На данной странице представлена глава исследования «Основы ладового строения русских народных песен» советского музыковеда Феодосия Антоновича Рубцова (1904—1986), посвящённая проблемам путей развития ладовых структур русских народных песен
Мы уже говорили о том, что в процессе становлении и развития народной песенности не было и не могло быть эпохи кварты или квинты, секунды или терции, то есть эпохи, характеризующейся преимущественным использованием какого-то одного сопряжения тонов, явившегося для своего времени новым шагом в освоении выразительных средств музыки и потому определяющего и лимитирующего диапазон музыкального народного творчества.
Ранняя эпоха или — правильнее сказать — начальные ступени развития песенности характеризовались, по-видимому, не степенью ограниченности музыкально-выразительных средств, а прежде всего — особым назначением напевов и — вытекающими из этого назначения — их содержанием и структурой. А именно: можно полагать, что поначалу напевы представляли собой не что иное, как музыкальные формулы интонирования текста, обобщающие в своем мелодическом контуре выразительно-смысловые свойства речевых интонаций.
Нам представляется, что становление и развитие музыкального языка шло не путем осознания и последовательного освоения звуковысотных ступеней акустической шкалы, а путем закрепления в практике точного, то есть музыкального, интонирования все новых и новых звуковысотных сопряжений, черпаемых из речи. На основе этих сопряжений складывались мелодические попевки, заключающие в себе определенный, общепонятный музыкальный смысл. Музыкально-смысловые попевки, по мере своего накопления, расширяли тот лексикон, из которого творческая практика брала выразительные средства для создания песенных мелодий.
Итак, мы полагаем, что начальный этап развития песенности характеризовался не тем или иным диапазоном интонирования, а подчинением выразительных свойств музыкального языка практике речевых интонаций и формированием музыкальных попевок по аналогии с их речевыми прототипами.
На этом этапе напевы-формулы или «словарные попевки», будучи простейшими музыкально-смысловыми построениями, явились одновременно первичными ячейками ладообразования, в которых практически осваивались и закреплялись ладовые сопряжения тонов.
Следует особо подчеркнуть, что ладовые сопряжения не диктовались акустическим взаимоотношением тонов, но определялись смысловым значением интонирования.
Путь дальнейшего развития ладообразования, ведущий от первичных ладовых сопряжений к сложным ладовым структурам, был неразрывно связан с общим процессом развития песенности, обусловленным постепенным расширением и углублением содержания. Расширение же содержания вызывалось потребностью отражать в песнях все новые и новые явления окружающей действительности. Новое содержание не могло укладываться в старые песенные формы, регламентированные практическими целями раннего искусства, и приводило к созданию новых песенных жанров.
Углубление содержания шло по линии привнесения в песни лирической струи, обусловленной стремлением выразить эмоциональное отношение к явлениям жизни, заменяющее в музыкальном искусстве суждение об этих явлениях. По мере развития содержания песен менялось и значение песенной мелодики. Простейшие музыкально-смысловые построения перерастали в сложные и многогранные напевы-образы, требующие для своего воплощения более или менее развернутой музыкальной строфы. Развертывание строфы осуществлялось путем усложнения музыкально-синтаксической формы напева. Усложнение формы требовало развития ладовых структур. Говоря иными словами, история песенности показывает, что развитие лада было обусловлено стремлением к развитию формы, которое диктовалось требованиями содержания.
Конечно, набросанная нами картина дает лишь самую общую и грубую схему сложного, многовекового процесса развития музыкального языка народных песен, схему, упускающую целый ряд важных частностей, но, как нам кажется, верно намечающую самый ход процесса.
В каждом песенном жанре, в связи с некоторой спецификой присущего ему содержания, складывались свои, характерные музыкально-стилистические черты, а следовательно, и свои, наиболее типичные формы ладообразования. Именно поэтому, говоря о принципах ледообразования в народных напевах и систематизируя ладовые структуры, было бы целесообразней говорить не о ладах ангемитонной или диатонической системы, не о ладах того или иного диапазона или наклонения, а о ладовом строении календарных песен, о ладовом строении былин, свадебных, хороводных песен, и — собственно лирических, то есть не приуроченных к определенным обстоятельствам, где наиболее свободно и красочно проявляется народная мелодика и где можно наблюдать наиболее интересные и сложные виды ладовых сопряжений.
Конечно, намеченное нами жанровое деление песен весьма условно и для указанной цели требовало бы значительной доработки и особого уточнения. Быть может, и не по жанрам как таковым следовало бы систематизировать ладовые структуры, но, во всяком случае, по содержанию, с выявлением которого связано ладообразование, а не по формальным признакам. Ибо не песни, в процессе своего создания, подчинялись установленным ладовым структурам, а тот или иной лад формировался в зависимости от песни, точнее — от того содержания, которое воплощалось в песне.
Попытки схематизировать все явления ладообразования и рассматривать их под углом зрения какой-то одной системы, понимаемой как объективно существующая и предопределяемая акустическими законами соподчинения звуков или трактуемой как созданная человеком в процессе развития музыкального искусства, — такие попытки никогда не дают и не могут дать положительных результатов, так как начисто снимают вопрос о жизненных истоках этих явлений, об их первопричине.
