Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

Феодосий Рубцов. ОСНОВЫ ЛАДОВОГО СТРОЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Ф. А. Рубцов. Основы ладового строения русских народных песен

На данной странице представлено исследование «Основы ладового строения русских народных песен» советского музыковеда Феодосия Антоновича Рубцова (1904—1986), посвящённое проблемам ладообразования русских народных песен

От автора

Введение

Проблема первичных звукорядов

Ладовое строение ангемитонных напевов

Диатоника русских народных песен

Общие вопросы

Интонационные истоки диатоники

Основные пути развития ладовых структур

Простые диатонические лады

Сложные диатонические лады

Заключение

Примечания

Указатель источников

Выходные данные книги

ОТ АВТОРА

„Точка зрения жизни, практики, — писал В. И. Ленин, — должна быть первой и основной точкой зрения теории познания“.1 Это указание, определяющее основы материалистической гносеологии, остается руко­водящим при изучении любого явления действительно­сти, включая и такую форму общественной деятельно­сти, как народное музыкальное творчество.

В исследованиях, посвященных вопросам фольклора, решающее значение имеет правильно найденный угол зрения, позволяющий наблюдать изучаемое явление в его жизненно обусловленных причинно-следственных связях, то есть таким, каково оно в действительности, а не каким его можно представить в свете предвзятых тео­ретических систем.

Предлагаемая вниманию читателей работа ставит своей задачей заново, с точки зрения жизни и практики, рассмотреть проблему ладообразования русских народных напевов. С этой целью самые принципы ладообразования и развитие различных ладовых структур автор пытается определить, уясняя чисто жизненные истоки музыкального языка и процесс развития образно-смыс­лового содержания музыкальной речи.

Работа не является монографией, учитывающей, классифицирующей и объясняющей все основные формы ладов, встречающиеся в русской народно-песенной куль­туре. По своему содержанию она представляет собою как бы «пролегóмены», дополняемые анализом некоторых групп напевов.

Иногда, в поисках решения какой-либо проблемы, бывает полезно забыть историю вопроса, для того чтобы увидеть предмет исследования свежим взглядом. Имен­но потому автор обходит стороной историю развития взглядов на ладовое строение народных песен, полемизи­руя местами лишь с некоторыми, основными точками зрения, сложившимися в музыкознании.

Исходные положения исследования основаны на гипотезе и требуют дальнейшей, углубленной разработки. В связи с этим многое в работе и сегодня остается дискуссионным.

К содержанию

ВВЕДЕНИЕ

Своеобразие русской народной песенности было осознано давно, еще в конце XVIII века, то есть тогда, когда в центре идейных течений эпохи встала проблема национального самопознания, когда передовые деятели русской культуры обратились к народному твор­честву как сокровищнице национальных традиций.

Конечно, осознание национального своеобразия на­родной музыки шло поначалу через ощущение его, кото­рое не могло не возникать при сопоставлении народной песни с городским музыкальным искусством. Задачи, стоявшие перед русской профессиональной музыкой, под­сказывали необходимость практически освоить нацио­нальные богатства народно-песенного языка, а ощущение своеобразия этого языка вело к стремлению осмыслить, изучить его особенности.

Процесс освоения и изучения русской народной песенности, начавшийся с записи и публикации тех песен, которые уже вошли — сами собой — в обиход городского музицирования, постепенно развивался в целенаправлен­ное собирание народных песен, устремившееся по двум руслам.

По одному руслу шло собирание песен с последующей их обработкой, направленной к практической цели: спо­собствовать усвоению народного творчества в условиях города. В интересах бытового музицирования обработки делались в характере наиболее привычных его форм. В интересах мощно развивающейся профессиональной му­зыки обработки осуществлялись как опыты, направлен­ные на поиски национального музыкального языка, включающего все технические ресурсы, но опирающегося на русскую народную мелодику, развивающего и обога­щающего присущие ей особенности. В этих поисках не научные теории, не «мера и число», а интуиция художни­ка и национальное чутье подсказывали путь виднейшим русским композиторам.

По другому руслу, наметившемуся несколько позже, начиная с 50-х годов прошлого века, шло собирание пе­сен как этнографически достоверных документов, отражающих народную песенную практику в ее подлинном виде.2

Первоначальные записи производились на слух, без должного опыта и школы, что обусловило лишь относи­тельную их точность и достоверность. В дальнейшем, благодаря применению звукозаписывающей аппаратуры, они уступили место подлинно научной, легковоспроизво­димой документации.

По мере накопления записей, наряду с публикацией песенных сборников музыкально-этнографического укло­на начали появляться и специальные труды, чаще всего— в виде отдельных статей или предисловий к сборникам. Авторы этих трудов пытались уточнить, определить и научно обосновать своеобразие народно-песенной мело­дики. Таким образом в русской мысли о музыке намети­лись предпосылки для развития особой отрасли музыко­знания — науки о народной музыке или, как часто гово­рят теперь, музыкальной фольклористики.

