На данной странице представлена третья часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая советским песням 1920-х годов
Формирование советской массовой песни
Советский поэт Александр Ильич Безыменский (1898—1973) — автор текста песен «Молодая гвардия» и «Комсофлотская»
20-е годы являются периодом формирования советской массовой песни.
Понятие «массовая песня» родилось в середине 20-х годов. Однако оно обозначило характер уже существующего жанра. Именно такими — массовыми — были рабочие гимны дооктябрьской России. Облик их складывался под влиянием новых форм революционной борьбы — шествий, митингов, демонстраций, стачек и других политических выступлений. То были песни, которые исполнялись сообща, коллективом людей, объединенных общими идеями, целями, настроениями и действиями. Опыт песнетворчества революции оказал непосредственное воздействие на советскую песню послеоктябрьского периода. Она родилась в облике массовой, сохранив лозунговый, плакатный, призывный стиль своих непосредственных предшественников — революционных гимнов и маршей.
Принципиальная новизна советской массовой песни состояла в том, что речь в ней уже шла не о сокрушении основ самодержавия, а о защите и укреплении молодого государства. Если в революционных гимнах «мы» противопоставлялись миру угнетения и произвола, то в новой — советской массовой песне «мы» означало единение созидающих сил.
Первые песни, появившиеся после гражданской войны, еще хранят на себе романтический отблеск ее героики. В них по-прежнему слышится неостывшая готовность к защите молодой советской республики. И вместе с тем они несут новые образы, темы и сюжеты. В первой половине 20-х годов главным героем массовой песни становится молодежь. К самым ярким образцам принадлежат «Наш паровоз» (коллективное авторство комсомольцев Киевских железнодорожных мастерских), «Молодая гвардия» и «Комсофлотская» (обе на слова А. Безыменского).
Все они создавались на основе ранее существующих напевов. Все три — гимнического мажорного склада. Мелодия «Молодой гвардии» и по сей день известна как один из старинных австрийских гимнов (начало его вошло в главную партию финальной части Первого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена). Эта мелодия пережила также несколько рождений в качестве напева немецких революционных песен XIX и XX веков.
Советский композитор Сергей Фёдорович Кайдан-Дешкин (1901—1972) — автор музыки песни «Взвейтесь кострами»
Первая пионерская песня «Взвейтесь кострами, синие ночи» создавалась к открытию пионерской организации (1922). Слова принадлежат поэту А. Жарову. Автор музыки С. Кайдан (Дешкин) взял за основу «Марш солдат» из оперы Гуно «Фауст». Впрочем, следует заметить, что мелодия песни значительно отличается от первоисточника. Здесь можно наблюдать весьма характерную для последующего десятилетия примету — активное авторское переосмысление знакомых напевов.
В песне «Взвейтесь кострами», так же как и во многих песнях этих и предыдущих лет («По долинам и по взгорьям», «Мы — красные солдаты», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и др.), победно и ликующе звучит мотив из «Марсельезы». Этот мотив, основанный на сцеплении двух соседних кварт, многие десятилетия служит в европейской мелодике своего рода «паролем» героико-революционного начала. Отзывом на него зазвучало множество песен разных лет.
«Там, вдали за рекой» — комсомольская баллада, одна из любимых песен молодежи 20-х годов. Это лирическое повествование о гибели молодого буденновца в сознании многих принадлежит к периоду гражданской войны. В действительности же песня сочинялась, когда война была уже позади. Много лет имя ее автора оставалось неизвестным. Лишь четверть века спустя выяснилось, что слова сочинил Н. Кооль, комсомолец 20-х годов. Напев был взят им из старинной песни каторжан «Лишь только в Сибири займется заря». Угадывается также мелодическое сходство с популярной дореволюционной песней — типичным образцом бытовой вальсовой традиции «Крутится, вертится шар голубой». Песня «Там, вдали за рекой» представила стиль романтической сюжетной баллады, утвердившийся в лирико-героических песнях последующих десятилетий.
