Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

Лидия Иванова. СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ В 60-е ГОДЫ

Советский плакат «Наши цели ясны, задачи определены...». Художник Белопольский Б. 1962

На данной странице представлена седьмая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая советским песням 1960-х годов

Публицистические песни

Молодежные образы. Песни А. Пахмутовой

Гимнические песни

Патриотическая лирика

Песни о мире

Песни-воспоминания о Великой Отечественной

Песни о космонавтах

Эстрадно-бытовая лирика

Современная гитарная песня

Подъем советской песни в 60-е годы связан с переменами в духовной атмосфере страны. Это было время вступления челове­чества в космическую эру. Литература и искусство ищут выразительные средства для воплощения современности, отмеченной активным движением научно-технической мысли, возрастанием интеллектуального уровня людей.

Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) всколыхнуло общественное сознание, вызвав приток книг, кинофильмов, спектаклей, остро, по-новому ставивших вопросы отношения человека к действительности. Отметен догматический взгляд, приравнивавший людей к винтикам огромного государственного механизма. И художественное творчество всячески заостряет мысль о неповторимости каждой человеческой судьбы. Следуя ведущим тенденциям литературы и искусства, песня все чаще обращается ко внутреннему миру человека. В песенный жанр проникли образы, раскрывающие духовные идеалы общества через помыслы и чувства отдельной личности. Восприняла песня и подсказанные современным искусством демократизм, исповедальность тона. Теперь она адре­суется не столько ко всем, сколько к каждому человеку в отдельности, высказываясь от имени одного человека. Весьма заметным становится предпочтение, которое авторы песен отдают лирике как признанному в искусстве средству духовного самовыражения. Не случайно для уточнения жанровых характеристик используются понятия, подчеркивающие личностное начало, такие, как песня-монолог, песня-размышление, песня-признание, песня-мольба и т. п. Заметно возрос лирический тонус при воплощении идей большого общественного звучания.

Песня испытывает влияние поэзии XX века, для которой характерны ритмическая гибкость и раскованность, подчеркивание веса и значения отдельного слова, интонационная детализация. Песенные мелодии насыщаются речевой выразительностью. В них усиливаются речитативно-декламационные моменты, связанные со смысловым развитием и психологическими нюансами стихотворного текста.

В этих условиях совершенно закономерным оказывается главенствующее положение эстрадной песни. Ее облик основывается на преобладании личного, интимного начала. Будучи произведением прежде всего для слушания, эстрадная песня подразумевает соответствующее сопровождение. Яркость и вы­разительность инструментальных красок обогащают ее мелодический образ, усиливают его выразительность.

Впрочем, различия между эстрадной и массовой песней во­все не исключают возможности их взаимопроникновения. В этом убеждает новый тип гражданственно-публицистических песен, многие из которых с одинаковым успехом существовали как на концертной эстраде, так и в быту. Появлением их, соб­ственно, и ознаменован поворот в развитии песенного жанра, наступивший в конце 50-х — начале 60-х годов.

Советская песня в 1960-е годы. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Лев Ошанин. «Песня о тревожной молодости»

Отдельное издание «Песни о тревожной молодости» Льва Ошанина

Гражданственная направленность, отличающая советскую песню с первых дней ее существования, в публицистических песнях 60-х годов выражена высказыванием от первого лица. В отличие от массовых гимнов и маршей прошлых десятилетий, формулировавших идеи общества в це­лом, песни этих лет раскрывают нравственную позицию лич­ности. Воспевание гражданственных идеалов опирается здесь не на лозунговые формулировки, а на глубокую личную убежден­ность, выстраданную (как об этом свидетельствует содержание) опытом отдельной человеческой судьбы.

Можно с точностью назвать время рождения новой разно­видности, получившей впоследствии название песен-мани­фестов.16 Это 1958 год, когда впервые зазвучала «Песня о тревожной молодости», написанная композитором Пахмутовой и поэтом Ошаниным для кинофильма «По ту сторону». И хотя посвящена она — в соответствии с сюжетом фильма — молоде­жи гражданской войны, ее восприняли и запели как песню о современнике.

