песня, пока не увидим ее последней ноты».31 Между тем нам кажется, что Ларош, не решая вопроса, намечал более правильный путь к уяснению ладового строения народно-песенной мелодики, нежели это делали сторонники акустически обоснованных систем.
После того как мы установили общие принципы ладообразования древних ангемитонных напевов, нам представляется интересным найти ответ на один частный вопрос, связанный с использованием ангемитонной ладовой системы и относящийся к ее потенциально-выразительным свойствам, а именно — вопрос о применении в этой системе ладовых наклонений.
Предварительно уточним, что говоря о наклонении, мы имеем в виду мажорную или минорную окраску лада, которую придает терция, примыкающая сверху к основному тону, завершающему напев. Данную оговорку мы сочли необходимой потому, что в некоторых работах понятие наклонения лада трактуется широко и определяется характером звучания опорного интервала, лежащего в основе напева. Так, например, Никольский в цитированной статье пишет: «кварта и квинта суть два главнейших подлинно основных наклонений в песне. Нисколько не умаляя мажоро-минорности самой по себе, пользуясь ее выразительностью и колоритностью на общих в музыке основаниях, песня в то же время с особой силой выдвигает как нечто специфическое, ей одной только свойственное, это — такую же колоритность кварт и квинт, каждую в ее индивидуальной красочности, и возводит их на степень своеобразных и типичных наклонений».32
Не входя в подробное обсуждение данного высказывания, верного в оценке «колоритности» кварты и квинты, но весьма спорного в том, что использование этой «колоритности» ограничивается областью народных песен, скажем лишь, что выразительные свойства, присущие интервалам кварты и квинты, даже в том случае, когда их характерное звучание ясно ощутимо в напеве, — навряд ли целесообразно расценивать как «ладовое наклонение». С нашей точки зрения, не запутывая терминологии, под «наклонением» следует понимать только мажорную или минорную «окраску» лада.
Можно ли полагать, что на раннем этапе развития ангемитонных напевов мажорное и минорное наклонения как таковые были осознаны, освоены и применялись в песнях как средство музыкальной выразительности? Для
получения ответа нужно проанализировать простейшие напевы, которые — хотя бы предположительно — можно считать лишенными более поздних наслоений и отражающими музыкальную практику многовековой давности Обратимся к напевам, приведенным в примерах 1—16.
Прежде всего обращают на своя внимание напевы, основанные на квинтовых трихордах (см. примеры 6—9): строение этих напевов несовместимо с использованием ладового наклонения, поскольку интервал терции, определяющий наклонение, я них попросту отсутствует.
Далее, если мы рассмотрим напевы, основанные па звукорядах тетрахорда в квинте, мы увидим, что, несмотря на явно выраженные предпосылки к выявлению мажорного или минорного наклонения, некоторые напевы— в смысле выявления ладового наклонения — остаются «нейтральными». Поясним сказанное примером. Рассмотрим две квинтовые попевки.
Первая из них безусловно, звучит как минорная. Если же обратиться ко второй и воспринять ее чисто мелодически, не «примысливая вертикали», легко убедиться в том, что мажорное или минорное наклонение в этой попевке отсутствует.
Аналогичную картину дают две попевки с различными кадансами, построенные на опрокинутом квинтовом тетрахорде:
Первая полевка звучит как мажорная, тогда как вторая по своему ладовому наклонению оказывается «нейтральной».
Точно так же и попевки, основанные на звукорядах квартового трихорда, могут звучать как минорные или ставиться вне сферы ладового наклонения:
В песенной практике все отмеченные выше попевки равно употребительны как завершающие напев и определяющие его смысловую тонику. Напевы, помещенные выше в примерах 1 и 10, звучат как минорные, 11 и 13-как мажорные, а в примерах 3 и 12 — лежат вне отчетливо выраженного ладового наклонения.
