На данной странице представлена глава исследования «Основы ладового строения русских народных песен» советского музыковеда Феодосия Антоновича Рубцова (1904—1986), посвящённая проблемам диатонических ладов русских народных песен
Основой русской народной песенности издавна считается диатоника, то есть система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных (не видоизмененных) ступеней лада, отстоящих друг от друга на тон или полутон.
Порядок расположения тонов и полутонов в диатонической шкале европейской музыки определяется так называемым «основным» звукорядом, наглядно представленным белыми клавишами фортепиано. Именно к этому звукоряду и было принято сводить строение народной мелодики.
В своей статье «Русская народная песня как предмет науки» Серов писал: «Любую истинно русскую песню можно сыграть... на одних белых клавишах нашей клавиатуры... напев, которого нельзя перевести в чистый диатонический тон и сыграть на одних белых клавишах, окажется напевом или не русского народного происхождения, а чем-то заимствованным... или музыкой, сочиненной в кабинете по немецко-итальянским образцам....»35
Действительно, мелодике русских народных песен совершенно чужд хроматизм, и в этом смысле все русские песни строго диатоничны.36 Вместе с тем более углубленное знакомство с песнями, взятыми во всем их жанрово-стилистическом многообразии, показывает, что народная мелодика, даже оставаясь ладово одноплановой, то есть лишенной модуляционных отклонении, не всегда укладывается в звукоряде белых клавиш. Примером нарушения норм «основного» диатонического звукоряда может служить один из свадебных напевов Пинежья:
Уменьшенная квинта, лежащая в основе приведенной выше песни, звучит настолько странно и необычно, что может вызвать сомнения: не случаен ли ее напев? Не является ли он искажением более привычной мелодии, вызванным фальшивым интонированием? Но данный напев не представляет исключения. Подтверждением этого может служить купальская песня, записанная нами в Полесской области Белоруссии:
Понижение II ступени, отмеченное крестом, является случайным, на что указывает и относительная степень этого понижения, не соответствующая полутону, и однократность его появления, и — главное — функция данного тона, служащего в момент понижения «опевающим» отклонением от тоники. Что же касается пониженной квинты, то последняя, как и в пинежском напеве, является одной из основных ступеней лада. Роль пониженной квинты как основной ступени подчеркивается и непосредственным шагом к ней от тоники, и — как указано в варианте — неоднократным повторением квинтового тона, неизменно сохраняющим свое высотное положение в шкале звукоряда.
Итак, перед нами два напева, имеющие несколько различную ладовую организацию и разные окончания, но основанные на одном и том же диатоническом пентахорде с уменьшенной квинтой. В данном пентахорде тоны и полутоны расположены по формуле: 1— 1/2—1— 1/2, что не соответствует строению общепринятого диатонического звукоряда.
Следует особо отметить, что аналогичный пентахорд встречается не только на севере России и в Белоруссии, но и в Болгарии, причем, как и в приведенных выше примерах, болгарские напевы завершаются иногда на I, а иногда — на II ступени звукоряда.37
Все это позволяет думать, что интонация уменьшенной квинты входила в общеславянский попевочный словарь, почему и сохранилась, хотя и в единичных проявлениях, на столь обширной территории. По-видимому, данная интонация использовалась в обрядовых песнях ритуального значения и потому, в связи со специфическим характером своего звучания, не вошла в широкий народно-песенный обиход. Наши сведения о том, где и в какой мере сохранились напевы, основанные на интонации уменьшенной квинты, — ограниченны, так как мы не занимались специальными изысканиями в этой области. Однако и приведенных примеров достаточно для того, чтобы говорить о диатоническом пентахорде уменьшенной квинты (не локрийском, а имеющем свою, особую структуру) как основе своеобразного лада, сложившегося в народной песенной практике далекого прошлого.38
Некоторые русские народные напевы широкого диапазона заключают в своем звукоряде уменьшенную октаву, каждый тон которой выполняет самостоятельную функцию. Примером использования уменьшенной октавы может служить ладовое строение свадебного напева, записанного в Куйбышевской области:
В основе приведенной мелодии лежат два опорных тона, находящихся в квартовом отношении, из которых нижний — как и всегда в народных песнях — служит окончанием, то есть тоникой лада. Уменьшенная октава, определяющая границы звукоряда, образуется в связи с тем, что к опорным тонам сверху и снизу прилегают опевающие их звуки, ограниченные малыми терциями.
