На данной странице представлена седьмая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая советским песням 1960-х годов
Молодежные образы. Песни А. Пахмутовой
Подъем советской песни в 60-е годы связан с переменами в духовной атмосфере страны. Это было время вступления человечества в космическую эру. Литература и искусство ищут выразительные средства для воплощения современности, отмеченной активным движением научно-технической мысли, возрастанием интеллектуального уровня людей.
Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) всколыхнуло общественное сознание, вызвав приток книг, кинофильмов, спектаклей, остро, по-новому ставивших вопросы отношения человека к действительности. Отметен догматический взгляд, приравнивавший людей к винтикам огромного государственного механизма. И художественное творчество всячески заостряет мысль о неповторимости каждой человеческой судьбы. Следуя ведущим тенденциям литературы и искусства, песня все чаще обращается ко внутреннему миру человека. В песенный жанр проникли образы, раскрывающие духовные идеалы общества через помыслы и чувства отдельной личности. Восприняла песня и подсказанные современным искусством демократизм, исповедальность тона. Теперь она адресуется не столько ко всем, сколько к каждому человеку в отдельности, высказываясь от имени одного человека. Весьма заметным становится предпочтение, которое авторы песен отдают лирике как признанному в искусстве средству духовного самовыражения. Не случайно для уточнения жанровых характеристик используются понятия, подчеркивающие личностное начало, такие, как песня-монолог, песня-размышление, песня-признание, песня-мольба и т. п. Заметно возрос лирический тонус при воплощении идей большого общественного звучания.
Песня испытывает влияние поэзии XX века, для которой характерны ритмическая гибкость и раскованность, подчеркивание веса и значения отдельного слова, интонационная детализация. Песенные мелодии насыщаются речевой выразительностью. В них усиливаются речитативно-декламационные моменты, связанные со смысловым развитием и психологическими нюансами стихотворного текста.
В этих условиях совершенно закономерным оказывается главенствующее положение эстрадной песни. Ее облик основывается на преобладании личного, интимного начала. Будучи произведением прежде всего для слушания, эстрадная песня подразумевает соответствующее сопровождение. Яркость и выразительность инструментальных красок обогащают ее мелодический образ, усиливают его выразительность.
Впрочем, различия между эстрадной и массовой песней вовсе не исключают возможности их взаимопроникновения. В этом убеждает новый тип гражданственно-публицистических песен, многие из которых с одинаковым успехом существовали как на концертной эстраде, так и в быту. Появлением их, собственно, и ознаменован поворот в развитии песенного жанра, наступивший в конце 50-х — начале 60-х годов.
Отдельное издание «Песни о тревожной молодости» Льва Ошанина
Гражданственная направленность, отличающая советскую песню с первых дней ее существования, в публицистических песнях 60-х годов выражена высказыванием от первого лица. В отличие от массовых гимнов и маршей прошлых десятилетий, формулировавших идеи общества в целом, песни этих лет раскрывают нравственную позицию личности. Воспевание гражданственных идеалов опирается здесь не на лозунговые формулировки, а на глубокую личную убежденность, выстраданную (как об этом свидетельствует содержание) опытом отдельной человеческой судьбы.
Можно с точностью назвать время рождения новой разновидности, получившей впоследствии название песен-манифестов.16 Это 1958 год, когда впервые зазвучала «Песня о тревожной молодости», написанная композитором Пахмутовой и поэтом Ошаниным для кинофильма «По ту сторону». И хотя посвящена она — в соответствии с сюжетом фильма — молодежи гражданской войны, ее восприняли и запели как песню о современнике.