Масштабность музыкально-поэтического образа «Песни о тревожной молодости» такова, что однозначно определить ее жанр и характер невозможно. Это и гимн, и лирический монолог, и песня-кредо. К ее интонационным прообразам можно отнести студенческие напевы XIX века, старинные русские пес­ни — крестьянские и городские, а также песни революции и гражданской войны. В качестве примера приведем такие из них, как «Наша жизнь коротка», «Ой, да ты калинушка», «Там вдали за рекой», присоединив сюда и лирические песни 50-х годов, в частности «Отчего ты мне не встретилась» Богословского. Важ­но, что, попадая в орбиту мелодического мышления Пахмуто­вой, широкоупотребительные интонации получают совершенно новую окраску, выступая в роли «знакомых незнакомцев». Дли­тельный, а главное, насыщенный энергией и целеустремлен­ностью путь проходит мелодия, осваивая широчайший (секста через октаву) диапазон. Отчетливо разделяясь на два построе­ния, мелодия тем не менее представляет собой единую линию, поступательно восходящую в направлении кульминационной вершины. Романтическая полетность припева рождается из не­повторимо «пахмуговских», вылепленных крупными длительностями фраз, контрастирующих своей песенной ширью с маршевой мерностью аккомпанемента.

В том же году композитор Э. Колмановский написал песню «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К. Ваншенкина. Этот истинно лирический гимн устами обыкновенного человека воспевает то вечное и непреходящее, что существует в повседневном круговороте жизни. Колмановский решительно ломает искусственно возведенные жанровые рамки, в свое время разделившие в песне области личного и всеобщего. Темы, которые до сих пор принято было решать в торжественно-монументальном плане, композитор переводит в русло откровенного доверительного разговора.

К песням-манифестам близко примыкают песни-баллады. Друг с другом их роднят высокая гражданственная сущность и острый эмоциональный накал, свойственный публицистическому высказыванию. Отличительная примета баллад состоит в том, что они строятся на сюжетной основе, либо воспроизводят конкретную жизненную ситуацию. Активное развитие жанр баллады получил в творчестве О. Фельцмана. К этому жанру принадлежит популярная в 60-е годы песня «Огромное небо», которую Фельцман написал в содружестве с поэтом Р. Рождественским (о подвиге летчиков, ценою собственной жизни сумевших отвести гибель от города).

«Прошлое глазами настоящего» — таков замысел баллады «Красная гвоздика» А. Островского — Ошанина. В песне безошибочно угадываются традиции пролетарских гимнов борьбы. Однако композитор не пошел по пути прямого воспроизведения канонов революционных гимнов и маршей. Мелодическая ткань вбирает в себя лишь искорки-частицы революционных напевов, которые наделены здесь значением образно-интонационной символики. Начало песни — ее мощный хоровой припев — несет отзвук величественной клятвы из революционного гимна «Вы жертвою пали» (средняя мажорная часть — «Настанет пора, и проснется народ...»). В запеве отчетливо выделена речевая интонация-обращение «А помнишь, друг...»

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗЫ. ПЕСНИ А. ПАХМУТОВОЙ

Советский композитор Александра Пахмутова

Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)

В 60-е годы молодежные образы оказываются едва ли не самым наглядным свидетельством перемен, происходящих в советской песне. С ними непосредственно связано появление новых тем и жанро­вых разновидностей. Голос молодости звучит уже не в коллек­тивных образах молодежи, а в высказываниях молодого совре­менника. Его духовному взрослению, в частности, посвящается немало лирических песен — раздумий о жизненных дорогах сверстников. В становлении этой темы заметную роль сыграли «Прощайте, голуби» Фрадкина — Матусовского, «Мальчишки» Островского — И. Шаферана. «Я шагаю по Москве» (А. Петров — Г. Шпаликов) — не столько о городе, сколько о юно­шеском оптимизме, который рождается встречей с вечно моло­дой столицей. В чем-то эта песня сродни жизнерадостным мо­лодежным и спортивным маршам Дунаевского. Однако здесь не услышишь массовой поступи спортивных колонн. Элегантный марш-прогулка рисует романтический портрет молодого совре­менника, весьма отличающийся от обобщенных образов юно­шества из песен предшествующих десятилетий. Музыка изоби­лует игрой светотени (множество тональных отклонений). Ори­гинальны ритмические перебивки, постоянно меняющие длину фраз. Короткие, вприпрыжку сбегающие вниз, двузвучные моти­вы контрастируют с плавными подъемами. Широкие ходы, под­черкнутые остановками, на какое-то время замедляют движение, словно привлекая внимание к открывшейся взгляду простран­ственной перспективе.