Вслушиваясь, легко осознать, что замена уменьшенной октавы на чистую или, выражаясь словами Серова, «перевод» напева «в чистый диатонический тон» не только изменил бы характер его звучания, но и попросту разрушил бы его крепкую ладовую организацию, которую можно представить так:
Уменьшенная октава как бы «сжимает» звукоряд и дает центростремительное направление тяготению тонов, заключенных в лежащих по краям терцовых ячейках интонирования.
Использование диатонических звукорядов с уменьшенной октавой, встречающейся на различных ступенях лада, — довольно частое явление в русской песенности.
Мы отметили только два вида народных напевов, хотя и диатонических по существу, но не укладывающихся в систему «основного» звукоряда. Не подлежит сомнению, что, занявшись специальными изысканиями, можно обнаружить новые случаи нарушения песенной практикой норм общепринятой диатоники и установить иные виды этих нарушений. Однако, независимо от количества случаев и разнообразия видов, самый факт нарушения обычной диатонической системы, равно как и невозможность свести русские народные напевы к одному звукоряду, убедительно доказывают, что развитие народной мелодики шло своими, самостоятельными путями и что в народном музыкальном творчестве не существовало примата какого-либо одного звукоряда над видами и формами ладовых сопряжений. Иначе говоря, в народных песнях не заранее предпосланный звукоряд служил основой для формирования тех или иных ладовых структур, а наоборот, — поиски различных ладовых сопряжений как выразительных средств, необходимых для раскрытия музыкального содержания, приводили к освоению диатонических последований, образующих те или иные системы звукорядов.
По меткому выражению Б. В. Асафьева, «в нашу эпоху звучат музыки разных эпох». Следы разных эпох сказываются и в песенном наследии русского народа. В частности, эти следы заметны в принципах организации музыкальной речи, определяющих различные структуры звукорядов и связанные с последними формы ладообразования.
В зависимости от звуковысотной устойчивости и точности интонирования ступеней звукоряда, можно говорить о дифференцированной и недифференцированной диатонике. Принцип использования ступеней звукоряда при ладообразовании позволяет различать подлинную и мнимую диатонику. (Подробнее об этом будет сказано ниже).
Неразрывно связанный с ладовыми структурами диапазон звукорядов и порядок расположения их ступеней дает основание рассматривать как особые виды диатонику малообъемных и активных звукорядов, а также диатонику монотоникального звукоряда.
Наконец, характер использования ладового наклонения позволяет различать устойчивую и подвижную диатонику (т. е. диатонику с устойчивыми и высотно варьируемыми побочными ступенями лада).
Конечно, намеченное нами деление диатонической системы на различные ее виды или типы — является весьма условным и приблизительным, а определение этих типов дается лишь в порядке рабочей терминологии. Однако сейчас нам важно еще раз обратить внимание на то, что в народном песнетворчестве, — если брать последнее во всем его жанрово-стилистическом многообразии,— мы не найдем единой диатонической системы ладообразования, как не найдем и единого основополагающего звукоряда. Нам важно подчеркнуть, что в народных песнях диатоника имеет самые различные формы, связанные с отражением различных, исторически обусловленных, ступеней развития музыкального языка.
Утверждая факт различного проявления диатоники в народных напевах, мы преследуем сейчас одну основную цель,— доказать, что при изучении музыкального строя народных песен методологически неверно пользоваться какой бы то ни было меркой одной системы, а необходимо «индивидуализировать» каждый отдельный случай.
Прежде чем перейти к выяснению принципов ладообразования русских народных напевов и обзору наиболее употребительных ладовых структур, следует коснуться вопроса об интонационных истоках песенной диатоники, ставя этот вопрос в такой форме: откуда, то есть из каких явлений действительности или «жизненных прототипов» заимствованы характерные особенности ее выразительных средств.
В музыкальном обиходе понятие диатоники сводится обычно к представлению о звукоряде, состоящем из цепи ступеней, соединенных тонами и периодически встречающимися полутонами, а также — о мелодическом движении, не допускающем хроматических ходов. Отсутствие хроматического видоизменения ступеней лада служит привычным и непререкаемым признаком диатоники. Вместе с тем существо диатоники как определенной системы организации и использования музыкально-выразительных средств кроется не в структуре звукоряда и не в отсутствии хроматических ходов как таковых, а в ладовой организации тонов, составляющих звукоряд, и приемах развития мелодии, придающих последней некоторые характерные черты.