Излагая общеизвестные факты, мы сознательно рису­ем сейчас картину становления и развития основ русской профессиональной музыки крупными штрихами, для то­го, чтобы, предельно обобщая ряд явлений, увидеть исто­рию русской музыки — условно говоря — с такой высо­ты, которая не дает возможности разглядывать частно­сти, но способствует наиболее отчетливому выявлению основных ее рельефов или, говоря другими словами, ос­новных течений.

В интересующей нас области формирования нацио­нальной русской музыки отчетливо различаются две линии, ведущие к освоению народно-песенного языка и представляющие собой как бы две стороны одного и того же процесса. Первая — практическая — сказывается в творческом использовании и претворении мелодики рус­ских народных песен. Вторая — условно говоря, теорети­ческая — связана с научным постижением основ на­родной мелодики и всего строя русского музыкального языка.

Русская музыкальная практика, гораздо менее, неже­ли музыкознание, оснащенная знанием народной песни как таковой, вопреки этому, уверенно продвигалась впе­ред, и в творчестве ряда композиторов XIX века достигла поразительных высот. Расцвет русской музыки в это вре­мя объясняется не только гениальной одаренностью пе­редовых ее представителей, но и тем, что в творческом освоении народно-песенного языка практика пошла сво­им путем, не оглядываясь на историю развития западно­европейской музыки и не копируя ее.

Наряду с этим музыкознание — в разделе музыкаль­ной фольклористики, — пополняя свои хранилища запи­сями народных песен и, следовательно, расширяя воз­можности изучения основ русского музыкального языка, не найдя верной дороги, задержалось в своем развитии и до сих пор не создало науки о народной песне, той нау­ки, о которой мечтал когда-то А. Н. Серов.

Русскую музыкальную фольклористику нельзя счи­тать наукой в строгом смысле этого слова, потому что она — особенно в разделе теории — не располагает си­стемой знаний, а представляет собой как бы сумму раз­личных, подчас противоречивых, наблюдений, сведений и мнений, не дающих целостного представления о про­цессе развития народно-песенного языка, о характерных и важнейших его особенностях, об его образной сущ­ности.

Оглядываясь на весь путь, пройденный музыкозна­нием в деле изучения склада, строя народных песен, и стараясь понять те причины, которые помешали решить важнейшие вопросы и создать подлинную науку о песне, приходишь к заключению, что основной причиной этого явилось отсутствие правильного метода. А именно: на­родную песню никогда не изучали как таковую, взятую в процессе ее исторического развития, а всегда — ли­бо через призму какой-то предвзятой теории, сложив­шейся на иной, не русской почве, либо — путем сравне­ния с профессиональной городской музыкой, либо — с позиций различных противоборствующих точек зрения, касающихся отдельных, частных вопросов.

Русскую народную песню рассматривали с точки зре­ния древнегреческой музыкальной системы; приклады­вали к ней и мерку так называемых средневековых ла­дов; рассматривали ее и с точки зрения норм профессио­нальной, городской музыки, заранее зная, что эти нормы не подойдут, браня их как мертвую догму и теряя при этом из виду основную задачу. Многократно рассматри­вали народную песню и с точки зрения различных теорий, стройных по форме, но умозрительных по существу, хотя и оперирующих данными акустики. Пытались — в 30-х годах нашей эпохи — объяснять некоторые особенности русской песни, опираясь на новейшие достижения зару­бежной, в частности — немецкой фольклористики.

Однако, как ни кажется это странным, никогда не прослеживали без предвзятости путь развития русской народной песни, не выявляли различные виды и формы ее ладообразования, не систематизировали эти виды и формы и не пытались найти им обоснование в образном содержании песен.

Совершенно непонятно, почему остались не приняты­ми во внимание замечательные слова В. Ф. Одоевского о том, что народные песни «суть народная святыня, к которой надлежит приступать с девственным чувством, без всякой заранее предпосланной теории, не мудрствуя лукаво, но записывая народную песню, как она слышится в голосе и слухе народа, и затем должно будет поста­раться извлечь из самих напевов, как они есть, их тео­рию».3

Характерно, что данное Одоевским определение на­родных напевов как «народной святыни», неоднократно цитировалось в литературе. Из этого следует, что его взгляды были достаточно широко известны. Вместе с тем основное зерно его мысли, заключающееся в прозорли­вом требовании приступать к народным напевам «без всякой заранее предпосланной теории», а извлекать тео­рию «из самих напевов, как они есть», — неизменно ос­тавалось в тени и нигде не упоминалось.