Масштабность музыкально-поэтического образа «Песни о тревожной молодости» такова, что однозначно определить ее жанр и характер невозможно. Это и гимн, и лирический монолог, и песня-кредо. К ее интонационным прообразам можно отнести студенческие напевы XIX века, старинные русские песни — крестьянские и городские, а также песни революции и гражданской войны. В качестве примера приведем такие из них, как «Наша жизнь коротка», «Ой, да ты калинушка», «Там вдали за рекой», присоединив сюда и лирические песни 50-х годов, в частности «Отчего ты мне не встретилась» Богословского. Важно, что, попадая в орбиту мелодического мышления Пахмутовой, широкоупотребительные интонации получают совершенно новую окраску, выступая в роли «знакомых незнакомцев». Длительный, а главное, насыщенный энергией и целеустремленностью путь проходит мелодия, осваивая широчайший (секста через октаву) диапазон. Отчетливо разделяясь на два построения, мелодия тем не менее представляет собой единую линию, поступательно восходящую в направлении кульминационной вершины. Романтическая полетность припева рождается из неповторимо «пахмуговских», вылепленных крупными длительностями фраз, контрастирующих своей песенной ширью с маршевой мерностью аккомпанемента.
В том же году композитор Э. Колмановский написал песню «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К. Ваншенкина. Этот истинно лирический гимн устами обыкновенного человека воспевает то вечное и непреходящее, что существует в повседневном круговороте жизни. Колмановский решительно ломает искусственно возведенные жанровые рамки, в свое время разделившие в песне области личного и всеобщего. Темы, которые до сих пор принято было решать в торжественно-монументальном плане, композитор переводит в русло откровенного доверительного разговора.
К песням-манифестам близко примыкают песни-баллады. Друг с другом их роднят высокая гражданственная сущность и острый эмоциональный накал, свойственный публицистическому высказыванию. Отличительная примета баллад состоит в том, что они строятся на сюжетной основе, либо воспроизводят конкретную жизненную ситуацию. Активное развитие жанр баллады получил в творчестве О. Фельцмана. К этому жанру принадлежит популярная в 60-е годы песня «Огромное небо», которую Фельцман написал в содружестве с поэтом Р. Рождественским (о подвиге летчиков, ценою собственной жизни сумевших отвести гибель от города).
«Прошлое глазами настоящего» — таков замысел баллады «Красная гвоздика» А. Островского — Ошанина. В песне безошибочно угадываются традиции пролетарских гимнов борьбы. Однако композитор не пошел по пути прямого воспроизведения канонов революционных гимнов и маршей. Мелодическая ткань вбирает в себя лишь искорки-частицы революционных напевов, которые наделены здесь значением образно-интонационной символики. Начало песни — ее мощный хоровой припев — несет отзвук величественной клятвы из революционного гимна «Вы жертвою пали» (средняя мажорная часть — «Настанет пора, и проснется народ...»). В запеве отчетливо выделена речевая интонация-обращение «А помнишь, друг...»
Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)
В 60-е годы молодежные образы оказываются едва ли не самым наглядным свидетельством перемен, происходящих в советской песне. С ними непосредственно связано появление новых тем и жанровых разновидностей. Голос молодости звучит уже не в коллективных образах молодежи, а в высказываниях молодого современника. Его духовному взрослению, в частности, посвящается немало лирических песен — раздумий о жизненных дорогах сверстников. В становлении этой темы заметную роль сыграли «Прощайте, голуби» Фрадкина — Матусовского, «Мальчишки» Островского — И. Шаферана. «Я шагаю по Москве» (А. Петров — Г. Шпаликов) — не столько о городе, сколько о юношеском оптимизме, который рождается встречей с вечно молодой столицей. В чем-то эта песня сродни жизнерадостным молодежным и спортивным маршам Дунаевского. Однако здесь не услышишь массовой поступи спортивных колонн. Элегантный марш-прогулка рисует романтический портрет молодого современника, весьма отличающийся от обобщенных образов юношества из песен предшествующих десятилетий. Музыка изобилует игрой светотени (множество тональных отклонений). Оригинальны ритмические перебивки, постоянно меняющие длину фраз. Короткие, вприпрыжку сбегающие вниз, двузвучные мотивы контрастируют с плавными подъемами. Широкие ходы, подчеркнутые остановками, на какое-то время замедляют движение, словно привлекая внимание к открывшейся взгляду пространственной перспективе.
