Основы ладового строения русских народных песен
В известном труде «Русская народная музыка» П. П. Сокальский, рассуждая об организации музыкального материала, то есть о формировании звукорядов и гамм, пишет: «Различные напевы, как древние. так и новые, составляются не прямо из отдельных тонов, а из тонов, „уже приведенных, предварительно в какой-либо строй или лад”». И далее: «Переход от тона к напеву составляют промежуточные организации музыкальных элементов в звукоряды или гаммы; из них организуются мотивы, а из мотивов — законченные напевы или мелодии».9
Приведенное мнение Сокальского (не беремся судить, насколько оно самостоятельно) кажется весьма странным, ибо согласно этому мнению даже на ранних, начальных этапах развития песенного творчества на первое место выдвигается приведение в систему музыкального материала, а на второе — создание конкретных песенных мелодий. Иначе говоря,— «теория» рассматривается как первичное, а «практика» — как вторичное явление в процессе развития народной песенности.
Волей-неволей начинаешь предполагать, что, быть может, такая вопиющая ошибочность положения Сокальского является кажущейся, порожденной неудачным изложением мыслей. Однако дальнейшими высказываниями Сокальский подтверждает свою точку зрения и развивает ее в том же направлении.
Так, например, утверждая как «первообраз» или «основную схему самой древней гаммы» звукоряд с—f—g—с,Сокальский пишет: «Дальнейшим шагом в этом деле было восполнение промежутков между пустыми квартами. От g нашли кварту вниз (или квинту вверх) — d, а от f кварту вверх, b — и вот— явилась характеристическая гамма без терции и сексты, составленная из двух трихордов... Потом, в искании новых тонов и красок, пришли к мысли поделить промежуток целого тона на две части и получили хроматизм».10
Итак, видимо, даже объясняя обусловленность развития выразительных средств и обогащения музыкальной палитры стремлением к расширению содержания песен, Сокальский полагает, что новые выразительные средства не завоевывались в процессе художественного творчества, а как бы предварительно вырабатывались, поступая затем в распоряжение творческой практики народа.
Не умаляя значения, которое для своего времени имела работа Сокальского, и по сей день остающаяся единственным капитальным трудом, посвященным исследованию основ русской народной музыки, мы указываем на одну из важных методологических ошибок Сокальского лишь потому, что эта ошибка была присуща не только ему. Рассматривать процесс создания и развития народного песнетворчества под углом зрения, вольно или невольно утверждающим примат «теории», было свойственно в какой-то мере всем исследователям, обращавшимся к изучению народной песни. Такой угол зрения вызывал представление и о первичных звукорядах как о некоей, предпосланной художественному творчеству, системе организации звуков, обусловленной законами акустики и физиологии, лишь найдя и освоив которую человечество смогло приступить непосредственно к созданию песенных мелодий.
Естественно, что практическое завоевание «точного тона» и сопряжения нескольких тонов как средства выражения шло в пределах норм, определяемых физиологическими и акустическими закономерностями. Однако не физиология и акустика вызвали к жизни звукоряды, а последние сложились в итоге практики интонирования.
Всякий звукоряд или гамма представляют собой построение, суммирующее и приводящее в систему то, что завоевано практикой. В этом смысле звукоряд может быть приравнен к алфавиту речевого языка. Всем должно быть ясно, что формирование языка шло не по линии предварительного создания алфавита с последующим освоением его в речи. Наоборот, алфавит привел в систему все основные звуки, практически освоенные в речи, и дал им графическое изображение.
Проблема первичных звукорядов существует, но она сводится к уяснению первоистоков народной песенности, то есть к определению тех музыкально-смысловых интонаций, которые легли в основу древнейшей песенности. Конечно, такая проблема может быть решена лишь в плане гипотезы, так как наблюдать процесс зарождения песенности мы не можем.
По поводу первичных звукорядов в русской музыкальной фольклористике выявились две точки зрения.
Первая, согласно которой основой древнейших напевов являлись интонация кварты и — производная от последней — система трихордов, неоднократно находила отражение в печати. Сторонники этой точки зрения опирались, с одной стороны, на то практическое значение, которое имеет интервал кварты для обычной разговорной речи, а с другой — на древнегреческую систему с ее квартовыми звеньями тетрахордов и также на чисто акустические теории.