Народным диатоническим напевам, как простым, так и более сложным, присущи следующие особенности, вытекающие из самой интонационной их природы:
1. Плавность и слитность мелодического движения, поступенное заполнение скачков, используемых как выразительный и как чисто композиционный прием.
2. Наличие отчетливо выраженных и ощущаемых устоев, постоянных или переменных, способствующих сопряжению тонов каждой попевки, объединению попевок в музыкальные фразы и организации фраз в законченную музыкальную строфу.
3. Использование ладового наклонения, предпосылки для выявления которого создаются поступенностью мелодического движения, тяготеющего к ладовым устоям.
В разделе, посвященном проблеме первичных звуки рядов, мы говорили о том, что истоками музыкального языка следует полагать выразительные свойства, присущие речевой интонации. Основу мелодических оборотов, характерных для древних ангемитонных напевов, складывавшихся в практике трудовой деятельности человека, мы усматривали в интонациях возгласов. Что же касается древнейших (если не по сохранности, то по стилю) диатонических напевов, то их истоки, их «жизненный прототип» следует искать в интонациях повествовательной речи и, частично, — в интонациях плача.
В самом деле, именно повествовательной речи свойственна протяженная, гибкая и связная звуковысотная линия интонирования, интонационно-смысловые скачки которой заполняются обратным связным движением голоса. Именно в повествовательной речи так часто ощущается тот средний, опорный тон, от которого, по ходу повествования, отклоняется звуковысотный контур интонирования, не теряющий покидаемой опоры, хотя и меняющий иногда ее высотное положение в отдельных синтаксических построениях речи. Такой опорный тон повествовательной речи, как нам кажется, предвосхищает сущностьмузыкального ладового устоя. Во всяком случае, можно утверждать, что интонации повествовательной речи и плача явились прототипом ряда сугубо диатонических мелодий, связанных с народными эпическими песнями и песнями-причитаниями.
Напевы, непосредственно отражающие музыкальную практику далекого прошлого, не могли, конечно, сохраниться в полной неприкосновенности до сего дня. Однако и в близкой к нашему времени песенности использованы некоторые исконные принципы создания напева на основе музыкального воплощения речевых интонаций. Так, например, если обратиться к эпической традиции русского Севера, характеризующейся «сказыванием», то есть сольным исполнением «старин», можно найти среди различных былинных напевов и такие, генетические связи которых с речевыми интонациями проявляются совершенно отчетливо, можно сказать — наглядно.
Возьмем для примера былину «Илья Муромец освобождает Киев от Калина-царя», записанную А. Григорьевым от известной сказительницы М. Кривополеновой.
Былина эта начинается так:
Что из дáлеча да из чистá поля,
Из тогó, раздолья ширóкого,
Тут не грóзна туча поднимáлася,
Тут не óболоко накатáлося —
Поднимáлся собака, злодей Кáлин-царь,
Злодей Кáлин-царь, нечестивый сын.
Если мысленно представить себе наиболее естественную форму декламации этой былины, легко почувствовать, что речевое интонирование ее текста не нуждается в широком диапазоне, но требует плавной и гибкой звуковысотной линии, охватывающей каждую строчку и оттеняющей два логических ударения, неизменно встречающиеся в строке, как основной фактор стихосложения.39
Напев Кривополеновой вполне отвечает такому характеру декламации:
Показательно, что обобщая в своем мелодическом рисунке интонации повествовательной речи, напев является идеальным образцом диатонического склада, где решительно преобладает тот «слитный диатонизм», который подчеркивал А. Серов.40
Образцом идеального воплощения интонации повествовательной речи и в то же время примером мелодии чисто диатонического склада может служить известный напев сказителей Рябининых:
Напев Рябининых более сложен по музыкально-синтаксической структуре и, допуская повторы конечной музыкальной фразы, способен охватывать и оттенять целые периоды речи вплоть до завершения излагаемой мысли.
Итак, приведенные напевы былин, при всем их эмоциональном и структурном различии, являются результатом музыкального воплощения интонаций повествовательной речи и представляют собой мелодии, в которых явно преобладает слитный диатонизм. Эти напевы подтверждают ранее высказанное положение, что в самом характере интонации повествовательной речи заложены предпосылки мелодических ладов, основанных на секундовой связи ступеней и опирающихся только на один устойчивый звук — тонику.