Нового героя привела в молодежную песню Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929). Напутствуемый искренней верой во все лучшее, молодой романтик устремлялся в дали дальние, сознавая при этом, что жизнь — не сплошное победное шествие. Ему ведомы трудности, смысл преодоления и радость поиска. Новым был и музыкальный облик песен, органично сочетавший пафос утверждения с душевной теплотой и взволнованностью. Пахмутова является истинным художником-новатором, несмотря на то что внешние атрибуты песенной моды никогда не играют определяющей роли в ее музыке. Сохраняя обобщенность образов, идущую от массовой песни, композитор акцентирует моменты индивидуальной эмоции.
Новые черты, внесенные Пахмутовой в традиционный жанр молодежной песни, существенно изменили ее облик. В частности, весьма своеобразна интерпретация маршевости, отличающая такие песни, как «Гайдар шагает впереди», «Орлята учатся летать», «Надо мечтать», «Нас мечта зовет, подруги» и мн. др. Явная раскованность ритмоинтонационной структуры придает мелодии повышенную динамику, сообщает ей декламационность, но не обобщенно-ораторского типа, а приближенную к речевой, разговорной. Свободно чередуются задорные восклицания и плавно распетые фразы, накладываясь на четкий маршеобразный пульс сопровождения.
Накалом романтики отмечены песни Пахмутовой, посвященные трудовым делам молодежи 60-х годов. Многие из них рождались во время поездок по стране. Широкую популярность завоевали песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Письмо на Усть-Илим», «ЛЭП-500», «Девчонки танцуют на палубе», которые вошли в цикл «Таежные звезды» (поэты С. Гребенников и Н. Добронравов) — результат творческой командировки на комсомольские стройки Сибири. Эти своего рода «песенные репортажи» создавались по следам конкретных встреч и наблюдений.
Немало песен посвятила Пахмутова людям романтических профессий. Они приближаются к молодежным, однако более лиричны и мечтательны. О преданности любимой работе, о самоотдаче, которая оказывается мерой этических ценностей, повествует песня «Геологи» (слова Гребенникова и Добронравова), широко известная в 60-е годы. Ее характер определило сочетание волевой собранности, целеустремленности и нежности.
В 60-е годы традиция гимнических песен получает дальнейшее развитие. Новым качеством гимнической песни становится естественно влившийся в ее широкий, торжественный распев открытый лиризм личного душевного переживания. С этой особенностью трактовки патриотической темы непосредственно связано утверждение лирико-гимнического монолога. Таковы песни «Родина» С. Туликова (слова Ю. Полухина), «И мы в то время будем жить» и «Моя Родина» (С. Долуханяна и М. Лисянского). Важным стилевым признаком этих сочинений является перевод народно-песенных, а также бытовых романсных интонаций в величественный гимнический склад.
Традиция жизнеутверждающих гимнов, посвященных теме труда (достаточно вспомнить мажорные «Мы — кузнецы» и «Наш паровоз»), получила современную интерпретацию в песнях «Руки рабочих» Баснера (стихи Матусовского) и «Мир всем, кто трудится» Баснера и Петрова (слова Матусовского).
Поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер — создатели песни «С чего начинается Родина?»
Тема Родины — непреходящая в песенном искусстве. Ее трактовка в эти годы обнаруживает преобладание лирического начала. Появляется много песен об отчем доме, родных улицах, о верной мальчишеской дружбе. Высокое обобщение тех самых слагаемых, что служат залогом патриотизма, несет песня «С чего начинается Родина?» (1966) Баснера — Матусовского.