В своем трактате «Русская песня как предмет науки» Серов писал: «Пение русское неразрывно слито со словом... В речи словесной повышение и понижение голоса на кварту (вопрос, ответ и т. д.) играет самоважнейшую роль. Она же должна отразиться и в русской народной песне».11
По мнению Сокальского, «свойства нашего голоса, при обыкновенной, не особенно напряженной речи, подыматься при вопросе на квинту и понижаться при ответе (или утверждении) на кварту, при преобладаниисреднего тона, наложило свою печать на всю первобытную, древнюю, равно церковную и народную музыку, которая была исключительно вокальная».12
Полагая, что «все народы избрали известные ступени музыкальной лестницы», Сокальский видит эти ступени в простейших отношениях тонов кварты, квинты и октавы. «Поэтому первообразом или основной схемой самой древней гаммы, — пишет далее Сокальский, — был звукоряд с—f—g—с, состоявший из примы, кварты, квинты и октавы. Поставленные по порядку их высоты, они составили собою две кварты с—f и g—с или два «дихорда». Такой звукоряд положил свою печать на всю отдаленную древность, которую мы считаем себя вправе назвать эпохою кварты».13 Значительно позже, уже в советскую эпоху, А. Никольский в работе «Звукоряды народной песни» полагает кварту «изначальным диапазоном» и решительно заявляет, что «концепция кварты — это первое, что улавливается примитивным слухом человека».14 Рассматривая кварту как интервал, имеющий «особую значимость», Никольский ссылается на теорию Н. А. Гарбузова, согласно которой построение мажорной гаммы производится на основе 8, 9, 10, 12 и 15-го обертонов двух звуков, находящихся в квартовом отношении.
В нашу задачу не входит подробное освещение взглядов, которые развивали сторонники примата кварты. Нам важно установить лишь главнейшие, исходные положения тех точек зрения, которые проявились в развитии понимания истоков русской народно-песенной мелодики. Поэтому нам кажется вполне достаточным ограничиться приведенными выше цитатами, взятыми из наиболее крупных опубликованных работ.
Сторонники другой точки зрения, выдвигая как образец простейших музыкальных построений примитивные напевы типа детских прибауток, первоистоком мелодики полагали секундовое сопряжение тонов, а древнейшими звукорядами — звукоряды секунды и терции. Думается, что данная точка зрения родилась не как самостоятельная концепция, а как противопоставленная теории Сокальского, неоднократно подвергавшейся критике и действительно уязвимой во многих своих утверждениях.
Сторонники «приоритета» секунды представляются нам более «практиками», нежели «теоретиками», но «практиками» с узким кругозором, несколько наивными в понимании простейших музыкальных явлений. Их понимание простоты можно, по-видимому, свести к схеме, согласно которой простейшим «эмбрионом» музыки будет один тон, следующим шагом в развитии — два смежных тона, потом три и т. д. В русской музыковедческой литературе эта точка зрения не нашла сколько-нибудь отчетливого отражения и — во всяком случае — нигде не представлена в виде теоретически обоснованной системы взглядов. Однако можно предполагать, что в повседневном музыковедческом обиходе она имела достаточно широкое распространение.
Споры между сторонниками двух указанных выше взглядов не нашли непосредственного отражения в печати, но, по-видимому, постоянно и настойчиво возникали в текущей работе, отвлекая внимание исследователей и мешая поискам какой-то иной, третьей точки зрения на процесс развития народно-песенного языка и его ладовых основ. Не случайно Л. В. Кулаковский, всегда оригинально и самостоятельно мыслящий исследователь, в своей работе «Строение куплетной песни», опубликованной в 1939 году, касаясь ладового строения мелодики, с горечью писал: «Этнографы-музыканты до сих пор спорят об относительной древности того или иного примитивного звукоряда; споры эти представляются нам весьма схоластичными, беспредметными...»15
Данные споры, несомненно беспредметные, не приведя ни к каким результатам, в последние годы казались «за ненадобностью» отложенными и забытыми. Но, к нашему удивлению, совершенно неожиданно в печати прозвучало безапелляционное заявление Т. В. Поповой: «В настоящее время установлено, что секундовые интонации являются древнейшими по происхождению».16 При отсутствии каких бы то ни было аргументов или указаний на то, на основе каких данных, кем и когда установлен исторический приоритет интонаций секунды, заявление Поповой звучит по меньшей мере странно и кажется совершенно неуместным для учебного пособия, в котором оно опубликовано. В то же время это заявление доказывает, что в музыкальной фольклористике борьба двух точек зрения на древнейшую интонацию продолжается. Какую же из них можно считать правильной? Как разрешить спор?
Нам думается, что постановка вопроса: что появилось раньше — кварта или секунда — или, иначе говоря, — какая из этих интонаций является древнейшей, — методологически неверна, поэтому вопрос, поставленный таким образом, не может получить ответа.
Неверна такая постановка вопроса потому, что процесс зарождения и развития музыкального языка песен она сводит к техническому процессу освоения голосом и сознанием того или иного интервала, не учитывая первооснов, то есть самих истоков музыки и того импульса, который породил создание песенности и определил процесс его первоначального развития.