Былинные напевы бывают разными, однако, как правило, в них отражается связь с их «жизненным прототипом» — интонациями повествовательной речи. При этом — что очень показательно — в напевах, где связь с речевой интонацией проступает особенно наглядно,— наиболее отчетливо проявляется и слитный диатонизм.41
В публикациях встречаются иногда указания собирателей на фальшивое исполнение былинных напевов, в связи с чем нотация этих напевов подчас пестрит условными обозначениями относительной высоты тонов и удивляет необычными для пения интервальными ходами голоса. Нам думается, что в указанных случаях исполнение далеко не всегда бывало действительно «фальшивым». Можно предполагать, что некоторые исполнители не смотрят на «сказывание» былин как на пение в подлинном смысле этого слова и потому, в процессе интонирования, не переключаются в чисто музыкальную сферу, а используют ту форму диатоники, которую мы определили выше как недифференцированную. Было бы интересно просить таких исполнителей спеть какую-либо песню. Вполне возможно, что при ее исполнении их интонация была бы безупречной.
Показательно, что «фальшивое» пение былин не вызывает протеста у слушателей, которые не потерпели бы фальшивого исполнения песен. Это лишний раз подчеркивает теснейшую связь эпических напевов с интонациями речи.
Вторым истоком диатонической мелодики, как уже говорилось, можно считать интонацию плача.
Музыкальные записи народных причитаний не столь многочисленны и показывают в основном напевы наиболее «условные», то есть удаленные от своего первоистока.
В причитаниях встречаются разные формы музыкального воплощения интонаций плача, что обусловлено, по-видимому, и различным характером проявления в быту естественного плача, выражающегося как в монотонном и приглушенном всхлипывании, так и в истерических рыданиях. Однако есть одна общая черта, присущая любой форме музыкального воплощения интонаций плача, а именно — слитный диатонизм попевок, реальным прообразом которых является «скользящий» характер плачевых интонаций.
Приведем несколько примеров, показывающих различные музыкальные типы народных причитаний. Одну из типичных форм музыкального воплощения интонации плача представляет собой следующий напев похоронного причитания:
Данный напев, ограниченный диапазоном малой терции, сложен в виде речитации, мелодический рисунок которой основан на двухстороннем опевании одного, центрального, тона близлежащими ступенями большой секунды сверху и малой снизу. Типические особенности, присущие интонации естественного плача, передаются в напеве мелизматическими фигурами, оттеняющими большинство интонируемых слогов текста и придающими «вздрагивающий» и — в связи с этим — как бы «плачущий» характер всей мелодии причитания.
В плане ладовой структуры приведенный напев предельно прост и заключает в себе лишь один из элементов ладообразования, а именно — сопряжение опорного тона со смежными ступенями звукоряда, используемыми в целях опевания ладового устоя.
В приведенном ниже причитании, записанном в Курской области, напев также ограничен диапазоном малой терции. Терцовые тоны использованы в нем как опорные, и этим подчеркивается минорное наклонение лада:
Показательно, что в случаях, когда интонируемый слог фиксирует II ступень лада, последняя, как неприготовленное задержание, принимая на себя акцент, соскальзывает в тонику, образуя характерные «плачущие» попевки.
Третий пример представляет собой напев, диапазон которого расширен до кварты. Однако квартовое сопряжение тонов как таковое не используется, а мелодический рисунок образуется из двух попевок терцового диапазона, сливающихся в одной линии интонирования:
Интересно, что в приведенном напеве объединены принципы ладообразования, отмеченные нами в двух предыдущих мелодиях причитаний. Опорными тонами лада служит малая терция. Первая попевка образуется путем двустороннего опевания верхнего опорного тона, вторая — путем заполнения терцовой основы нисходящим движением голоса.
В напевах причитаний интонации плача не воспроизводятся натуралистически, а претворяются в мелодии, обобщающей наиболее характерные черты этих интонаций.42 Все же, как правило, напевы похоронных причитаний остаются близкими своим жизненным прототипам, тогда как напевы свадебных причитаний, являясь более условной формой выражения горя, допускают и более сложное, опосредованное развитие исходных интонаций. Так, например, приведенный ниже напев свадебного причитания основан на квартовой попевке мажорного наклонения, имеет не плачевой, а скорее повествовательный характер и, при неспешном исполнении, звучит даже несколько торжественно:
Признаки интонации плача сказываются лишь в парных ритмических ячейках интонирования большинства слогов, придающих характер плачевого «качания» мелодической линии. Более отчетливо плачевая функция напева обнаруживается в том, что каждая строка стихов, рассчитанная на протяженность, равную музыкальной фразе, выходит за пределы этой фразы несколькими последними слогами, которые остаются недопетыми. Такая недоговоренность заключительного слова в фразе, свойственная структуре причитаний, является использованием в художественных целях одной из характерных черт естественного проявления плача, при котором прерывистость дыхания мешает договаривать слова. Обращает на себя внимание тот факт, что мелодическая фраза, представляющая собой музыкальную строфу причитания, полностью основана на слитном диатонизме.