С 1925 года в Московской консерватории работает группа молодых композиторов «Производственный коллектив» («Проколл»). Своей творческой целью проколловцы поставили сочинение музыки для массового распространения. В основе ее содержания — революция, гражданская война, труд. Среди прочих музыкальных жанров главная роль отводилась песням и хорам. Именно в недрах Проколла и родился термин «массовая песня». Для музыкального стиля проколловцев характерно преобладание маршевости, настойчивое подчеркивание волевых интонаций. Активно использовался интонационный фонд революционной песенности, пролетарских гимнов.
Свою творческую практику проколловцы связывали с самодеятельными коллективами. На демонстрациях трудящихся, массовых праздниках, на митингах и концертах звучали в исполнении рабочих и солдатских хоров «Песня о героях» (М. Коваль, А. Давиденко), «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» (В. Белый), «Железными резервами» (Б. Шехтер). Широкой популярностью пользовалась песня М. Коваля «Юность», близкая по характеру демократическим студенческим песням XIX века.
Студенты Московской консерватории — члены ПРОКОЛЛа. Первый ряд (слева направо): М. В. Коваль, Д. А. Рабинович, В. А. Белый, Д. Гачев; второй ряд: Ю. В. Келдыш, Л. Н. Лебединский, С. А. Крылова, Л. Н. Калтат; третий ряд: А. А. Давиденко, А. А. Соловцов, С. И. Корев, Н. Я. Выгодский, Б. С. Штейнпресс
Признанный лидер проколловцев — Александр Давиденко (1899—1934). Сочинения этого композитора обнаруживают своеобразный интонационный сплав, создаваемый в опоре на старую русскую солдатскую песню, донской казачий фольклор, украинскую воинскую песню, революционные гимны и марши. Излюбленным жанром Давиденко являлась походная песня, к которой принадлежат его «Конная Буденного», «Винтовочка» (обе на слова Н. Асеева), «Нас побить, побить хотели» (слова Д. Бедного) и др.
В своем стремлении создать принципиально новое песенное искусство члены группы Проколл объявляли себя противниками всяческих проявлений мещанства и пошлости. Однако сочинения их зачастую отмечены скудостью мелодики и преобладанием конструктивного начала.
Не встретили понимания и поддержки в народе песни и хоры, представлявшие так называемый пролетарский стиль, который культивировала Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Эти выхолощенные, лишенные непосредственности и теплоты произведения славили некий абстрактный труд, оставляя за пределами своего внимания живые человеческие эмоции.
Советский поэт Павел Давидович Герман (1894—1952) — автор текста «Песня о кирпичном заводе» («Кирпичики»)
Необходимо сказать также и о стремлении поведать о новой жизни языком песенной бытовой лирики. По-настоящему художественные навыки в этом направлении еще не были освоены. Вот почему лирические песни, посвящаемые новому быту, носили характер сентиментальных романсов, весьма примитивных в мелодическом отношении. Такие из них, как «Песня о кирпичном заводе» Е. Кручинина (слова П. Германа) или «Шахта № 3» пользовались немалой популярностью. Вот как объясняет причины этой популярности известный исследователь советской песни А. Сохор: «...Их темы и герои были взяты из окружающего быта и связаны со всеми знакомыми событиями жизни тех лет. Непритязательно выражая лирические настроения, они шли навстречу неизменной тяге широких масс к лирике. Сказалось и то, что их авторы отлично знали законы массового восприятия, секреты общедоступности и умели пользоваться ими, опираясь на бытующие интонации»5.
В конце 20-х годов песенный жанр испытывает явный кризис. В немалой степени этому способствовала недооценка песенного наследия и традиций прошлого, которая давала знать о себе в позициях РАПМа. Насаждавшиеся тогда догматические установки сильно тормозили естественное развитие музыкальной культуры. В числе других музыкальных жанров пострадала и песня.
Тем не менее взлет песенного искусства в 30-е годы был подготовлен лучшими образцами песенного наследия 20-х годов.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.