Дело в том, что песенность начиналась не от завоевания кварты или секунды как таковых, то есть как интервалов, подсказанных сознанию акустическими явлениями, воспринимаемыми извне и подчиняющимися, в процессе освоения, физиологически обусловленным возможностям голосового аппарата и слуха. Песенность зародилась в результате стремления человека дополнить словесное содержание речи выразительными свойствами, присущими различным звуковысотным сопряжениям тонов. Эти свойства были уже освоены речевой интонацией, выработавшейся в процессе развития языка и широко использующей звуковысотные отношения разных неточных тонов, на которых протекает речевое интонирование. Песенность стремилась воплотить выразительные свойства речевых интонаций в точном музыкальном интонировании звуковысотных сопряжений, обогащая этим их эмоционально-смысловое значение.
Истоками музыкального языка народных песен мы считаем выразительные свойства, присущие речевой интонации, понимая ее широко и включая в это определение не только интонации, сопутствующие речи и дополняющие значение произносимых слов, но и плач, и возгласы, способные интонироваться без слов, несущих в себе какие-либо понятия. Следует сразу же оговорить, что главным выразительным средством речевой интонации, выявляющим ее смысловое содержание, мы полагаем звуковысотный ее контур, то есть звуковысотное отношение последовательно интонируемых слогов.17
Речевые интонации можно разделить, конечно условно, на три основных типа. Это интонации возгласов, повествовательной речи, плача.
Интонации каждого типа, при бесконечном многообразии их эмоционально-смысловых оттенков, связанных с конкретным содержанием и эмоциональным наполнением, различаясь частностями имеют общие характерные черты. Так, например, всякий возглас, являясь активным обращением к объекту, будучи кратким по временной протяженности, немыслим без «размаха» интонирования, без четкого, броского сопоставления контрастных, разностных по своему звуковысотному положению тонов. В противоположность этому, звуковысотный контур повествовательной интонации предполагает значительно большую протяженность фраз, опирается в основном на один средний тон, если и уклоняясь от последнего вверх или вниз, то в поступенном, плавном движении на небольшие звуковысотные расстояния. Всякий плач, являющийся непосредственным выражением страдания, характеризуется ниспадением, «соскальзыванием» линии интонирования, при неизменном повторении более или менее коротких «отрезков».
Формирование музыкального языка представляется нам как процесс воплощения наиболее выразительных сторон речевой интонации в музыкально распеваемые звуковысотные сопряжения. Эти сопряжения завоевывались и осваивались практикой не как акустические интервалы, а как способ проявления определенного эмоционально-смыслового содержания. В связи с этим овладение музыкальным интонированием различных звуковысотных сопряжений, несомненно, шло параллельно, а не в порядке последовательности, поскольку песенность возникала не в качестве средства выявления первоначально какого-то одного, узкого крута эмоций, а затем уже — другого.
Первичными, чисто музыкальными проявлениями речевой интонации могли быть попевки, сложившиеся и закрепившиеся в виде кратчайших, логически завершенных музыкальных фраз.
Обобщая (прежде всего в звуковысотном контуре) характерные особенности той или иной речевой интонации, эти музыкальные фразы служили напевом для поэтических текстов соответствующего назначения. При этом не конкретное содержание слов, а общий их смысл и целевая направленность соответствовали музыкальному содержанию данной мелодической фразы.
Предвидя ряд сомнений, а быть может, и возражений, вызванных подобным суждением о главенствующем, решающем значении звуковысотного контура, попытаемся раскрыть сущность высказанной мысли на примере.
Представим себе две простейшие речевые интонации — интонацию вопроса и утверждения — воплощенными в музыкальных попевках. Общеизвестно, что вопрос всегда связан с повышением интонации, а утверждение — с ее понижением. И вопрос, и утверждение могут иметь неизмеримое количество различных, в основном— эмоциональных оттенков. Эти оттенки способны найти свое выражение и в различных видах ритмической пульсации мелодической фразы, и в игре ее ладового наклонения. Однако, как суть, как ведущий смысл данных попевок — остается незыблемым: в первом случае — характерное повышение интонации, которое отразится в звуковысотном контуре попевки, во втором — понижение интонации. Сами по себе, вне повышения или понижения звуковысотного контура, ни ритм, ни лад — не способны отразить смысловую сущность взятых нами в виде примера интонаций.
Итак, можно предполагать, что простейшие «однофразные» напевы, обобщающие характерные черты речевых интонаций и сохраняющие главнейшее смысловое значение последних, являлись основной и — вероятнее всего — единственной музыкальной формой, применявшейся в древнейшей народно-песенной практике.
Примем высказанное предположение как рабочую гипотезу и вернемся к вопросу о древнейших музыкальных интонациях и первичных звукорядах.