Быть может, в дальнейшем кем-либо будет осуществлена работа о ладообразовании, основанная на новых взглядах и применяющая новую систему определения и классификации ладовых структур. Такая работа требует не только переосмысления существующих взглядов, но и предварительного анализа всех основных видов народно-песенной мелодики. Это — сложная и трудоемкая задача. Решение ее не по силам одному исследователю, а потому мы ограничиваемся лишь постановкой ряда вопросов.
Вернемся к рассмотрению основных форм ладообразования, встречающихся в русских народных песнях, и попытаемся представить эти формы в процессе их развития.
Простыми мы называем такие формы ладообразования, которые можно определить как одноплановые. Одноплановость лада заключается в том, что в основе напева на протяжении развертывания музыкальной строфы лежит одна исходная интонация, определяющая ладовое сопряжение ступеней, на которых строится мелодия.
Диапазон простых напевов может расширяться за счет добавления сверху или снизу тонов, а иногда — небольших мелодических фигур, опевающих крайние, опорные тоны основополагающей интонации. Однако сущность лада при таком расширении диапазона напева не изменяется.
Изредка в простых напевах ощущается смещение ладово-опорных тонов, перенесение их на другие ступени звукоряда. Однако в таких случаях устои лада вскоре возвращаются на свое первоначальное место, и временное смещение их, которое можно, пожалуй, расценивать как ладотональное отклонение, опять же не меняет сущности лада, позволяя считать его одноплановым.
Интонации, определяющие народный «попевочный словарь», ограничивались, по-видимому, сопряжением тонов, лежащих на расстоянии секунды, терции, кварты и квинты — не больше.46 Эти интонации представляются нам воспринятыми непосредственно из практики речевого интонирования и воплощающими прежде всего изначальное выразительно-смысловое назначение своих «речевых прототипов», обогащаемое и развиваемое чисто музыкальными средствами. В данном случае мы имеем в виду интонацию как непосредственное сопряжение, сопоставление разновысотных тонов. Каждое из таких сопоставлений заключало в потенции различные выразительные возможности и могло передавать различный смысл. Различие смыслового применения интонации определялось в основном направлении движения, подчеркивающего верхний или нижний тон сопряжения. Раскрытие выразительных оттенков смысла зависело от степени заполнения промежутка, заключенного между двумя крайними тонами, определяющими интонацию, и от того, какие из возможных промежуточных ступеней подчеркивались в процессе интонирования.
Мы перечислили главнейшие интонации, определявшие народный «попевочный словарь», в связи с тем, что эти же интонации служили основой простых диатонических ладов, рассмотрение которых является нашей задачей.
Не будем останавливаться на простых, но — по сути своей — примитивных формах ладообразования, встречающихся в напевах, ограниченных секундовым и терцовым диапазоном. Эти напевы, даже при некотором развитии своей строфы, осуществляемом путем варьированных повторов основной попевки, остаются приемом музыкального интонирования, то есть речитацией, и не поднимаются до развитого музыкального содержания, которое можно было бы назвать музыкальном образом. К тому же в столь ограниченном диапазоне не способны проявляться коренные свойства диатонической мелодики, отличающие последнюю от ранее исследованных нами ангемитоиных напевов.
Простыми ладообразованиями, лежащими в основе многих глубоко содержательных напевов, типичных для народного музыкального мышления, являются лады, опирающиеся на квартовые и квинтовые интонации. Квартовый и квинтовый лады определяют собой как бы два музыкальных стиля, являющихся основными в исконной народной песенности.
Поскольку «квартовые» и «квинтовые» песни в большей или меньшей мере встречались повсеместно, да и сейчас бытуют всюду, где сохранилась традиция старой крестьянской песенности, постольку можно утверждать, что два указанных стиля не являются местными, а отражают древнюю общерусскую музыкальную практику, уходящую по-видимому своими корнями в древнеславянскую песенность. Следует оговорить, что квартовый и квинтовый лады не являются отражением двух, последовательно складывавшихся ступеней развития народной песенности. Использование того или иного, совершенно очевидно, связано с характером содержания песен, с их назначением. В связи с этим можно утверждать, что оба лада формировались параллельно и, по-видимому, независимо друг от друга.
Исследуя лады той или иной структуры, мы, естественно, будем анализировать песни, их содержание и форму, так как говорить о ладе как схеме сопряжений, абстрагируясь от содержания, в практике воплощения которого сложилась та или иная схема ладовых сопряжений, с нашей точки зрения, — бесполезное занятие.
Квартовые диатонические напевы47 строятся на основе тетрахордов разной структуры. Конечным тоном таких напевов всегда является основание кварты, которое и образует тонику лада. В соответствии с местоположением полутона, тетрахорды, в зависимости от их структуры, можно определять как мажорный, минорный и фригийский. Квартовые напевы обычно складываются из коротких, часто варьируемых при повторении, мелодических фигур, в основании которых лежит преимущественно нисходящее, поступенное движение. Благодаря такой структуре основополагающих попевок, в них отчетливо проявляется ладовое наклонение.