Ее отличает цельность музыкально-поэтического синтеза. Смысловым и эмоциональным зерном образа служит первая строчка-вопрос, ответом на который оказывается все дальнейшее содержание песни. Примечательно, что эта вопросительная строчка в тексте не рифмуется с остальными. Она выделена, структурно обособлена. Столь же отчетливо выделены вопросительные интонации в музыкальной фразе, отчлененной от последующего развития глубокой цезурой. Приглашение к раздумью уже само по себе подразумевает необходимость начального импульса, своеобразного эмоционального посыла. В этом смысле примечателен ход на малую нону — лейтинтонацию всего напева, играющую важную роль в мелодическом действии. Впервые она появляется в конце начальной фразы, как бы вознося ввысь, высвечивая слово «Родина».
Повышенную этическую нагрузку обретает вечная образная параллель — человек и природа. В песнях этих лет живет Время, чувство причастности ко всему, что происходит на родной земле. Именно такое чувство роднит человека с его поколением, с поколениями предшествующими и будущими. Вот почему выражение сокровенного наполняется также и общественным смыслом.
Такова «Течет Волга» Фрадкина — Ошанина. Основная идея лирико-эпического образа — жизнь человека на фоне великой русской реки — сконцентрирована в припеве песни. В неторопливом движении разворачивается начальная фраза припева — его интонационное зерно. Восхождение по звукам септаккорда продолжено квинтовым скачком. Выдержанное в крупных длительностях окончание фразы подчеркивает широту ее мелодического дыхания и протяженность, охватывающую диапазон ундецимы. Ощущение необъятности волжских далей передано здесь удивительно точно, со свойственной Фрадкину мелодической щедростью.
В песне Я. Френкеля — И. Гофф «Русское поле» первая же фраза задает настроение и определяет характер всего дальнейшего повествования. Так бывает, когда человек хочет рассказать о чем-то очень дорогом его сердцу. Задумавшись, собираясь с мыслями, он повторяет какое-то слово. Обращает на себя внимание точность, с которой подхвачены в музыке смысловые акценты стихотворного текста. Необычно долго длится слово «поле». Оно здесь — поэтический символ Отчизны, знак нерасторжимой связи человека с землей, дарящей силу, терпение и доброту своим сыновьям. Мелодия словно прорастает из зачина, возникающего на распетой речевой интонации.
Из появившихся в эти годы песен о городах и краях наибольшую популярность завоевали «Песня о Тбилиси» Р. Лагидзе (стихи П. Грузинского, перевод М. Квалиашвили), «Карелия» А. Колкера — К. Рыжова.
Выступление советского поэта Льва Ошанина
Песни о мире выразили важнейшую идею современного гуманистического искусства — моральную причастность каждого человека к делу сохранения мира. В отличие от гимнов 40-х годов, провозглашающих волю миллионов, песни этих лет говорят от имени одного человека. Такова песня «Если бы парни всей земли» (1957) Соловьева-Седого и Долматовского. Это яркий символический образ всемирной солидарности, выраженный (в соответствии с его смыслом) через сочетание марша с танцевальностью.
Суровый «Бухенвальдский набат» (1959) Мурадели — А. Соболева — эпитафия жертвам второй мировой войны и одновременно призыв к интернациональному единению народов. Эта песня служит впечатляющим примером трансформации гимнического жанра. Особенностью воспроизводимой здесь ораторской речи служит напряженный драматический речитатив. В мерной лапидарности сопровождения отчетливо слышится колокольный звон.
В тоне откровенной, искренней беседы по душам решена песня «Хотят ли русские войны» Колмановского — Е. Евтушенко.
Всемирную известность завоевала песня «Пусть всегда будет солнце» Островского — Ошанина. Впервые идею мира провозглашала детская мечта: «Пусть всегда...» Как это нередко бывает у Островского, музыкальная ткань объединила приметы различных жанровых сфер. Здесь и решительное гимническое утверждение начальной кварты, и типичная для детских песен краткость попевок, как будто набегающих друг на друга (цезура не в конце, а в середине каждой новой фразы, рельефно выделяющая смысловой тезис «Пусть всегда...») и, наконец, откровенно эстрадное синкопирование. В музыке обнаруживается интонационное родство с американской и немецкой политической, рабочей песней. Впрочем, подлинно интернациональное восприятие песни — в глубокой национальной сущности напева.
