На данной странице представлено исследование «Основы ладового строения русских народных песен» советского музыковеда Феодосия Антоновича Рубцова (1904—1986), посвящённое проблемам ладообразования русских народных песен
Ладовое строение ангемитонных напевов
Диатоника русских народных песен
Интонационные истоки диатоники
„Точка зрения жизни, практики, — писал В. И. Ленин, — должна быть первой и основной точкой зрения теории познания“.1 Это указание, определяющее основы материалистической гносеологии, остается руководящим при изучении любого явления действительности, включая и такую форму общественной деятельности, как народное музыкальное творчество.
В исследованиях, посвященных вопросам фольклора, решающее значение имеет правильно найденный угол зрения, позволяющий наблюдать изучаемое явление в его жизненно обусловленных причинно-следственных связях, то есть таким, каково оно в действительности, а не каким его можно представить в свете предвзятых теоретических систем.
Предлагаемая вниманию читателей работа ставит своей задачей заново, с точки зрения жизни и практики, рассмотреть проблему ладообразования русских народных напевов. С этой целью самые принципы ладообразования и развитие различных ладовых структур автор пытается определить, уясняя чисто жизненные истоки музыкального языка и процесс развития образно-смыслового содержания музыкальной речи.
Работа не является монографией, учитывающей, классифицирующей и объясняющей все основные формы ладов, встречающиеся в русской народно-песенной культуре. По своему содержанию она представляет собою как бы «пролегóмены», дополняемые анализом некоторых групп напевов.
Иногда, в поисках решения какой-либо проблемы, бывает полезно забыть историю вопроса, для того чтобы увидеть предмет исследования свежим взглядом. Именно потому автор обходит стороной историю развития взглядов на ладовое строение народных песен, полемизируя местами лишь с некоторыми, основными точками зрения, сложившимися в музыкознании.
Исходные положения исследования основаны на гипотезе и требуют дальнейшей, углубленной разработки. В связи с этим многое в работе и сегодня остается дискуссионным.
Своеобразие русской народной песенности было осознано давно, еще в конце XVIII века, то есть тогда, когда в центре идейных течений эпохи встала проблема национального самопознания, когда передовые деятели русской культуры обратились к народному творчеству как сокровищнице национальных традиций.
Конечно, осознание национального своеобразия народной музыки шло поначалу через ощущение его, которое не могло не возникать при сопоставлении народной песни с городским музыкальным искусством. Задачи, стоявшие перед русской профессиональной музыкой, подсказывали необходимость практически освоить национальные богатства народно-песенного языка, а ощущение своеобразия этого языка вело к стремлению осмыслить, изучить его особенности.
Процесс освоения и изучения русской народной песенности, начавшийся с записи и публикации тех песен, которые уже вошли — сами собой — в обиход городского музицирования, постепенно развивался в целенаправленное собирание народных песен, устремившееся по двум руслам.
По одному руслу шло собирание песен с последующей их обработкой, направленной к практической цели: способствовать усвоению народного творчества в условиях города. В интересах бытового музицирования обработки делались в характере наиболее привычных его форм. В интересах мощно развивающейся профессиональной музыки обработки осуществлялись как опыты, направленные на поиски национального музыкального языка, включающего все технические ресурсы, но опирающегося на русскую народную мелодику, развивающего и обогащающего присущие ей особенности. В этих поисках не научные теории, не «мера и число», а интуиция художника и национальное чутье подсказывали путь виднейшим русским композиторам.
По другому руслу, наметившемуся несколько позже, начиная с 50-х годов прошлого века, шло собирание песен как этнографически достоверных документов, отражающих народную песенную практику в ее подлинном виде.2
Первоначальные записи производились на слух, без должного опыта и школы, что обусловило лишь относительную их точность и достоверность. В дальнейшем, благодаря применению звукозаписывающей аппаратуры, они уступили место подлинно научной, легковоспроизводимой документации.
По мере накопления записей, наряду с публикацией песенных сборников музыкально-этнографического уклона начали появляться и специальные труды, чаще всего— в виде отдельных статей или предисловий к сборникам. Авторы этих трудов пытались уточнить, определить и научно обосновать своеобразие народно-песенной мелодики. Таким образом в русской мысли о музыке наметились предпосылки для развития особой отрасли музыкознания — науки о народной музыке или, как часто говорят теперь, музыкальной фольклористики.