Мы дали предварительную, общую характеристику внешних признаков напевов, основанных на диатонических квартовых ладах, но — по сути дела — такая характеристика не способна раскрыть ни процесс становления напева, ни его интонационную основу, ни его содержание. Попытаемся теперь, как это ни трудно, разобраться в существе исследуемых нами явлений.
Нам кажется, что прежде всего все квартовые напевы, исходя из принципов формирования их мелодики, целесообразно разделить на две основные группы: 1) напевы, мелодика которых является формой речитации, и 2) напевы, мелодика которых сложилась в результате лирического высказывания, то есть, если можно так сказать — в результате выражения в пении лирической эмоции.
Отличительным признаком напевов первой группы является чисто «речевой» ритм слогопроизнесения и отсутствие внутрислоговых распевов. В процессе размеренного слогопроизнесения каждый слог фиксируется одним тоном, изредка усложняемым мелизматической фигурой, не превышающей обычно парной ритмической ячейки.
Квартовые напевы первой группы, то есть напевы-речитации, встречаются в некоторых колядках («овсенях»), причитаниях, в былинах и других чисто эпических песнях, в некоторых плясовых припевках, а также старых и современных частушках. Словом, встречаются в тех случаях, когда основная функция мелодии заключается в том, чтобы служить формой музыкальной декламации.48
Напевы второй группы характеризуются отсутствием размеренного слогопроизнесения и наличием внутрислоговых распевов, которые приводят иногда к образованию музыкальной строфы, типичной для так называемых протяжных песен. Эти напевы характерны для ряда своеобразных лирических песен, которые мы и имели в виду, когда несколько ранее говорили о квартовых напевах как особом музыкальном стиле.
Рассмотрим особенности напевов первой группы, приведя различные их типы в сводной таблице (см. таблицу 1).
Даже беглый анализ квартовых напевов-речитаций, приведенных нами в таблице, позволяет сделать несколько обобщающих замечаний:
1. Для квартовых напевов, которые являются формой музыкальной речитации, характерно использование мажорного тетрахорда. Из двенадцати напевов, помещенных в таблице, лишь два последних являются исключением. Об этих напевах мы скажем ниже. Вместе с тем картину мажорных напевов можно дополнить, сославшись на былинный напев Кривополеновой, а также на причитание (см. примеры 20 и 27).
Однако в большинстве случаев мажорное наклонение, наблюдаемое в напевах-речитациях, не дает присущего мажору «света» и не создает ощущения «приподнятости». Такой мажор не имеет типичных для него выразительных свойств и качеств.
Конечно, изложенное суждение о характере мажорного наклонения в напевах-речитациях основано на субъективном впечатлении. Вместе с тем, в виде предположения можно сказать, что отмеченный спокойный и неяркий мажорный колорит напевов-речитаций, вытекает из эмоционально-спокойного характера, присущего интонациям повествовательной речи, на которых в основном и построены все приведенные напевы.
2. Квартовые напевы-речитации в большинстве своем могут быть охарактеризованы как напевы, лежащие в диапазоне кварты, но не как напевы, основанные на квартовой интонации, так как непосредственно интонируемое сопряжение квартовых тонов в таких напевах почти не встречается. Наблюдаемое в напевах сопоставление квартовых тонов, подчеркиваемое обычно квартовым скачком, — пассивно, ибо образуется не внутри попевок, как смысловая интонация, формирующая таковые, а вызывается повторением попевок, начинающихся от вершины и завершающихся основанием кварты.
3. В попевках, из которых складывается музыкальная строфа, решительно преобладает нисходящее движение. Оно наиболее отчетливо проявляется в напевах, помещенных в таблице под №№ 1 и 2.
Это же движение определяет напевы №№ 4 и 5, музыкальная строфа которых представляет собой не что иное, как «замедленное» или «развернутое» движение по ступеням нисходящего тетрахорда.
Предваряемый затактом нисходящий тетрахорд отличает и напев № 6.
Восходящее движение по ступеням тетрахорда мы видим лишь в напеве, помещенном под № 10, но это движение, несомненно, диктуется гармонической основой, на базе которой и оформился, по-видимому, во второй половине XIX века, данный напев, известный под названием «Картошка». Это уже напев, мыслимый не вне гармонии, а скорее — наоборот — напев, вне гармонии немыслимый.
Нельзя забывать того, что любая попевка, основанная на мелодическом движении по ступеням мажорного тетрахорда, легко поддается гармонизации простейшими аккордами тоники, доминанты и субдоминанты. Однако нужно уметь различать мелодические обороты, хотя и легко поддающиеся гармонизации, но сложившиеся как монодийные попевки от мелодических оборотов, возникших на основе использования аккордовых тонов, то есть на основе гармонии. Нам кажется, что одним из признаков гармонической природы некоторых квартовых напевов-речитаций служит именно восходящее движение от тоники к вершине тетрахорда, тогда как нисходящее свойственно монодийным попевкам, основанным на речевых интонациях.