Нового героя привела в молодежную песню Александра Ни­колаевна Пахмутова (р. 1929). Напутствуемый искренней верой во все лучшее, молодой романтик устремлялся в дали дальние, сознавая при этом, что жизнь — не сплошное победное шествие. Ему ведомы трудности, смысл преодоления и радость поиска. Новым был и музыкальный облик песен, органично сочетавший пафос утверждения с душевной теплотой и взволнованностью. Пахмутова является истинным художником-новатором, несмотря на то что внешние атрибуты песенной моды никогда не играют определяющей роли в ее музыке. Сохраняя обобщенность обра­зов, идущую от массовой песни, композитор акцентирует мо­менты индивидуальной эмоции.

Новые черты, внесенные Пахмутовой в традиционный жанр молодежной песни, существенно изменили ее облик. В част­ности, весьма своеобразна интерпретация маршевости, отли­чающая такие песни, как «Гайдар шагает впереди», «Орлята учатся летать», «Надо мечтать», «Нас мечта зовет, подруги» и мн. др. Явная раскованность ритмоинтонационной структуры придает мелодии повышенную динамику, сообщает ей декламационность, но не обобщенно-ораторского типа, а прибли­женную к речевой, разговорной. Свободно чередуются задорные восклицания и плавно распетые фразы, накладываясь на четкий маршеобразный пульс сопровождения.

Накалом романтики отмечены песни Пахмутовой, посвя­щенные трудовым делам молодежи 60-х годов. Многие из них рождались во время поездок по стране. Широкую популярность завоевали песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Письмо на Усть-Илим», «ЛЭП-500», «Девчонки танцуют на палубе», которые вошли в цикл «Таежные звезды» (поэты С. Гребенни­ков и Н. Добронравов) — результат творческой командировки на комсомольские стройки Сибири. Эти своего рода «песенные репортажи» создавались по следам конкретных встреч и наблю­дений.

Немало песен посвятила Пахмутова людям романтических профессий. Они приближаются к молодежным, однако более лиричны и мечтательны. О преданности любимой работе, о са­моотдаче, которая оказывается мерой этических ценностей, повествует песня «Геологи» (слова Гребенникова и Добронравова), широко известная в 60-е годы. Ее характер определило сочета­ние волевой собранности, целеустремленности и нежности.

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

В 60-е годы традиция гимнических пе­сен получает дальнейшее развитие. Новым качеством гимни­ческой песни становится естественно влившийся в ее широкий, торжественный распев открытый лиризм личного душевного переживания. С этой особенностью трактовки патриотической темы непосредственно связано утверждение лирико-гимнического монолога. Таковы песни «Родина» С. Туликова (слова Ю. Полухина), «И мы в то время будем жить» и «Моя Родина» (С. Долуханяна и М. Лисянского). Важным стилевым признаком этих сочинений является перевод народно-песенных, а также бытовых романсных интонаций в величественный гимнический склад.

Традиция жизнеутверждающих гимнов, посвященных теме труда (достаточно вспомнить мажорные «Мы — кузнецы» и «Наш паровоз»), получила современную интерпретацию в пес­нях «Руки рабочих» Баснера (стихи Матусовского) и «Мир всем, кто трудится» Баснера и Петрова (слова Матусовского).

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Михаил Матусовский и Вениамин Баснер

Поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер — создатели песни «С чего начинается Родина?»