Излагая общеизвестные факты, мы сознательно рисуем сейчас картину становления и развития основ русской профессиональной музыки крупными штрихами, для того, чтобы, предельно обобщая ряд явлений, увидеть историю русской музыки — условно говоря — с такой высоты, которая не дает возможности разглядывать частности, но способствует наиболее отчетливому выявлению основных ее рельефов или, говоря другими словами, основных течений.
В интересующей нас области формирования национальной русской музыки отчетливо различаются две линии, ведущие к освоению народно-песенного языка и представляющие собой как бы две стороны одного и того же процесса. Первая — практическая — сказывается в творческом использовании и претворении мелодики русских народных песен. Вторая — условно говоря, теоретическая — связана с научным постижением основ народной мелодики и всего строя русского музыкального языка.
Русская музыкальная практика, гораздо менее, нежели музыкознание, оснащенная знанием народной песни как таковой, вопреки этому, уверенно продвигалась вперед, и в творчестве ряда композиторов XIX века достигла поразительных высот. Расцвет русской музыки в это время объясняется не только гениальной одаренностью передовых ее представителей, но и тем, что в творческом освоении народно-песенного языка практика пошла своим путем, не оглядываясь на историю развития западноевропейской музыки и не копируя ее.
Наряду с этим музыкознание — в разделе музыкальной фольклористики, — пополняя свои хранилища записями народных песен и, следовательно, расширяя возможности изучения основ русского музыкального языка, не найдя верной дороги, задержалось в своем развитии и до сих пор не создало науки о народной песне, той науки, о которой мечтал когда-то А. Н. Серов.
Русскую музыкальную фольклористику нельзя считать наукой в строгом смысле этого слова, потому что она — особенно в разделе теории — не располагает системой знаний, а представляет собой как бы сумму различных, подчас противоречивых, наблюдений, сведений и мнений, не дающих целостного представления о процессе развития народно-песенного языка, о характерных и важнейших его особенностях, об его образной сущности.
Оглядываясь на весь путь, пройденный музыкознанием в деле изучения склада, строя народных песен, и стараясь понять те причины, которые помешали решить важнейшие вопросы и создать подлинную науку о песне, приходишь к заключению, что основной причиной этого явилось отсутствие правильного метода. А именно: народную песню никогда не изучали как таковую, взятую в процессе ее исторического развития, а всегда — либо через призму какой-то предвзятой теории, сложившейся на иной, не русской почве, либо — путем сравнения с профессиональной городской музыкой, либо — с позиций различных противоборствующих точек зрения, касающихся отдельных, частных вопросов.
Русскую народную песню рассматривали с точки зрения древнегреческой музыкальной системы; прикладывали к ней и мерку так называемых средневековых ладов; рассматривали ее и с точки зрения норм профессиональной, городской музыки, заранее зная, что эти нормы не подойдут, браня их как мертвую догму и теряя при этом из виду основную задачу. Многократно рассматривали народную песню и с точки зрения различных теорий, стройных по форме, но умозрительных по существу, хотя и оперирующих данными акустики. Пытались — в 30-х годах нашей эпохи — объяснять некоторые особенности русской песни, опираясь на новейшие достижения зарубежной, в частности — немецкой фольклористики.
Однако, как ни кажется это странным, никогда не прослеживали без предвзятости путь развития русской народной песни, не выявляли различные виды и формы ее ладообразования, не систематизировали эти виды и формы и не пытались найти им обоснование в образном содержании песен.
Совершенно непонятно, почему остались не принятыми во внимание замечательные слова В. Ф. Одоевского о том, что народные песни «суть народная святыня, к которой надлежит приступать с девственным чувством, без всякой заранее предпосланной теории, не мудрствуя лукаво, но записывая народную песню, как она слышится в голосе и слухе народа, и затем должно будет постараться извлечь из самих напевов, как они есть, их теорию».3
Характерно, что данное Одоевским определение народных напевов как «народной святыни», неоднократно цитировалось в литературе. Из этого следует, что его взгляды были достаточно широко известны. Вместе с тем основное зерно его мысли, заключающееся в прозорливом требовании приступать к народным напевам «без всякой заранее предпосланной теории», а извлекать теорию «из самих напевов, как они есть», — неизменно оставалось в тени и нигде не упоминалось.