В ином плане другая песня Островского и Ошанина — «Голос земли». Это неистовая, наполненная экспрессией тревоги мольба о спасении планеты. Оттенок глубочайшего волнения, придает ей необычный эффект квартовой интонации, взятой с ударением на нижнем звуке и многократно усиленной магией повтора.
Почти два десятилетия мирной жизни предшествовали появлению новой волны песен-воспоминаний о Великой Отечественной. Песни-воспоминания, призванные сберечь память о прошлом страны, ведут свое начало от баллад 30-х годов, посвященных героике гражданской войны. В 60-е годы тема памяти обретает новые черты. Песни этих лет с особенной силой доносят идею нерасторжимой связи времен, рассказывая о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне.
Мужеством и драматизмом наполнена «Баллада о солдате» Соловьева-Седого — Матусовского. Это сочинение послужило началом нового интереса к жанру песни-воспоминания. Памятью о войне проверяют свои чувства и поступки бывшие фронтовики, герои фильма «Тишина» (1964). Для этого фильма композитор Баснер и поэт Матусовский написали песню «На безымянной высоте». Словно сбереженный памятью конкретного человека встает в ней один из бесчисленных фронтовых эпизодов. Новым смыслом наполняются здесь извечные лирические интонации. Оттенок мужества воспринял, например, традиционный секстовый ход, издавна служивший зачином во множестве лирических песен и романсов.
К лучшим из песен военной памяти принадлежит песня Я. Френкеля — Р. Гамзатова (перевод на русский язык Н. Гребнева) «Журавли». Поэтический образ журавлиной стаи символизирует идею бессмертия солдат, павших на поле брани. Есть своя особенность в прочтении композитором стихотворения «Журавли». Потребность в сопереживании передается здесь интонациями живой речи, обращенной к кому-то находящемуся рядом. Отсюда — свойственные бытовой, разговорной речи остановки («мне кажется...», «порою...», «что солдаты...»). От разговорного начала и речитация на одном звуке, усиливающая ощущение речевого интонирования. Музыкальный облик «Журавлей» дает убедительное представление о переосмыслении традиционного гитарного вальса-романса в современный песенный монолог.
На высоком холме болгарского города Пловдива возвышается гранитная фигура юноши-солдата, названного ласковым русским именем Алеша. Поэт Ваншенкин посвятил этому памятнику стихи. Позже появилась песня Колмановского. Музыка, как и стихи, лишена внешней патетики. Мелодическая линия развивается поступательно: подъем по аккордовым звукам с последующим опеванием (словно возникает эхо) каждой новой вершины. Высотный диапазон осваивается постепенно — создается отчетливое ощущение нелегкого восхождения к той самой выси, что вознесла памятник герою.
Самая молодая тема песенного творчества возникла в 60-е годы и тогда же успела обрести собственные традиции. Песни на космическую тему всегда связаны с мечтой о будущем, романтикой и надеждами. Такова «Я верю, друзья» О. Фельцмана — В. Войновича, в свое время по праву ставшая гимном космонавтов. Теплыми, светлыми тонами овеяно лирическое раздумье «И на Марсе будут яблони цвести» (Мурадели — Долматовский). Лирическая окраска песен, посвященных космонавтам, понятна и естественна. Образы достойнейших сыновей Земли олицетворяют мужество, благородство и подлинную человечность. С подчеркнуто земным, традиционным напутствием обращается к первопроходцам вселенной задушевная вальсовая песня «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (Блантер — В. Дыховичный и М. Слободской). Как символический диалог матери-Земли и ее посланцев звучит торжественная и одновременно романтическая «Я — Земля» (Мурадели — Долматовский). Особый колорит придает ей перекличка мужской хоровой группы и женского соло, предназначенного для исполнения в народной манере.