Можно ли на основании приведенных примеров считать, что в песенной практике осознанно применялись интонации мажорного и минорного наклонений, а наряду с этим — интонации, лежащие вне ладового наклонения? Думается, правильнее прийти к заключению, что мажор и минор как таковые в системе ангемитонных напевов не учитывались; в те далекие времена, когда создавались эти напевы, мажор и минор не осознавались, хотя практически встречались в отдельных мелодиях.
Для решения вопроса об использовании ладового наклонения особый интерес представляет анализ напевов интонировавшихся на основе звукоряда, названного нами «летним», то есть звукоряда, состоящего из терцовой ячейки и прилегающей снизу «субкварты». Правда, по-попевки, завершающиеся на I или III ступени данного звукоряда, остаются как бы вне ладового наклонения. Однако наиболее употребительные напевы, завершающиеся на II ступени, то есть на нижнем тоне терцовой ячейки, имеют все условия, необходимые для выявления яркого, «солнечного» мажора.
Обратившись к жнивным песням, для интонирования которых особо характерен «летний» звукоряд с заключительным тоном на II ступени, мы увидим во многих напевах вместо большой — малую терцию, придающую явно выраженное минорное наклонение. Справедливо полагая, что полутон, появившийся в терцовой ячейке и противоречащий природе бесполутоновых звукорядов, является более поздним наслоением, можно как будто прийти к заключению, что минорное наклонение явилось более поздним наслоением и было применено в процессе интонационного развития как осознанное противоположение «изначальному» мажорному наклонению. Так ли это? И да и нет.
Ключ к разрешению вопроса кроется в изучении подлинного звучания песни «в натуре» либо по фонозаписям.
Именно в жнивных песнях или иных из летнего цикла, но интонируемых в четырехступенном звукоряде сексты (при условии слушания их в подлинном звучании), мы обязательно столкнемся с чрезвычайно любопытным явлением: уловить характер интонируемой терции окажется не под силу. Терция будет интонироваться как «нейтральная», лежащая где-то между большой и малой. Наряду с такими песнями мы услышим и песни такого же мелодического контура, но интонируемые в четко выраженном мажорном (реже) и минорном (чаще) наклонениях.33 Нам думается, что на основе этих наблюдений, можно сделать достаточно убедительный вывод.
В своей первооснове песни земледельческого годового круга, интонируемые в четырехступенном звукоряде сексты, не заключали в себе ни мажорного, ни минорного наклонений, так как играющий большую роль в напеве интервал терции интонировался как «нейтральный».34 Мажорное и минорное наклонения как средства выразительности были осознаны и освоены позже, в других песенных жанрах, но не в песнях годового земледельческого крута. Однако, будучи освоенными, эти наклонения впоследствии были перенесены и в практику интонирования календарных песен в процессе их переосмысления, наполнения новым содержанием. В эпоху, когда жнивные песни являлись песнями, сопутствующими периоду летних полевых работ, и в основе своего содержания имели отображение природы, трудовых представлений, культа солнца, — они интонировались с «нейтральной» терцией. По мере закрепощения труда, развития форм классового угнетения, когда содержание их свелось в основном к повествованию о тяжести подневольного труда, к жалобе на семейный и классовый гнет (а к этому времени мажорное и минорное наклонения были уже освоены), напевы этих жнивных песен, сохраняя свои первичный мелодический контур, начали интонироваться с малой терцией, в минорном наклонении.
В некоторых песнях, интонируемых на основе четырехступенного звукоряда в квинте (в основном положении), мы также натолкнемся на интонирование терции как «нейтральной», путающей наши представления о ладовом наклонении. Лишь в песнях, интонируемых на основе квинтового опрокинутого звукоряда, в котором чаще всего и конечный устой утверждается на I ступени, мы встретим четко выраженное и, пожалуй, осознанно подчеркнутое мажорное наклонение. Но эти песни, охарактеризованные выше как связанные с праздником бытового характера, представляются нам более поздним слоем, частично выходящим за пределы годового земледельческого круга и нашедшим свое полное выявление в песнях семейных обрядов.