Правда, восходящим движением начинается и напев былины о Садко, приведенный в таблице под № 3. Что же следует из этого? Нельзя полагать, что всякий былинный напев столь же древен, как и сама былина. В частности, данный напев представляется нам новым, относящимся ко второй половине прошлого века. Он легко укладывается на «гармошечный» аккомпанемент и мог бы служить музыкальной формулой для интонирования частушек. Это не значит, что былинный напев сложился «под гармошку», подобно тому как складываются зачастую напевы частушек. Конечно, процесс его создания шел другим путем, путем отбора интонационных попенок, способных служить основой для музыкального исполнения былинного текста. Однако исполнитель былины не пошел по трудному пути создания напева, основанного на воплощении речевых интонаций, наиболее естественных для прочтения данного текста. Он обратился к своей памяти и общей практике песенного интонирования, а память его или — скажем — музыкальное сознание подсказало попевки нового типа, складывающиеся на базе осваивания гармонических ощущений.
Совершенно ясно, что на гармонической основе сложился и напев частушки, начинающийся восходящим движением от тоники к вершине звукоряда (см. № 7). Интересно отметить, что и напев былины, о котором шла речь, и напев упомянутой частушки, естественно интонируются на основе двух аккордов — тоники и субдоминанты. В этом плане оба напева оказываются родственными друг другу.
В некоторых напевах, как, например, №№ 8 и 9, мелодика квартового диапазона складывается из двух терцовых ячеек интонирования (ля—до и соль—си). В таких напевах ощущение квартовой интонации теряется, так как отсутствует сопоставление квартовых тонов. Указанные напевы возникли, по-видимому, на гармонической основе.
Наличие двух терцовых ячеек проявляется и в напеве № 4, хотя последний остается по своим истокам монодийным и сохраняет ощущение исходной квартовой интонации.
Вопрос о том, было ли ощущение функциональной гармонии привнесено в народное музыкальное сознание или основы гармоний зародились в самой народной мелодике, — вопрос очень сложный. К сожалению, по данному вопросу в музыкальной фольклористике пока еще ничего не сказано.
Два последних напева, помещенные в таблице, были упомянуты как представляющие собой исключение. Действительно, напев № 11, если рассматривать его как монодийный, оказывается построенным на звукоряде фригийского тетрахорда. В самой структуре этого напева есть черты, присущие чисто монодийной мелодике. Вместе с тем он «привычно» ощущается с гармошечным аккомпанементом и тоникой до. Что касается напева № 12, то последний, несмотря на его речитативную форму, следует рассматривать как чисто лирическое высказывание. Как по мелодическому своему контуру, так и по общему характеру этот напев близок лирическим «квартовым» песням, которые были отнесены нами условно ко второй группе.
Квартовые напевы второй группы, как уже говорилось ранее, представляют собой форму лирического высказывания. Приведем наиболее типичные напевы этой группы в сводной таблице (см. таблицу 2 на стр. 79—80).
Первое, что бросается в глаза или — вернее сказать — запечатлевается слухом при знакомстве с квартовыми лирическими песнями, — это активное сопряжение квартовых тонов, определяющих границы звукоряда... Второе — минорное наклонение лада.
В процессе интонирования, помимо тоники, неизменно звучащей в сознании, попеременно оттеняются то IV, то III ступени лада. Эти ступени подчеркиваются как ладовые упоры, образующие вместе с тоникой перемежающиеся созвучия чистой кварты и малой терции. Показательно, что при многоголосном исполнении эти созвучия постоянно подчеркиваются, так как нижний голос часто задерживается на тонике и, по сути своей, является бурдонирующим (см. напевы №№ 2 и 3).
II ступень лада используется либо как проходящая, либо как опевающая ранее достигнутую тонику. В отдельных случаях, являясь опевающей, II ступень понижается, образуя фригийскую секунду (см. напев № 4).
В напеве, приведенном в таблице под № 6, повышена III ступень, что придает начальной запевке-возгласу особый, неповторимый колорит.
Напев № 5 весь построен на фригийском тетрахорде. Правда, следует отметить, что в процессе интонирования II ступень едва заметно варьируется, звучит несколько выше, нежели в темперированном строе.
В плане частных замечаний следует указать на квартовые «форшлагообразные» ходы голоса, отмеченные в напеве № 1 и «выдох», следующий за тоникой и завершающийся тоном, отстоящим на малую терцию от тоники. Такой «выдох» отмечен нами в напеве № 4. Квартовые форшлаги используются некоторыми певцами как своеобразный прием исполнения, подчеркивающий опорные тоны лада, на которые падает произнесение начального слога в стихе или полустихе. Такой прием можно рассматривать как индивидуальную манеру исполнения песни. Что касается «малотерцового» выдоха, которым довольно часто исполнители завершают музыкальную строфу вне зависимости от лада, в котором интонируется напев, то данный выдох, являясь опять-таки приемом исполнения, связан со стремлением подчеркнуть определенное звуковысотное положение тоники, то есть с ощущением монотоникальности лада.
В плане общей, образной характеристики лирических песен, основанных на квартовой интонации, можно сказать следующее.
В основе мелодики таких песен лежит квартовое сопряжение тонов, идущее от интонации возгласа. В процессе формирования отдельных попевок и объединения этих попевок в завершенную музыкальную строфу использование других ступеней лада, при котором оттеняется звучание терции, — как бы раскрывает эмоциональное содержание возгласа.