Методологическая ошибка, губительно сказавшаяся на изучении народно-песенной мелодики, заключалась не только в том, что к песне подходили с заранее подготов­ленной теорией, но и в том, что в основе строения народ­ных напевов стремились найти какую-то определенную, единую теоретическую систему. Вместе с тем всякая те­ория является позднейшей надстройкой, возможной лишь на уровне общественного развития, приводящего к созда­нию науки. Народ не имел и не мог иметь научно разра­ботанную систему ладообразования, на основе которой создавалась бы песня. Он мог иметь и имел лишь бога­тейший, веками складывавшийся опыт, в результате которого отстоялись и закрепились практически отдельные закономерности приемов использования выразительных средств и форм их организации. Задача музыкознания к должна заключаться в том, чтобы, исследуя песни, выя­вить основные навыки и приемы формирования звуча­щего материала, не подгоняя их под какую-то единую систему.

С нашей точки зрения, в русской народной песенности, благодаря тому что она представляет собой сложную, многовековую культуру, сохраняющую в бытовой прак­тике песни различных исторических слоев, нет и не может быть единой системы ладового строения. Поскольку русская песенность складыва­лась из переплетения различных исторически обуслов­ленных музыкально-стилистических течений, постольку в ней должно отразиться и несколько различных систем ладообразования.

Исследования основ русской народной мелодики, со­держащие указанные выше методологические ошибки, не привели к нужным результатам, и представление о ла­довом строении песен остается по сей день запутанным и неясным. В последнее время проблема ладообразования русских народных песен в специальных исследованиях не затрагивается, хотя ее нельзя считать решенной. Неволь­но создается впечатление, что эта проблема откладывает­ся в сторону и стыдливо замалчивается как вопрос, заве­денный в безнадежный тупик.

В современном музыковедческом обиходе ладовые ос­новы народных напевов чаще всего определяются как на­туральный мажор и натуральный минор, то есть дается именно то определение, против которого в свое время так яростно восставал Серов, с присущей ему категоричностью заявлявший, что «русская песня не знает ни мажо­ра, ни минора».4 К сожалению, теоретики не замечают того, что, применяя такое определение ладовой основы, они начисто смазывают всякое представление о самом существе народных ладов как форме организации мело­дики, монодийной в своих истоках, не опирающейся на гармонию и не знающей ни субдоминанты, ни доминанты, ни медиант.

Наиболее часто нечеткость данного определения про­является в трактовке «миксолидийских» напевов. Пред­ставление о мажоро-минорной системе, или — вернее — ощущение этой системы с ее функциональным соотноше­нием ступеней настолько довлеет в сознании большин­ства музыкантов, что зачастую, определяя народный на­пев как построенный «в натуральном мажоре с малой септимой», авторы такого определения тут же оговари­вают, что напев кончается не на тонике, а на доминанте, чем сводят ладовую основу мелодики к привычной ма­жорной гамме.

Распространенной сейчас привычке определять на­родные лады, исходя из натурального мажора и минора, как нам кажется, во многом способствовала работа А. Д. Кастальского «Особенности народно-русской музыкаль­ной системы».

Страстно воюя против «мертвой догмы», общеприня­той в западноевропейской музыке, против усвоения си­стемы «добрых соседей», противоречащей складу русских напевов, наконец — против «культурной» обработки на­родных песен, которой Кастальский противопоставляет подлинно народное многоголосие, сам Кастальский, не замечая этого, судит о народной системе с привычных позиций той же мертвой догмы и своими доказательст­вами, которые можно назвать «доказательствами от про­тивного», не вскрывает народную систему, а лишь запу­тывает представление о ней.

Декларативно заявляя: «Я не буду по примеру дру­гих пристегивать к русским песням ярлыков с греческими названиями. Строй и лад могут быть выяснены и без их помощи»,5 Кастальский пытается определять «строй и лад» напевов, рассматривая последовательность их ступеней и построенных на этих ступенях аккордов приме­нительно к мажорной или минорной гамме. При этом Ка­стальский не учитывает — не понимая, или не желая по­нять — того, что звукоряды ладов внешне совпадают со звукорядами или отрезками звукорядов гамм, хотя име­ют свои, совершенно особые закономерности в соотноше­нии ступеней. В результате, применяемый Кастальским метод анализа ладового строения народных напевов ни­чего не уясняет, а чаще запутывает. Например, в отноше­нии миксолидийского напева Кастальский рассуждает так: «Это — также мажор с тонической малой септимой, которая особенно подчеркивается в первом и предпослед­них тактах. Пожалуй, можно считать этот строй обыкно­венным мажором, но с тоникой, совершено потерявшей свое влияние и значение, каковые всецело перешли к ее доминанте, в итоге чего и вводный тон потерял свои бы­лые «тонические» соотношения и сцепления. Странно считать и доминантой, то что уже доминирует как тоника».6

При общей запутанности данного рассуждения, в нем — если вдуматься глубже — весь исторический про­цесс развития ладовых систем оказывается переверну­тым и обращенным вспять, так как миксолидийский лад выглядит следствием «разложения» обычной мажорной гаммы, в которой тоника потеряла «свое влияние и значение».