С позиций изложенной гипотезы мы увидим, что ставить вопрос об историческом примате какого-то одного музыкального интервала — кварты или секунды — попросту нельзя, так как в процессе формирования песенной мелодики, несомненно, получали музыкальное воплощение интонации разной природы, разного содержания и назначения, а следовательно, и различных звуковысотных сопряжений. Можно, в известной мере, ставить вопрос лишь о диапазоне интервалов, используемых в древней песенной практике, и — что наиболее интересно и существенно, — о точности интонирования, понимая под точностью не соответствие интервалов нормам одной из общеизвестных систем (темперированной, натуральной, пифагорейской), а неизменность, устойчивость интонирования их звуковысотных отношений.
Несколько забегая вперед, ответим на этот вопрос, но лишь в общих чертах, так как подробнее он рассмотрен в последующих разделах работы.
Можно полагать, что используемые интервалы не превышали кварты. Кварта, секунда и терция были, по-видимому, теми основными интервалами, которые служили интонационно-смысловым зерном мелодических попевок. Так, например, кварта играла заметную роль в формировании большинства календарных напевов, но вовсе не по тому что эти напевы складывались, как известно, еще на заре песенности, и «концепция кварты», выражаясь приведенными ранее словами Никольского, является древнейшей, улавливаемой примитивным слухом человека. Кварта широко использовалась в календарных напевах потому, что была характерна для выявления тех интонаций-возгласов, которые лежали в основе данных напевов.
Насколько можно судить по опубликованным записям и наблюдениям над современной манерой исполнения календарных песен, кварта всегда интонировалась точно, в привычных для нас акустических нормах чистого интервала. По-видимому, устойчивость интонирования кварты связана с тем, что этот интервал, в силу акустических и физиологических причин, наиболее легко различим как сопоставление двух разностных тонов, наиболее легко контролируем слухом и воспроизводим голосовым аппаратом.
В формировании древнейших напевов повествовательного характера и напевов-плачей существенную роль, несомненно, играли интервал секунды и — как производный — интервал терции. Однако «древние» секунды и терции навряд ли поддавались точному измерению и соответствовали нашему определению «больших» и «малых» интервалов. Правильнее предположить, что секунды и терции тех времен не были устойчивыми, что их высотная величина варьировалась и интонировалась неточно.
В упоминавшейся ранее статье «Звукоряды народной песни», Никольский пишет: «Дело в том, что относительная широкость интервала далеко не безразлична для примитивного слуха; и в этом смысле кварта благодаря отдаленности своих крайних точек, рельефности их взаимного различения, несомненно, более проста, чем не столь широкие интервалы — большая и малая терции и (тем более) секунда. Интонировать два звука в кварту гораздо проще и легче для начинающего петь, чем — два же звука в отношении терции или секунды; особенно же трудны для усвоения терции — большая и малая».18
Все это верно, Однако нам кажется — и наше мнение мы подтвердим в дальнейшем анализом ряда напевов, — что неустойчивость объема интервалов секунды и терции в древнейших напевах объясняется не столько относительной трудностью их интонирования, сколько тем назначением, которое получали данные интервалы при формировании напевов, назначением, не только допускающим, но порою и требующим высотного варьирования основной их величины.
Итак, рассматривая освоение интервалов кварты, секунды и терции как единовременный, нерасчленяемый процесс, мы полагаем, однако, что точность музыкального интонирования была закреплена за квартой раньше, чем за секундой и терцией.
О первичных звукорядах русской народной песенности, относящихся еще к ее «утробному» периоду, то есть к периоду песенности общеславянской, можно сказать лишь следующее. Всякий звукоряд есть абстракция, представляющая собой как бы «линейную проекцию» звуковысотного контура напева. Чем напев проще, даже примитивнее, тем большее представление о его основе может дать звукоряд. Звукоряды сложных, развитых напевов, в сущности, ничего не дают, а лишь помогают систематизировать напевы по некоторым, чисто внешним признакам.
В основе древнейших напевов лежат малообъемные звукоряды, как заполненные, так и незаполненные. Первые — характерны для напевов диатонической природы. Вторые представляют, как принято было говорить раньше, «пентатонику», «трихордовую систему», или, как правильнее сказать, — бесполутоновую или ангемитонную основу напевов. Напевы диатонической и ангемитонной природы не порождены различными системами музыкального мышления. Напевы разной природы создавались — можно полагать — параллельно, а их различия объясняются разностью интонационно-смысловой их основы. Эти напевы не противоборствовали друг другу, по началу мирно сосуществовали как носители разного содержания, а в дальнейшем, в процессе развития песенности, начали сливаться, объединяя присущие им особенности в новых, более разносторонних в своем содержании, песенных мелодиях.
Если же поставить вопрос так: в какой же системе — пифагорейской, натуральной или темперированной — развивалась поначалу русская народная песенность, — ответ может быть дан лишь один — ни в одной из названных.