Тема Родины — непреходящая в пе­сенном искусстве. Ее трактовка в эти годы обнаруживает преоб­ладание лирического начала. Появляется много песен об отчем доме, родных улицах, о верной мальчишеской дружбе. Высокое обобщение тех самых слагаемых, что служат залогом патриотиз­ма, несет песня «С чего начинается Родина?» (1966) Баснера — Матусовского.

Ее отличает цельность музыкально-поэтического синтеза. Смысловым и эмоциональным зерном образа служит первая строчка-вопрос, ответом на который оказывается все дальней­шее содержание песни. Примечательно, что эта вопросительная строчка в тексте не рифмуется с остальными. Она выделена, структурно обособлена. Столь же отчетливо выделены вопроси­тельные интонации в музыкальной фразе, отчлененной от по­следующего развития глубокой цезурой. Приглашение к разду­мью уже само по себе подразумевает необходимость начального импульса, своеобразного эмоционального посыла. В этом смыс­ле примечателен ход на малую нону — лейтинтонацию всего напева, играющую важную роль в мелодическом действии. Впервые она появляется в конце начальной фразы, как бы воз­нося ввысь, высвечивая слово «Родина».

Повышенную этическую нагрузку обретает вечная образная параллель — человек и природа. В песнях этих лет живет Время, чувство причастности ко всему, что происходит на родной зем­ле. Именно такое чувство роднит человека с его поколением, с поколениями предшествующими и будущими. Вот почему вы­ражение сокровенного наполняется также и общественным смыслом.

Такова «Течет Волга» Фрадкина — Ошанина. Основная идея лирико-эпического образа — жизнь человека на фоне великой русской реки — сконцентрирована в припеве песни. В нетороп­ливом движении разворачивается начальная фраза припева — его интонационное зерно. Восхождение по звукам септаккорда продолжено квинтовым скачком. Выдержанное в крупных дли­тельностях окончание фразы подчеркивает широту ее мелодиче­ского дыхания и протяженность, охватывающую диапазон унде­цимы. Ощущение необъятности волжских далей передано здесь удивительно точно, со свойственной Фрадкину мелодической щедростью.

В песне Я. Френкеля — И. Гофф «Русское поле» первая же фраза задает настроение и определяет характер всего дальней­шего повествования. Так бывает, когда человек хочет рассказать о чем-то очень дорогом его сердцу. Задумавшись, собираясь с мыслями, он повторяет какое-то слово. Обращает на себя вни­мание точность, с которой подхвачены в музыке смысловые ак­центы стихотворного текста. Необычно долго длится слово «по­ле». Оно здесь — поэтический символ Отчизны, знак нерастор­жимой связи человека с землей, дарящей силу, терпение и доб­роту своим сыновьям. Мелодия словно прорастает из зачина, возникающего на распетой речевой интонации.

Из появившихся в эти годы песен о городах и краях наи­большую популярность завоевали «Песня о Тбилиси» Р. Лагидзе (стихи П. Грузинского, перевод М. Квалиашвили), «Карелия» А. Колкера — К. Рыжова.

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О МИРЕ

Советский поэт Лев Ощанин

Выступление советского поэта Льва Ошанина

Песни о мире выразили важнейшую идею современного гу­манистического искусства — моральную причастность каждого человека к делу сохранения мира. В отличие от гимнов 40-х годов, провозглашающих волю миллионов, песни этих лет гово­рят от имени одного человека. Такова песня «Если бы парни всей земли» (1957) Соловьева-Седого и Долматовского. Это яр­кий символический образ всемирной солидарности, выражен­ный (в соответствии с его смыслом) через сочетание марша с танцевальностью.

Суровый «Бухенвальдский набат» (1959) Мурадели — А. Со­болева — эпитафия жертвам второй мировой войны и одновре­менно призыв к интернациональному единению народов. Эта песня служит впечатляющим примером трансформации гимни­ческого жанра. Особенностью воспроизводимой здесь оратор­ской речи служит напряженный драматический речитатив. В мерной лапидарности сопровождения отчетливо слышится ко­локольный звон.