Нам представляется, что — в общем контексте напева — квартовый возглас раскрывается как возглас плача, данный в музыкальном обобщении его различных эмоциональных оттенков. И действительно, если мы обратимся к поэтическим текстам квартовых песен, мы увидим, что по содержанию своему они являются песнями-жалобами.
По-видимому, все эти песни, представляющие ее характерную и стилистически своеобразную форму лирического высказывания, сложились на основе музыкально обобщенного развития интонаций плача и, как нам кажется, — связаны корнями с древними «желями» и «караниями».
Обобщая форму использования квартовых ладов с чисто теоретической точки зрения, можно сделать следующие замечания:
1. Диатонические лады квартового диапазона имеют один устой, являющийся тоникой и всегда лежащий на I ступени тетрахорда.
2. В квартовых ладах используются как мажорное, так и минорное наклонения. При мажорном наклонении побочные ступени лада особо не подчеркиваются. При минорном наклонении как опорные тоны лада подчеркиваются IV и III ступени. В связи с этим ладовую схему основополагающих попевок, характерных для мажорного и минорного наклонений квартового лада, можно изобразить так:
Простые лады, основанные на квинтовой интонации, в русской народной песенности использованы наиболее широко и разносторонне.
Квинтовые диатонические лады образовались, по-видимому, в процессе развития календарной и семейно-обрядовой песенности. Во всяком случае, зародыши этих ладов мы усматриваем в тех квинтовых трихордах, которые, постепенно заполняясь, служили основой интонирования для ряда календарных песен, включающих элементы лирического содержания, а также для праздничных песен свадебного цикла и колядок.
Два направления в содержании песен, складывавшиеся в квинтовом диапазоне, обусловлены тем, что в сопряжении квинтовых тонов нашли свое выражение две исходные интонации разного смысла, а именно: интонация нисходящего и восходящего «квинтового шага». Определить словами смысл или содержание той или иной интонации крайне трудно, поэтому мы ограничимся общим указанием на то, что нисходящая интонация, сопоставляющая два тона квинтового соотношения, воспринимается как утверждение, а восходящая — как некий «лирический возглас».
Можно предполагать, что в результате диатонического заполнения нисходящего квинтового шага сложился мажорный пентахорд, а восходящего — минорный. Если это так, то ладовое наклонение одного и другого пентахордов связано, по-видимому, с потенциальным содержанием квинтовых интонаций.49
В ранней песенной практике интонация нисходящего мажорного пентахорда в его поступенном движении совершенно отчетливо определилась как интонация, на основе которой складывались обрядово-праздничные песни, тогда как интонация пентахорда, используемая обычно в форме «волнообразного» движения, послужила основой для развития богатейшей по оттенкам и многогранной по содержанию лирической мелодики.
Объяснение различных чисто музыкальных свойств, присущих восходящей и нисходящей квинтовым интонациям, можно, как нам кажется, найти в следующем.
Само по себе созвучие квинты дает идеальную сливаемость составляющих его тонов, воспринимаемых одновременно и как разностные. Благодаря такому характеру звучания, применительно к выражению музыкальными средствами эмоциональных состояний, квинта может рассматриваться как созвучие покоя, гармонирующее с состоянием задумчивости, сосредоточенности, созерцательности. Такое состояние, с нашей точки зрения, близко лиро-эпическому содержанию народных песен, передающих душевные переживания лишь в обобщенных образах.
Какую же связь имеет все сказанное выше с направлением мелодического движения? Нам думается, следующую.
В квинтовом созвучии оба тона устойчивы. Вместе с тем основанием созвучия и тоникой его ладового сопряжения всегда ощущается его I ступень. При нисходящем мелодическом движении от верхнего устоя квинты к ее тонике последняя воспринимается как итог мелодической попевки и этим стирает в нашем сознании звучание верхнего устоя. В связи с этим теряется и ощущение квинтового созвучия. Если же мелодическое движение направлено от тоники к верхнему устою, мы в сознании нашем не теряем ощущения, то есть внутреннего звучания тоники, как бы долго мелодия ни задерживалась на верхнем устое.
Благодаря этому «созвучие» квинты продолжает оставаться для нашего восприятия тем «лирически-созерцательным фоном», на котором протекает интонирование мелодии. Минорное же наклонение лада, наиболее свойственное народным лирическим напевам, придает особую мягкость «звучащему» квинтовому фону и трогательную теплоту мелодическому рисунку.
Конечно, наши суждения о значении квинтового «созвучия» как «фона» интонирования и роли направления мелодического движения в формировании ладового наклонения — дискуссионны. Мы сознаем это, но полагаем, что вне открытого высказывания предположений развитие познания изучаемых явлений невозможно.
Характеризуя наиболее типичные формы развития мелодики лирических песен, музыкальное содержание которых основано на квинтовой интонации, можно сказать, что в них основополагающие квинтовые попевки развиваются в виде «интонационной волны», вздымающейся на верхний квинтовый тон и снова возвращающейся к тонике лада.