Советский плакат «Наш триумф в космосе — гимн Стране Советов!» Художник В. Викторов
К лучшим образцам песенной лирики принадлежит песня «Нежность» (Пахмутова — Гребенников и Добронравов). На международном фестивале молодежной песни в Сочи (1967) она единодушно завоевала высокую оценку жюри и публики. Авторы рассказали в ней о любви и ожидании. И хотя слово «космос» ни разу не упомянуто, мы понимаем, что эти «несколько часов» — самое долгое ожидание в жизни, потому что ждут того, кто прокладывает пути на просторах вселенной. Мелодия «Нежности» — один из первых и наиболее выразительных в песенном искусстве 60-х годов примеров моноинтонационного развития. Музыкальный период являет собой блестящий образец композиционной логики. Каждая фраза «закольцована» возвратом кругообразного движения к исходному тону. Таково же строение всей песни, обрамленной начальным мелодическим ходом. Ключевое слово «нежность», завершающее каждый куплет, бережно выносится на многоточие затаенно-вопросительной, неустойчивой гармонии доминанты.
Новое время естественно вызвало немалые сдвиги в песенной лирике — в ее тематике, образах, выразительных средствах. Многие песни призывают задуматься над смыслом человеческих отношений и поступков. Песни о любви, дружбе, верности наполняются высоким этическим смыслом.
Советский композитор Аркадий Ильич Островский (1914—1967)
Эстрадно-бытовая лирика занимает важное место в песенной панораме 60-х годов. Повышенный пульс городской жизни вошел в лирическую эстрадную песню, сильно потеснив неспешную умиротворенность сельской лирики, игравшей важную роль в предыдущем десятилетии.
Устами современного горожанина говорят песни «Московские окна» (Хренников — Матусовский), «Ночной разговор» (Фрадкин — В. Лазарев), песни Колмановского «Перекресток» (стихи В. Орлова), «В нашем городе дождь» (стихи Евтушенко).
Уникален цикл так называемой дворовой лирики Островского — Ошанина «А у нас во дворе». Он складывался постепенно. На протяжении нескольких лет одна за другой появлялись песни об истории влюбленных, как бы продолжавших однажды начатый диалог.
Многокрасочна палитра песенной лирики А. Островского (1914—1967). Его «Песня о любви» (стихи Ошанина) своеобразно соединила в себе различные жанровые элементы. Гимнический пролог речитативов предваряет напряженное балладное повествование, пронизанное ритмической энергией болеро. «Песня остается с человеком» (слова С. Острового) — одно из ярких откровений песенной лирики 60-х годов. Не случайно это сочинение стало постоянной музыкальной эмблемой ежегодного песенного телефестиваля.
В эти годы ярко заявил о себе А. Петров (р. 1930). Романтике морского товарищества и подлинно мужскому благородству отдает дань его «Песня о друге» (стихи Г. Поженяна). Светлая исповедальность песни «На кургане» (стихи Ю. Друниной) навеяна размышлением о павших на войне. В неизведанные дали зовут «Голубые города» (стихи Л. Куклина). Мелодии Петрова, образовавшие сплав напевности и декламационности, прочерчены линиями малых и больших септаккордов. При этом происходит органичное слияние примет русского городского романса и джазовой мелодики. Столь же органично сочетание мягкого акварельного колорита с импульсивностью, идущей во многом от острых гармоний и гибкого, внутренне детализированного ритма.
Связь с элементами эстрадной инструментальной лексики обнаруживают лирические песни А. Эшпая (р. 1925). Не случайно популярнейшая «А снег идет» (слова Евтушенко) могла существовать в виде самостоятельной инструментальной пьесы. Элегантность джазовых созвучий создает выразительный гармонический подтекст. Хороший вкус, ясность и напевность мелодии, естественность слияния современных эстрадно-инструментальных стилей с лирико-бытовой песенностью отличают манеру этого композитора. Все это свойственно и «Песне о дружбе» (стихи Карпеко и Регистана), и широко вошедшим как в эстрадный репертуар, так и в песенный быт «Мы с тобой два берега» (стихи Поженяна), «Песня об иве» (слова Карпеко). Среди лирических песен, посвященных памяти не вернувшихся с войны, выделяется песня Эшпая «Москвичи» на слова Е. Винокурова («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»).