В тоне откровенной, искренней беседы по душам решена песня «Хотят ли русские войны» Колмановского — Е. Евтушенко.

Всемирную известность завоевала песня «Пусть всегда будет солнце» Островского — Ошанина. Впервые идею мира провоз­глашала детская мечта: «Пусть всегда...» Как это нередко бы­вает у Островского, музыкальная ткань объединила приметы различных жанровых сфер. Здесь и решительное гимническое утверждение начальной кварты, и типичная для детских песен краткость попевок, как будто набегающих друг на друга (цезура не в конце, а в середине каждой новой фразы, рельефно выде­ляющая смысловой тезис «Пусть всегда...») и, наконец, откровенно эстрадное синкопирование. В музыке обнаруживается интонационное родство с американской и немецкой политической, рабочей песней. Впрочем, подлинно интернациональное вос­приятие песни — в глубокой национальной сущности напева.

В ином плане другая песня Островского и Ошанина «Голос земли». Это неистовая, наполненная экспрессией тревоги мольба о спасении планеты. Оттенок глубочайшего волнения, придает ей необычный эффект квартовой интонации, взятой с ударением на нижнем звуке и многократно усиленной магией повтора.

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ-ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Почти два десятилетия мирной жизни предшествовали появлению но­вой волны песен-воспоминаний о Великой Отечественной. Пес­ни-воспоминания, призванные сберечь память о прошлом стра­ны, ведут свое начало от баллад 30-х годов, посвященных герои­ке гражданской войны. В 60-е годы тема памяти обретает новые черты. Песни этих лет с особенной силой доносят идею не­расторжимой связи времен, рассказывая о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне.

Мужеством и драматизмом наполнена «Баллада о солдате» Соловьева-Седого — Матусовского. Это сочинение послужило началом нового интереса к жанру песни-воспоминания. Па­мятью о войне проверяют свои чувства и поступки бывшие фронтовики, герои фильма «Тишина» (1964). Для этого фильма композитор Баснер и поэт Матусовский написали песню «На безымянной высоте». Словно сбереженный памятью конкретно­го человека встает в ней один из бесчисленных фронтовых эпи­зодов. Новым смыслом наполняются здесь извечные лирические интонации. Оттенок мужества воспринял, например, традици­онный секстовый ход, издавна служивший зачином во мно­жестве лирических песен и романсов.

К лучшим из песен военной памяти принадлежит песня Я. Френкеля — Р. Гамзатова (перевод на русский язык Н. Гребнева) «Журавли». Поэтический образ журавлиной стаи символи­зирует идею бессмертия солдат, павших на поле брани. Есть своя особенность в прочтении композитором стихотворения «Журавли». Потребность в сопереживании передается здесь ин­тонациями живой речи, обращенной к кому-то находящемуся рядом. Отсюда — свойственные бытовой, разговорной речи остановки («мне кажется...», «порою...», «что солдаты...»). От разговорного начала и речитация на одном звуке, усиливающая ощущение речевого интонирования. Музыкальный облик «Журавлей» дает убедительное представление о переосмыслении традиционного гитарного вальса-романса в современный песен­ный монолог.

На высоком холме болгарского города Пловдива возвышает­ся гранитная фигура юноши-солдата, названного ласковым рус­ским именем Алеша. Поэт Ваншенкин посвятил этому памятни­ку стихи. Позже появилась песня Колмановского. Музыка, как и стихи, лишена внешней патетики. Мелодическая линия разви­вается поступательно: подъем по аккордовым звукам с после­дующим опеванием (словно возникает эхо) каждой новой вершины. Высотный диапазон осваивается постепенно — создается отчетливое ощущение нелегкого восхождения к той самой вы­си, что вознесла памятник герою.