Если музыкальное содержание предыдущего напева мы охарактеризовали как повествовательное, то напев свадебного причитания, помещаемый нами на стр. 61, можно назвать чисто лирическим:
В основе мелодической фразы, представляющей напев причитания, — фригийский тетрахорд, расширенный до объема квинты путем добавления снизу секундового «опекающего» тона. Крайние ступени тетрахорда подчеркиваются как опорные тоны лада начальным синкопированным ходом от тоники на кварту вверх. В последующем, равномерно ниспадающем движении голос захватывает нижнюю, «опевающую» секунду и возвращается на тонику.
Характерные особенности интонаций плача как такового в данном напеве находят лишь опосредованное воплощение. В мелодии переданы не столько «слышимое», то есть внешнее, физиологическое проявление плача, сколько внутреннее, психологическое состояние плачущего. (Вернее сказать — одно из состояний.) Синкопированное последование квартовых тонов как бы «вздергивает» мелодическую линию вверх. Благодаря тому что указанное последование интонируется на одном слоге, он приобретает связный, скользящий характер, в подлинном исполнении напоминающий «подвывание». Разрядкой квартового «взлета» служит дальнейшее «бессильное» спадание мелодии, лишенное хотя бы временных задержек на промежуточных ступенях лада и завершающееся на слабоустойчивой тонике.
Звуковысотный контур напева данного причитания, в различных ритмических модификациях, часто встречается в крестьянской песенной лирике и может считаться типически русским мелодическим оборотом.43 Правда, в лирических песнях указанный мелодический оборот встречается обычно как составная часть напева широкого диапазона, чаще — как мелодическая фраза, опирающаяся на квинтовый тон эолийского лада. Быть может поэтому, исполнительница, в процессе пения, захватывала иногда в виде форшлага нижний квинтовый тон, как бы намечая иную тонику для звучащего напева. Тем не менее сама по себе мелодическая фраза как монодийный напев остается фригийской.
В заключение приведем еще один напев северного причитания, представляющий своеобразную и условную форму воплощения плачевой интонации:
В данном напеве условность воплощения исходного интонационного прототипа сказывается в широко развитых внутрислоговых распевах, благодаря которым причитание приобретает качества подлинной песенности, не выходя, однако, в плане музыкального содержания из круга монотонной речитации.
В тех случаях, когда эпические и «плачевые» песенные формы сохраняют тесную связь с породившими их речевыми прототипами, каждый слог текста в процессе интонирования мелодии фиксируется обычно одним тоном, если и осложняемым, то лишь мелизматическими фигурами. В приведенном же напеве мы наблюдаем обратное явление: интонируемые слоги распеваются, воплощаются в закругленных музыкальных фразах, образующихся на сильных и относительно сильных долях такта. При этом музыкальные фразы не представляются вытекающими из обычных плачевых интонаций.
В чем же связи этого напева с исходным, речевым его прототипом? Если схематизировать напев и, сохраняя тоны, фиксируемые моментом произнесения слогов, устранить дальнейшее их распевание, можно увидеть, что в основе мелодии лежит простейшая речитация, построенная на двустороннем опевании одного центрального тона, образующего ладовый устой:
Так по своей интонационной основе данное свадебное причитание оказывается тождественным причитанию похоронному, приведенному нами первым. Различие между напевами заключается лишь в том, что в похоронном причитании простейшее, идущее от речи интонирование слогов музыкально украшалось короткими мелизматическими фигурами, тогда как в свадебном — закругленными мелодическими фразами.
Следует отметить, что при особенностях своего развития мелодия свадебного причитания не потеряла слитного диатонизма, так как терцовые ходы и предшествующий заключению напева нисходящий квартовый шаг не ощущаются как разрывы слитно-диатонической ткани, поскольку являются скачками не на ступени, имеющие самостоятельное ладовое значение, а на опевающие тоны, немедленно закрывающие разрыв слитной мелодической линии ходом на тонику.