Повышенная экспрессия всегда присутствует в лирических песнях Арно Бабаджаняна (1921 — 1982). Большинству из них свойственно длительное крешендо «одного» эмоционального состояния. Таковы песни «Не спеши» (стихи Евтушенко), а также написанные в содружестве с поэтом Р. Рождественским «Позови меня», «Озарение», «Свадьба» и мн. др. Импульсом для нарастающей мелодической энергии нередко является одна рельефная интонация. Например, гимническая кварта в песне «Загадай желание» (стихи Р. Рождественского), открывающая восторженный призыв: «Смотри, какое небо звездное!». Здесь она выступает в роли лирического зова, сохраняя, впрочем, присущий ей оттенок повелительности, утверждения.
Стремление воспеть любовь неизменно служит мощным побудительным импульсом песенной лирики. Впрочем, каждое время привносит в это высказывание свои особенности. Стилистика, характер, выразительные средства любовной песенной лирики 60-х — начала 70-х годов в полной мере отмечены чертами той эстетики, под знаком которой развивались в эти годы все разновидности советской песни. То есть здесь, так же как и в песнях на любую тему, сосуществуют монолог и исповедь, размышление и кредо. К наиболее популярным песням о любви принадлежат «Стань таким» (А. Флярковский — Р. Рождественский), «Август» (Я. Френкель — И. Гофф), «На тебе сошелся клином белый свет» (О. Фельцман — М. Танич), «Старый клен» (А. Пахмутова — М. Матусовский), «Калина красная» (Я. Френкель — слова народные).
Русский советский поэт Владимир Семёнович Высоцкий (1938—1980)
Конец 50-х — 60-е годы оказались временем расцвета гитарной песни. В этом жанре возрождались старинные традиции бытового музицирования, в том числе и традиции старой студенческой песни. Вместе с тем гитарная песня — типичное явление современности, чуткий резонатор современных проблем и умонастроений.
Обширное песенное движение, начавшееся с самодеятельных студенческих и туристских песен 50-х годов, выдвинуло немало ярких творческих индивидуальностей. То были авторы стихов и напевов, самостоятельно исполнявшие собственные сочинения в тесном дружеском кругу. Их окрестили «бардами» — по аналогии с древней европейской традицией песнетворчества, когда в одном лице объединялся сочинитель и певец.
Нетрудно заметить, что период активного становления гитарной песни совпал по времени с общим подъемом советской поэзии. Не случайно среди первых бардов — профессиональные поэты и литераторы Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич.17
Усиленное внимание к слову, первостепенная роль поэтического текста в его синтезе с мелодией, скромный гитарный аккомпанемент — таков в общих чертах облик песен, обращенных к слушателю не только от первого лица, но и из первых уст.
Для поэзии бардов характерны интеллигентность высказывания, тонкость и меткость наблюдений над явлениями повседневности, приверженность к поэтической метафоре. Все эти качества предельно сконцентрированы в творчестве Окуджавы. Идея исторической преемственности духовной культуры является одной из ведущих в его сочинениях. Красной нитью проходит она через песни, образы которых восходят к пушкинскому XIX веку, через песни, объединенные московской темой («Союз друзей», «Наша жизнь — не игра», песни «Арбатского цикла»). Поэтической формулой высокой духовности звучат взывающие к человеческому благородству «Молитва Франсуа Вийона», «Давайте восклицать» и многие другие песни Окуджавы. Близка поэту, бывшему солдату Великой Отечественной войны, тема военной памяти, раскрывшаяся в песнях «Ленька Королев», «Вы слышите, грохочут сапоги», «До свиданья, мальчики» и др.