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О КОСМОНАВТАХ

Самая молодая тема песенного твор­чества возникла в 60-е годы и тогда же успела обрести соб­ственные традиции. Песни на космическую тему всегда связаны с мечтой о будущем, романтикой и надеждами. Такова «Я верю, друзья» О. Фельцмана — В. Войновича, в свое время по праву ставшая гимном космонавтов. Теплыми, светлыми тонами овеяно лирическое раздумье «И на Марсе будут яблони цвести» (Мурадели — Долматовский). Лирическая окраска песен, по­священных космонавтам, понятна и естественна. Образы достойнейших сыновей Земли олицетворяют мужество, благород­ство и подлинную человечность. С подчеркнуто земным, традиционным напутствием обращается к первопроходцам вселенной задушевная вальсовая песня «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (Блантер — В. Дыховичный и М. Слободской). Как символический диалог матери-Земли и ее посланцев звучит торжественная и одновременно романтическая «Я — Земля» (Мурадели — Долматовский). Особый колорит придает ей пере­кличка мужской хоровой группы и женского соло, предназна­ченного для исполнения в народной манере.

Советский плакат «Наш триумф в космосе — гимн Стране Советов!»

Советский плакат «Наш триумф в космосе — гимн Стране Советов!» Художник В. Викторов

К лучшим образцам песенной лирики принадлежит песня «Нежность» (Пахмутова — Гребенников и Добронравов). На международном фестивале молодежной песни в Сочи (1967) она единодушно завоевала высокую оценку жюри и публики. Авто­ры рассказали в ней о любви и ожидании. И хотя слово «кос­мос» ни разу не упомянуто, мы понимаем, что эти «несколько часов» — самое долгое ожидание в жизни, потому что ждут того, кто прокладывает пути на просторах вселенной. Мелодия «Нежности» — один из первых и наиболее выразительных в песенном искусстве 60-х годов примеров моноинтонационного развития. Музыкальный период являет собой блестящий образец композиционной логики. Каждая фраза «закольцована» возвра­том кругообразного движения к исходному тону. Таково же строение всей песни, обрамленной начальным мелодическим ходом. Ключевое слово «нежность», завершающее каждый куп­лет, бережно выносится на многоточие затаенно-вопроситель­ной, неустойчивой гармонии доминанты.

Новое время естественно вызвало немалые сдвиги в песен­ной лирике — в ее тематике, образах, выразительных средствах. Многие песни призывают задуматься над смыслом человеческих отношений и поступков. Песни о любви, дружбе, верности наполняются высоким этическим смыслом.

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. ЭСТРАДНО-БЫТОВАЯ ЛИРИКА

Советский композитор Аркадий Островский

Советский композитор Аркадий Ильич Островский (1914—1967)

Эстрадно-бытовая лирика занимает важное место в песенной панораме 60-х годов. Повышенный пульс городской жизни во­шел в лирическую эстрадную песню, сильно потеснив неспеш­ную умиротворенность сельской лирики, игравшей важную роль в предыдущем десятилетии.

Устами современного горожанина говорят песни «Москов­ские окна» (Хренников — Матусовский), «Ночной разговор» (Фрадкин — В. Лазарев), песни Колмановского «Перекресток» (стихи В. Орлова), «В нашем городе дождь» (стихи Евтушенко).

Уникален цикл так называемой дворовой лирики Остров­ского — Ошанина «А у нас во дворе». Он складывался посте­пенно. На протяжении нескольких лет одна за другой появля­лись песни об истории влюбленных, как бы продолжавших од­нажды начатый диалог.

Многокрасочна палитра песенной лирики А. Островского (1914—1967). Его «Песня о любви» (стихи Ошанина) своеобразно соединила в себе различные жанровые элементы. Гимниче­ский пролог речитативов предваряет напряженное балладное повествование, пронизанное ритмической энергией болеро. «Песня остается с человеком» (слова С. Острового) — одно из ярких откровений песенной лирики 60-х годов. Не случайно это сочинение стало постоянной музыкальной эмблемой ежегодного песенного телефестиваля.