Итак, основной характерной особенностью речевых интонаций повествования и плача является заложенный в самой природе этих интонаций слитный диатонизм. Думается, что если те и другие интонации представить «зрительно» в виде звуковысотного их контура и рассматривать, абстрагируясь от манеры интонирования (характера звукоизвлечения), то окажется трудным, а подчас невозможным, наметить какие-то принципиальные различия в их мелодическом воплощении. Правда, для повествовательной речи с ее завершенными построениями характерна бóльшая временная протяженность, нежели для плача, который может быть воплощен и в кратких мелодических формулах. Что же касается самой структуры мелодии и принципов ладообразования, то и в первом, и во втором случаях мы отметим тяготение к слитному диатонизму как основе интонирования и — к одному опорному тону как центру ладовых тяготений. Во всяком случае, отдельные ячейки интонирования, то есть те краткие попевки или фразы, которые представляют собой «клеточки» мелодической ткани, при детальном их анализе оказываются идентичными.
Конечно, и среди повествовательных, и среди плачевых напевов встречаются исключения, которые могут удивить своей несхожестью с типичными формами и озадачить необычайностью своей организации, в частности — своей ладовой структурой, не укладывающейся в привычные схемы. Вместе с тем такие исключения бывает трудно понять и объяснить, применяя к ним формальный метод анализа, тогда как попытки осознать их сущность и найти «жизненные» корни чаще всего приводят к тому, что необычное становится простым и обычным, а странное — легко объяснимым.
Так, например, в одном из сборников русских народных песен опубликовано следующее причитание, записанное Вл. Захаровым в Смоленской области:
На первый взгляд, мелодическая фраза, определяющая напев причитания, воспринимается скорее как курьез, чем как музыкальная формула, рассчитанная на вокальное интонирование. Невольно возникает вопрос: как подойти к объяснению интонационной природы такого напева? Как определить основу его ладообразования?
В работе «Русское народное музыкальное творчество», Попова по поводу данного причитания пишет следующее: «Мелодическую основу приводимого ниже смоленского причитания невесты-сироты составляют характерные для старинных русских песен квартовые попевки. Верхний квартовый оборот (соль—до), спевающийся сверху секундовым сопряжением, служит устоем напева. Одной из ярких интонаций рассматриваемого напева является нисходящий ход в объеме септимы (исполнявшийся обычно па непрерывном скольжении)».44
Однако, с нашей точки зрения, в мелодическом рисунке указанного причитания нет ни «характерных для старинных песен» квартовых попевок, ни квартового устоя (соль—до).
Определить интонационное зерно и обнаружить ладовый стержень такого напева действительно трудно, если подходить к нему с позиций привычных звукорядов и ладовых схем. Разгадку напева, который является не мелодией как самодовлеющим музыкальным построением, а музыкальной формулой прочтения поэтического текста, следует искать в его интонационной природе, в его жизненном прототипе. Нам кажется, что в напеве отразилась гипертрофированная интонация простейшей речитации, основанной на двустороннем опевании одного центрального устоя, то есть интонация, определяющая напев первого приведенного нами похоронного причета.
Гипертрофия исходной речевой интонации вызвана, по-видимому, несколько «истерическим» характером, придаваемым исполнительницей своему «воплю» невесты-сироты, а сказывается эта гипертрофия в замене секундовых сопряжений квартовыми. В результате мелодический рисунок типичной речитации, ладовая основа которого может быть выражена схемой:
оказывается подчеркнуто преувеличенным и схематически выглядит так:
Возникает вопрос, почему секунды оказались замененными квартами, а, предположим, не терциями? Нам думается, потому, что кварта является тем «разностным» тоном, который способен ярко подчеркнуть изначальный звуковысотный контур (речевой прототип), не изменяя его сущности, тогда как терцовые отклонения придали бы образующемуся мелодическому последованию некоторую инертность и даже «вязкость». Но где же здесь слитная диатоника, о которой мы говорили как об основе интонаций плача? Слитной диатоники в прямом смысле этого слова здесь, конечно, нет, но характерно, что данный мелодический оборот вырос путем преувеличенного подчеркивания (гипертрофии) мелодической фигуры, типичной именно для слитной диатоники.
Завершая раздел об интонациях плача как одном из источников формирования диатонизма и о напевах причитаний как простейшем музыкальном воплощении этих интонаций, следует упомянуть, что в публикациях причитаний изредка встречаются напевы, изобилующие хроматизмами и другими, необычными для народной песенности особенностями мелодики.45
По сути дела, такие напевы близки к натуралистическому воспроизведению плача и основаны на той начальной форме освоения диатоники, которую мы охарактеризовали как недифференцированную.