Методологическая ошибка, губительно сказавшаяся на изучении народно-песенной мелодики, заключалась не только в том, что к песне подходили с заранее подготовленной теорией, но и в том, что в основе строения народных напевов стремились найти какую-то определенную, единую теоретическую систему. Вместе с тем всякая теория является позднейшей надстройкой, возможной лишь на уровне общественного развития, приводящего к созданию науки. Народ не имел и не мог иметь научно разработанную систему ладообразования, на основе которой создавалась бы песня. Он мог иметь и имел лишь богатейший, веками складывавшийся опыт, в результате которого отстоялись и закрепились практически отдельные закономерности приемов использования выразительных средств и форм их организации. Задача музыкознания к должна заключаться в том, чтобы, исследуя песни, выявить основные навыки и приемы формирования звучащего материала, не подгоняя их под какую-то единую систему.
С нашей точки зрения, в русской народной песенности, благодаря тому что она представляет собой сложную, многовековую культуру, сохраняющую в бытовой практике песни различных исторических слоев, нет и не может быть единой системы ладового строения. Поскольку русская песенность складывалась из переплетения различных исторически обусловленных музыкально-стилистических течений, постольку в ней должно отразиться и несколько различных систем ладообразования.
Исследования основ русской народной мелодики, содержащие указанные выше методологические ошибки, не привели к нужным результатам, и представление о ладовом строении песен остается по сей день запутанным и неясным. В последнее время проблема ладообразования русских народных песен в специальных исследованиях не затрагивается, хотя ее нельзя считать решенной. Невольно создается впечатление, что эта проблема откладывается в сторону и стыдливо замалчивается как вопрос, заведенный в безнадежный тупик.
В современном музыковедческом обиходе ладовые основы народных напевов чаще всего определяются как натуральный мажор и натуральный минор, то есть дается именно то определение, против которого в свое время так яростно восставал Серов, с присущей ему категоричностью заявлявший, что «русская песня не знает ни мажора, ни минора».4 К сожалению, теоретики не замечают того, что, применяя такое определение ладовой основы, они начисто смазывают всякое представление о самом существе народных ладов как форме организации мелодики, монодийной в своих истоках, не опирающейся на гармонию и не знающей ни субдоминанты, ни доминанты, ни медиант.
Наиболее часто нечеткость данного определения проявляется в трактовке «миксолидийских» напевов. Представление о мажоро-минорной системе, или — вернее — ощущение этой системы с ее функциональным соотношением ступеней настолько довлеет в сознании большинства музыкантов, что зачастую, определяя народный напев как построенный «в натуральном мажоре с малой септимой», авторы такого определения тут же оговаривают, что напев кончается не на тонике, а на доминанте, чем сводят ладовую основу мелодики к привычной мажорной гамме.
Распространенной сейчас привычке определять народные лады, исходя из натурального мажора и минора, как нам кажется, во многом способствовала работа А. Д. Кастальского «Особенности народно-русской музыкальной системы».
Страстно воюя против «мертвой догмы», общепринятой в западноевропейской музыке, против усвоения системы «добрых соседей», противоречащей складу русских напевов, наконец — против «культурной» обработки народных песен, которой Кастальский противопоставляет подлинно народное многоголосие, сам Кастальский, не замечая этого, судит о народной системе с привычных позиций той же мертвой догмы и своими доказательствами, которые можно назвать «доказательствами от противного», не вскрывает народную систему, а лишь запутывает представление о ней.
Декларативно заявляя: «Я не буду по примеру других пристегивать к русским песням ярлыков с греческими названиями. Строй и лад могут быть выяснены и без их помощи»,5 Кастальский пытается определять «строй и лад» напевов, рассматривая последовательность их ступеней и построенных на этих ступенях аккордов применительно к мажорной или минорной гамме. При этом Кастальский не учитывает — не понимая, или не желая понять — того, что звукоряды ладов внешне совпадают со звукорядами или отрезками звукорядов гамм, хотя имеют свои, совершенно особые закономерности в соотношении ступеней. В результате, применяемый Кастальским метод анализа ладового строения народных напевов ничего не уясняет, а чаще запутывает. Например, в отношении миксолидийского напева Кастальский рассуждает так: «Это — также мажор с тонической малой септимой, которая особенно подчеркивается в первом и предпоследних тактах. Пожалуй, можно считать этот строй обыкновенным мажором, но с тоникой, совершено потерявшей свое влияние и значение, каковые всецело перешли к ее доминанте, в итоге чего и вводный тон потерял свои былые «тонические» соотношения и сцепления. Странно считать и доминантой, то что уже доминирует как тоника».6
При общей запутанности данного рассуждения, в нем — если вдуматься глубже — весь исторический процесс развития ладовых систем оказывается перевернутым и обращенным вспять, так как миксолидийский лад выглядит следствием «разложения» обычной мажорной гаммы, в которой тоника потеряла «свое влияние и значение».