Одним из очагов песенной культуры бардов становится Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Здесь гитарная песня нашла ряд талантливых авторов, их первых слушателей и горячих поклонников. Тогда зазвучали песни Ю. Визбора, посвященные романтике мужества, дружбе. Появились серьезные, трепетные песни А. Якушевой. Тогда же возникли искрящиеся юмором, наполненные блистательной игрой со словом сочинения Ю. Кима. Известность обрело и творчество ленинградцев — В. Городницкого, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Дулова.
Большинство бардов пишут свои песни, сочиняя как стихи, так и музыку. Но есть среди них и такие, кто использует в своем творчестве поэтические тексты других авторов. К ним принадлежат С. Никитин и В. Берковский, воплотившие в песне стихи Ю. Левитанского, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Ю. Мориц и других современных поэтов. Свои песни Никитин на протяжении многих лет исполняет в дуэте с женой Т. Никитиной. Их репертуар включает немало песен на стихи Д. Сухарева — признанного поэта гитарной песни.
Сама атмосфера зарождения гитарной песни подарила ей заряд высокого гуманизма. Сюда следует добавить неприятие штампа, резко отрицательное отношение к ходульности, официозу, составившие основу творческих позиций бардов. Раскованная, чуждая официальных условностей поэзия бардов, та откровенность, с которой говорит она о бытовом, даже обыденном, высказанное в ней критическое отношение к различным сторонам социальной действительности — все эти качества гитарной песни были горячо поддержаны молодежной аудиторией. Точнее, множеством поначалу малых аудиторий: студенческие общежития и квартиры, тесные кружки возле туристических костров, стоянки геологических экспедиций. Сочинения бардов передавали из уст в уста, распространяли в магнитофонной записи. Достоянием магнитофонной культуры стали песни А. Галича — остросатирические, обращенные к болевым точкам общественной жизни.
Уникальна творческая фигура В. Высоцкого (1938 — 1980), оказавшего огромное духовное воздействие на своих современников. Мир его песен поражает своей подлинностью, обнаженной, неприкрашенной правдой. Бард, поэт, заговоривший языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, поистине драматическое мироощущение. Песенные герои Высоцкого узнаваемы всегда. Взятые из гущи жизни, из всех социальных слоев нашего общества, они составили своеобразную энциклопедию нравов, человеческих типов и характеров.
Под прицелом разящей иронии Высоцкого — хамство, невежество, грубость. Поэзия его нелицеприятна. Но зато с какой глубиной, страстью и драматизмом повествует он о тех, кто олицетворяет в его песнях человеческое достоинство, гордость, мужскую честь и отвагу! Герои Высоцкого действуют всегда в таких ситуациях, когда сразу становится ясно, «кто есть кто». Такими предстают герои целого ряда песен, чья образная взаимосвязь позволяет объединить их в «военный» цикл (посвященный Великой Отечественной войне). Своеобразные циклы образуют также песни на темы исторические, сказочные, космические, деревенские, спортивные и т. д. Они предстают в виде монолога и притчи, бытовой зарисовки и психологического портрета, шуточной сценки, сюжетного повествования.
Существуя независимо от официальных каналов вещания, гитарная песня тем не менее оказала немалое воздействие на многие разновидности советской эстрадной песни. Кроме того, барды не чужды сотрудничества с профессиональными композиторами. Широко известны, например, песни Галича «Ой ты, северное море» (музыка Блантера), «Спрашивайте, мальчики» (музыка Фрадкина). С композиторами Г. Гладковым, А. Рыбниковым, В. Дашкевичем сотрудничает Ю. Ким (под псевдонимом Ю. Михайлов), написавший немало песен для кинофильмов. На протяжении многих лет происходит совместная работа Окуджавы и композитора И. Шварца. Ими написаны песни к кинофильмам «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Нас венчали не в церкви» и др.
В 70-е и 80-е годы обрели известность имена Е. Бачурина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной — авторов-исполнителей, продолживших и развивших традиции гитарной песни.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.