В другом случае, рассматривая напев, целиком пост­роенный на пентатонике, Кастальский пишет: «Мажор­ным ли считать строй или минорным, выдержанным в трихордной системе? Может быть, какой-нибудь раз­вязный гармонизатор разъяснит конец песни по-своему и одним махом превратит русскую песню в немецкую, вы­держав в таком же стиле всю гармонизацию и, конечно, исказив ее строй. Однако, судя по сопровождению (под последним Кастальский разумеет, видимо, записанные Пальчиковым варианты. — Ф. Р.) — это ля минор (на­туральный), оканчивающийся V ступенью».7

Такое определение ясно показывает, что Кастальский рассматривает напев не таким, каким он есть, а таким, каким он мыслим в правильной — с точки зрения Кастальского — гармонизации. Только этим и можно объяс­нить определение строя как ля минора и разговор об окончании на доминайте, которая совершенно не прису­ща пентатонике.

Основная порочность определения народных ладов методом соотношения их с натуральным мажором или минором, то есть с мажоро-минорной системой, заклю­чается в том, что ладам, помимо тоники, навязывается как обязательный атрибут устой на V ступени — доми­нанта. Если же устой оказывается не на V, а на IV сту­пени, то его считают тоникой и говорят, что напев кон­чается на доминанте, не замечая типично русской плагальности лада.

Ошибочность указанной выше трактовки ладового строения народных песен сказывается и в новейших ра­ботах, посвященных изучению народно-песенного языка. Так, например, в учебном пособии «Русское народное музыкальное творчество» Т. В. Попова пишет: «Напевы, изложенные в натуральном мажоре и миноре с нижней квартовой попевкой, иногда ошибочно рассматриваются как миксолидийский мажор и фригийский минор, в осо­бенности в тех случаях, когда мелодия заканчивается на квинтовом тоне. ...Именно квинтовым тоном нередко на­чинается и завершается песня, как, например, «Про взя­тие Казани», «Исходила младешенька». На большое выразительное значение квинтового тома в русской песен­ной мелодике указывал Глинка. «Квинта есть душа русской музыки: обратите внимание на нее», — говорил он».8

Нам думается, что комментариев к приведенным ци­татам не требуется, они говорят сами за себя. Отметим лишь полную необоснованность ссылки на слова Глинки.

Говоря о методологических и методических ошибках и заблуждениях, допущенных исследователями ладового строения русских народных песен, мы вовсе не имели в виду принижать общее значение упомянутых нами работ, из которых каждая имеет и свои положительные стороны. Мы хотели, ссылаясь на конкретные примеры, лишний раз показать запутанность представлений о народных ладах, до сих пор царящую в нашем музыкознании.

Ошибки Львова и Серова, Мельгунова и Сокальского, Линевой и Кастальского, проявившиеся в их статьях и исследованиях, объясняются и оправдываются неполно­той источников, которыми они могли пользоваться, исто­рической ограниченностью их взглядов и представлении и рядом других, более частных причин, в силу которых, иногда в полемическом азарте, уважаемые и преданные делу изучения народной музыки исследователи впадали в крайности и заблуждения. Было бы, однако, непро­стительным сейчас, наблюдая ошибки прошлого, созна­вая неполноту представлений, присущую и современно­му музыкознанию, не вернуться к проблеме ладового строения русской народной песни и не попытаться найти новый подход к ее решению.

Поиски нового взгляда могут осуществляться разны­ми путями. В области изучения ладового строения на­родной мелодики наиболее целесообразным нам пред­ставляется путь, ведущий не через изучение и критику существовавших и существующих взглядов и мнений, а через обращение к народным песням. Именно поэтому мы позволяем себе не рассматривать и не оценивать имеющиеся работы, а лишь по ходу изложения нашей точки зрения, с целью уяснения собственных положений, ссылаться на некоторых исследователей и цитировать от­дельные их высказывания.

В данной работе мы не ставим перед собой задачу ре­шить проблему — что кажется нам сейчас непосильным, а лишь стремимся найти правильный метод ее решения. С этой целью мы попытаемся проследить весь путь раз­вития народной песенности, установить основные формы ледообразования и, соотнося их не с научными теория­ми, а с образным содержанием песен, их бытовым назна­чением, их интонационными первоистоками и последую­щими связями, найти обусловленность использования этих форм.

К содержанию

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.