В другом случае, рассматривая напев, целиком построенный на пентатонике, Кастальский пишет: «Мажорным ли считать строй или минорным, выдержанным в трихордной системе? Может быть, какой-нибудь развязный гармонизатор разъяснит конец песни по-своему и одним махом превратит русскую песню в немецкую, выдержав в таком же стиле всю гармонизацию и, конечно, исказив ее строй. Однако, судя по сопровождению (под последним Кастальский разумеет, видимо, записанные Пальчиковым варианты. — Ф. Р.) — это ля минор (натуральный), оканчивающийся V ступенью».7
Такое определение ясно показывает, что Кастальский рассматривает напев не таким, каким он есть, а таким, каким он мыслим в правильной — с точки зрения Кастальского — гармонизации. Только этим и можно объяснить определение строя как ля минора и разговор об окончании на доминайте, которая совершенно не присуща пентатонике.
Основная порочность определения народных ладов методом соотношения их с натуральным мажором или минором, то есть с мажоро-минорной системой, заключается в том, что ладам, помимо тоники, навязывается как обязательный атрибут устой на V ступени — доминанта. Если же устой оказывается не на V, а на IV ступени, то его считают тоникой и говорят, что напев кончается на доминанте, не замечая типично русской плагальности лада.
Ошибочность указанной выше трактовки ладового строения народных песен сказывается и в новейших работах, посвященных изучению народно-песенного языка. Так, например, в учебном пособии «Русское народное музыкальное творчество» Т. В. Попова пишет: «Напевы, изложенные в натуральном мажоре и миноре с нижней квартовой попевкой, иногда ошибочно рассматриваются как миксолидийский мажор и фригийский минор, в особенности в тех случаях, когда мелодия заканчивается на квинтовом тоне. ...Именно квинтовым тоном нередко начинается и завершается песня, как, например, «Про взятие Казани», «Исходила младешенька». На большое выразительное значение квинтового тома в русской песенной мелодике указывал Глинка. «Квинта есть душа русской музыки: обратите внимание на нее», — говорил он».8
Нам думается, что комментариев к приведенным цитатам не требуется, они говорят сами за себя. Отметим лишь полную необоснованность ссылки на слова Глинки.
Говоря о методологических и методических ошибках и заблуждениях, допущенных исследователями ладового строения русских народных песен, мы вовсе не имели в виду принижать общее значение упомянутых нами работ, из которых каждая имеет и свои положительные стороны. Мы хотели, ссылаясь на конкретные примеры, лишний раз показать запутанность представлений о народных ладах, до сих пор царящую в нашем музыкознании.
Ошибки Львова и Серова, Мельгунова и Сокальского, Линевой и Кастальского, проявившиеся в их статьях и исследованиях, объясняются и оправдываются неполнотой источников, которыми они могли пользоваться, исторической ограниченностью их взглядов и представлении и рядом других, более частных причин, в силу которых, иногда в полемическом азарте, уважаемые и преданные делу изучения народной музыки исследователи впадали в крайности и заблуждения. Было бы, однако, непростительным сейчас, наблюдая ошибки прошлого, сознавая неполноту представлений, присущую и современному музыкознанию, не вернуться к проблеме ладового строения русской народной песни и не попытаться найти новый подход к ее решению.
Поиски нового взгляда могут осуществляться разными путями. В области изучения ладового строения народной мелодики наиболее целесообразным нам представляется путь, ведущий не через изучение и критику существовавших и существующих взглядов и мнений, а через обращение к народным песням. Именно поэтому мы позволяем себе не рассматривать и не оценивать имеющиеся работы, а лишь по ходу изложения нашей точки зрения, с целью уяснения собственных положений, ссылаться на некоторых исследователей и цитировать отдельные их высказывания.
В данной работе мы не ставим перед собой задачу решить проблему — что кажется нам сейчас непосильным, а лишь стремимся найти правильный метод ее решения. С этой целью мы попытаемся проследить весь путь развития народной песенности, установить основные формы ледообразования и, соотнося их не с научными теориями, а с образным содержанием песен, их бытовым назначением, их интонационными первоистоками и последующими связями, найти обусловленность использования этих форм.