Двукратное или трехкратное повторение такой волны дает простейшую строфу. В более сложных формах распева, вызванных усложнением и усилением эмоционального содержания песни, развитие музыкальной темы, заключенной в «интонационной волне», осуществляется через ее неоднократное повторение, как полное, так и частичное, в расширении и сжатии, меняющем — применительно к ритмо-метрической сетке мелодии — ощущение опорных точек и как бы показывающем разные стороны одного и того же звучания, вскрывая все заложенные в нем возможности эмоционально-смыслового выражения.
На основании высказанного нами суждения нельзя полагать, что любая лирическая песня, напев которой основан на квинтовой интонации, будет построена в минорном наклонении лада. Встречаются и «мажорные» лирические песни. Однако их напевы строятся опять-таки на «волнообразном» изложении квинтовой попевки, не подчеркивающем нисходящего мажорного пентахорда, характерного для песен праздничного содержания.
В приведенной выше сводной таблице, дающей крайне ограниченное представление о напевах, основанных на простых диатонических квинтовых ладах, напевы, помещенные под №№ 1 и 2, типичны для праздничных по содержанию свадебных и колядных песен (см. таблицу 3).
Напевы, помещенные под №№ 3 и 4, показывают различные типы развития мелодики, основанные на асимметричном повторении квинтовой волны, неизменно «фиксирующей» квинтовый устой лада.
Напев № 5 показывает совершенно свободно развивающееся интонирование поэтического текста, использующее местами, в чисто выразительных целях, фригийскую секунду.
В напеве № 6 добавленный сверху шестой, «опевающий» тон придает напеву окраску дорийского лада.
Напев № 7 дает образец мажорной лирической мелодии.
Напев № 8 дает представление о том, как исполнители, используя простой квинтовый лад, варьируют высотное положение отдельных ступеней, как бы «играя» ладовым наклонением.
Теоретически обобщая имеющиеся у нас данные об использовании диатонических квинтовых ладов, можно сказать следующее.
Звукоряд напевов, основанных на квинтовых ладах, часто расширяется за счет добавления сверху или снизу секундовых тонов. Иногда сверху добавляется VI и VII ступени звукоряда, образующие терцовую ячейку интонирования, на основе которой строятся мелодические фигуры, опевающие квинтовый тон. Чаще всего двустороннее опевание квинтового тона осуществляется IV и VI ступенями звукоряда, как бы образующими терцовую ячейку интонирования, опирающуюся на IV ступень и создающую для гармонически настроенного слуха впечатление перехода интонирования в субдоминантовую сферу. Однако на самом деле попевки, опирающиеся на IV ступень, оказываются, в конечном счете опевающими все тот же квинтовый тон. Расширение звукоряда не изменяет значения квинтовых тонов как ладовых устоев и, следовательно, обогащая выразительные возможности напева, не изменяет существа его ладовой структуры.
Квинтовые лады используются как с мажорным, так и с минорным наклонением. В квинтовых напевах минорного наклонения последнее иногда варьируется в своих оттенках привнесением фригийской секунды или дорийской сексты.
Ладовые устои неизменно остаются на двух тонах, образующих квинтовое созвучие. Что же касается перемещающихся опорных точек интонирования внутри квинты, то таковыми могут служить любые ступени звукоряда. Выбор той или иной ступени для опоры интонирования бывает связан, по-видимому, с воплощением того или иного оттенка эмоционального содержания напева.
Говоря об интонационных истоках народно-песенной диатоники, мы определяли таковую не как звукоряд особой структуры, а как систему использования музыкальных средств выражения, систему, обусловленную природой речевых интонаций, которые, по нашему мнению, явились ее «жизненным прототипом».
На примере квартовых и квинтовых напевов мы смогли наблюдать характерные особенности диатонической системы, сказывающиеся в поступенности мелодического движения, в наличии отчетливо выраженной тоники, а также — в подчеркнуто осознанном использовании ладового наклонения, допускающем целенаправленную «игру» мажоро-минорной светотенью.
Вместе с тем нередко встречаются напевы, звукоряды которых сами по себе остаются характерно-диатоническими, тогда как ладовая организация мелодики, опирающейся на данные звукоряды, отличается от обычных норм диатонической системы. Именно такие случаи мы имели в виду, когда выше (см. на стр. 52) указывали, что принцип использования ступеней звукоряда при ладообразовании позволяет различать подлинную и мнимую диатонику.
Мы не настаиваем на принятом нами условном термине — «мнимая диатоника». Быть может, этот термин и неудачен, хотя смысл его вытекает из нашей трактовки основ диатонической системы. Мы утверждаем лишь, что существуют напевы, звукоряды которых представляют собой обычные для народной мелодики отрезки диатонической шкалы, тогда как использование этих звукорядов идет иными, необычными для диатоники приемами.
Причины подобных явлений заключаются в том, что внешне диатонические звукоряды складываются иногда в результате использования не интонаций повествовательной речи или плача, в которых мы усматриваем истоки диатонической системы музыкального мышления, а интонаций другого порядка, природа которых лежит вне привычной сферы диатоники.
Поясняя сказанное, приведем напев смоленской веснянки, взятый нами из неопубликованных материалов фонограммархива ИРЛИ:
Звукоряд этого напева в обиходе назвали бы, вероятно, «минорным». Подобные, чисто бытовые названия, неправильные по существу (звукоряд как таковой не может быть ни минорным, ни мажорным) опираются на опыт и подмечают типичные случаи. Действительно, напевы, основанные на таком звукоряде, если они — в нашем понимании этого слова — подлинно диатоничны, преимущественно утверждают тонику на I ступени, в связи с чем, мелодия, при поступенном ее движении, подчеркивает минорное наклонение. Примеры такого диатонического строения мы найдем в ряде напевов, приведенных ранее (см. таблицу 3).
Однако приведенный выше напев веснянки подчеркивает в рамках диатонического пентахорда три необычных для диатонической системы опорных тона: на II, IV и V ступенях звукоряда и, завершаясь конечным устоем на IV ступени, остается вне ладового наклонения.
В данном случае диатонический звукоряд образовался в результате того, что ангемитонный напев, основанный на «призывно-просительной» интонации квартового трихорда, столь типичной для веснянок (см. стр. 37), обогатился в позднейшей практике двумя тонами: проходящим — фа и нижним опевающим — ре.
Аналогичные примеры образования диатонических звукорядов в результате мелодического обогащения напевов, основанных на ангемитонных интонациях, можно было бы умножить, но мы не видим необходимости в этом.
Приведем другой пример напева, с виду диатонического, но выпадающего по существу из привычных норм диатоники (записано нами в Смоленской области):
Звукоряд напева представляет собой обычный для минорных народных мелодий секстовый отрезок диатонической шкалы с пропущенным терцовым тоном. В данном случае отсутствие терции объясняется не ангемитонной природой интонации (полутон, лежащий между двумя верхними ступенями, неоднократно подчеркивается), а тем, что терцовый тон оказывается ненужным, ибо вся мелодия строится на двух нисходящих, ступенчато расположенных квартовых ходах. Лишь в третьем такте, образующем «микрокульминацию» мелодии, мы ощущаем двусторонне опеваемую квинту. Совершенно очевидно, что не звукоряд определил выразительные возможности напева, а наоборот напев, сложившийся в процессе музыкального воплощения содержания, образовал своеобразный звукоряд, не предусмотренный теорией и представляющий собою «смесь» ангемитонных и диатонических начал.
Поражают гибкость и чуткость, проявляющиеся в этой песне при использовании квартовых интонаций, которые, в зависимости от структуры произносимых слов, то начинаются с затакта, то падают на сильные доли ритмо-метрической основы напева. Любопытно, что в напеве отсутствует ладовое наклонение, которое каждый слушатель волен «примысливать» в соответствии со своим восприятием песни.
Как же определить приведенный напев в плане соотнесения его с одной из установленных теорией систем?
Перед нами — музыкальное воплощение живых интонаций, идущих от лирического повествования. Внешне напев диатоничен, по существу — он лежит вне всяких систем.
Сложными мы называем диатонические лады, образующиеся при соединении в один напев нескольких музыкальных фраз, имеющих каждая свою ладовую структуру.50
Соединение музыкальных фраз различной ладовой структуры бывает как раздельное, так и слитное. В первом случае начальная фраза напева завершается полным кадансом, после чего интонируется следующая фраза иной ладовой структуры. Во втором случае одна фраза переходит в другую в процессе развития как бы путем сцепления некоторых общих тонов. И в том и в другом случае в напеве образуются различные ладовые ячейки интонирования и происходит смена ладотональных опор.
Начальная и конечная фразы напева могут быть различными по своей ладотоналыюй структуре, в связи с чем лад напева в целом оказывается переменным. Иногда в процессе своего развития и при сопутствующей последнему перемене ладотональных опор напев завершается в сфере интонирования, опирающегося на первоначальную структуру лада. В таких случаях лад напева может рассматриваться как единый, но осложненный ладотональными отклонениями или модуляциями.
Соединение в одном напеве нескольких музыкальных фраз различной структуры вызывается сложностью и многогранностью музыкального содержания, не укладывающегося в эмоционально-смысловые рамки одной, начальной интонации. Насколько безгранично многообразие эмоционально-смысловых оттенков музыкального содержания народных напевов, настолько безгранично разнообразны формы и возможности образования сложных ладовых структур.
Систематизировать все типы и виды сложных диатонических ладообразовании попросту невозможно, да и не нужно. Важно лишь найти ключ к пониманию процесса образования сложных ладовых структур с тем, чтобы, анализируя тот или иной сложный напев, не укладывать его на прокрустово ложе какой-то одной ладовой схемы, а уметь разобраться в закономерностях его формирования. Поэтому мы не будем пытаться систематизировать сложные ладовые структуры, а позволим себе ограничиться постановкой вопроса и анализом нескольких напевов.
Как уже говорилось, один из приемов соединения в одном напеве различных музыкальных фраз заключается в том, что после завершения начальной фразы к ней добавляется следующая. Такое соединение мы назвали раздельным.
Наглядным примером этой формы образования сложного лада может служить мелодия исторической песни о «Гришке-расстрижке»:
Приведенный напев отчетливо распадается на две равноценные фразы, самостоятельные по ладотональной основе, но родственные по квартовой природе своего интонационного зерна. Первая мелодическая фраза напева построена на ступенях мажорного тетрахорда, вторая — на ступенях минорного, лежащего квартой ниже. Таким образом, структура напева может служить примером ладотональной переменности квартового соотношения. Короче говоря, лад напева должен быть определен как переменный.
Однако, если бы мы подошли к анализу напева формально, пытаясь определить его ладовую структуру на основе местоположения тоники в общем звукоряде мелодии, мы пришли бы к заключению, что в основе лежит дорийский лад, так как формально построенная схема выглядит следующим образом:
На основе одного и того же звукоряда, при наличии одной и той же конечной тоники, завершающей музыкальную строфу, могут быть построены напевы совершенно различной сложной ладовой структуры, образующейся в процессе интонирования путем объединения (сцепления) попевок разной интонационной природы.
В подтверждение сказанного приведем мелодию лирической песни, основанную на том же семиступенном звукоряде и завершающуюся, как и предыдущий напев, нотой ре:
Напев состоит из повторения двух аналогично построенных музыкальных фраз. В каждой фразе путем сцепления объединены две интонационно разнородные попевки. В основе первой лежит квартовая интонация (соль—до), подчеркивающая восходящий квартовый шаг, в основе второй — интонация нисходящей терции (фа—ре), придающая завершению фразы оттенок минорного лада.51
В данном случае навряд ли имеются основания говорить о ладовой переменности, так как, в процессе интонирования, ладовая основа первой попевки не закрепляется на тонике. Опорные тоны по ходу интонирования быстро меняются и одна интонационная попевка как бы «переливается» в другую, оставляя в сознании ощущение двух сменяющихся интонационных ячеек (квартовой — мажорной и терцовой — минорной). Как же определить лад такого напева? Нам думается, что определять такой лад, штампуя его ярлыком какой-то определенной схемы, попросту нельзя. Перед нами достаточно сложная форма ладообразования, которую можно и должно объяснить, но не следует «определять».
Для подтверждения того, каким обманчивым может быть суждение о ладовой структуре напева, если определять эту структуру лишь на основании звукоряда напева и местоположения, которое — по отношению к звукоряду— занимает тоника лада, приведем общеизвестную песню о «Татарском полоне»:
Формальная схема этого напева совершенно тождественна схемам двух ранее приведенных песенных мелодий. В нем — тот же звукоряд и та же тоника. Вместе с тем, сущность ладового строения песни о татарском полоне совершенно иная.
Напев, как и предыдущие, состоит из двух музыкальных фраз, но, в отличие от ранее анализированных, начинается и завершается одним и тем же тоном. Первая фраза складывается из двух попевок, родственных по интонационной природе, но контрастных по намечающемуся ладовому наклонению и по направлению мелодического движения. Первая, устремляющаяся вверх попевка «секстового тетрахорда» уже встречалась нам в «летних», календарных звукорядах. Вторая, отвечающая ей попевка «летнего» звукоряда интонируется в нисходящем движении и «оминоренном» наклонении.52 По сути дела, в начальной фразе напева ладовые опоры не утверждаются и тоника остается неясной. Вторая музыкальная фраза напева как бы подводит итог начальному «мажорному» взлету и «оминоренному» ниспаданию в монолитной квинтовой «волне» минорного наклонения.
Как же определить ладовую структуру напева? Нам думается, опять-таки, что ее нельзя определять, а нужно лишь объяснить, раскрывая путь, следуя которому мелодия песни не сразу, а лишь постепенно, через временные ладовые опоры, образующиеся в разнородных интонациях, приходит к оформившемуся ладовому устою.
Напев «Татарского полона» принято определять как основанный на дорийском ладу. Вряд ли это целесообразно. Дорийский лад как таковой подразумевает близкое, ощущаемое сопоставление минорной ячейки интонирования с «высокой» секстой. В данном случае такое сопоставление отсутствует. Нам кажется, что лад приведенной песни можно определять «дорийским», только исходя из чисто формальных данных, но упуская существо мелодического развития.
Итак, мы привели три напева, построенные на одном и том же звукоряде и завершающиеся тождественной тоникой. К слову говоря, примечательно, что все эти напевы построены в шестидольном размере, редко встречающемся в русской народной песенности. Но как непохожи эти напевы друг на друга по своему музыкальному содержанию и ладовой структуре! Все имеют, каждый свою, сложную форму ладообразования, хотя сами по себе просты.
Мы уже говорили о том, что предусмотреть все формы образования сложных ладовых структур невозможно, как невозможно предусмотреть и систематизировать все разновидности музыкального содержания народных напевов.
Можно охарактеризовать и систематизировать лишь наиболее часто встречающиеся приемы сложного ладообразования. Однако эта большая и трудоемкая, хотя и выполнимая, работа не входит в круг задач нашего исследования. Поэтому, говоря о сложных формах ладообразования, мы ограничились изложением общих принципов и на конкретных примерах сделали попытку применить анализ ладовых структур, идущий не от заранее предписанных схем, а от непосредственного восприятия интонирования народно-песенной мелодики.