В эти годы ярко заявил о себе А. Петров (р. 1930). Романти­ке морского товарищества и подлинно мужскому благородству отдает дань его «Песня о друге» (стихи Г. Поженяна). Светлая исповедальность песни «На кургане» (стихи Ю. Друниной) на­веяна размышлением о павших на войне. В неизведанные дали зовут «Голубые города» (стихи Л. Куклина). Мелодии Петрова, образовавшие сплав напевности и декламационности, прочерче­ны линиями малых и больших септаккордов. При этом происхо­дит органичное слияние примет русского городского романса и джазовой мелодики. Столь же органично сочетание мягкого ак­варельного колорита с импульсивностью, идущей во многом от острых гармоний и гибкого, внутренне детализированного рит­ма.

Связь с элементами эстрадной инструментальной лексики обнаруживают лирические песни А. Эшпая (р. 1925). Не случай­но популярнейшая «А снег идет» (слова Евтушенко) могла су­ществовать в виде самостоятельной инструментальной пьесы. Элегантность джазовых созвучий создает выразительный гармо­нический подтекст. Хороший вкус, ясность и напевность мело­дии, естественность слияния современных эстрадно-инструмен­тальных стилей с лирико-бытовой песенностью отличают манеру этого композитора. Все это свойственно и «Песне о дружбе» (стихи Карпеко и Регистана), и широко вошедшим как в эс­традный репертуар, так и в песенный быт «Мы с тобой два бере­га» (стихи Поженяна), «Песня об иве» (слова Карпеко). Среди лирических песен, посвященных памяти не вернувшихся с вой­ны, выделяется песня Эшпая «Москвичи» на слова Е. Виноку­рова («Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой»).

Повышенная экспрессия всегда присутствует в лирических песнях Арно Бабаджаняна (1921 — 1982). Большинству из них свойственно длительное крешендо «одного» эмоционального состояния. Таковы песни «Не спеши» (стихи Евтушенко), а также написанные в содружестве с поэтом Р. Рождественским «Позови меня», «Озарение», «Свадьба» и мн. др. Импульсом для нарастающей мелодической энергии нередко является одна рельефная интонация. Например, гимническая кварта в песне «Загадай желание» (стихи Р. Рождественского), открывающая восторженный призыв: «Смотри, какое небо звездное!». Здесь она выступает в роли лирического зова, сохраняя, впрочем, присущий ей оттенок повелительности, утверждения.

Стремление воспеть любовь неизменно служит мощным по­будительным импульсом песенной лирики. Впрочем, каждое время привносит в это высказывание свои особенности. Стили­стика, характер, выразительные средства любовной песенной лирики 60-х — начала 70-х годов в полной мере отмечены чер­тами той эстетики, под знаком которой развивались в эти годы все разновидности советской песни. То есть здесь, так же как и в песнях на любую тему, сосуществуют монолог и исповедь, размышление и кредо. К наиболее популярным песням о любви принадлежат «Стань таким» (А. Флярковский — Р. Рож­дественский), «Август» (Я. Френкель — И. Гофф), «На тебе со­шелся клином белый свет» (О. Фельцман — М. Танич), «Старый клен» (А. Пахмутова — М. Матусовский), «Калина красная» (Я. Френкель — слова народные).

К содержанию

Советская песня в 1960-е годы. СОВРЕМЕННАЯ ГИТАРНАЯ ПЕСНЯ. ЕЕ АВТОРЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ

Русский советский поэт Владимир Высоцкий

Русский советский поэт Владимир Семёнович Высоцкий (1938—1980)

Конец 50-х — 60-е годы оказались временем расцвета гитарной песни. В этом жанре возрождались старинные традиции бытового му­зицирования, в том числе и традиции старой студенческой пес­ни. Вместе с тем гитарная песня — типичное явление современ­ности, чуткий резонатор современных проблем и умонастрое­ний.

Обширное песенное движение, начавшееся с самодеятель­ных студенческих и туристских песен 50-х годов, выдвинуло немало ярких творческих индивидуальностей. То были авторы стихов и напевов, самостоятельно исполнявшие собственные сочинения в тесном дружеском кругу. Их окрестили «барда­ми» — по аналогии с древней европейской традицией песнетворчества, когда в одном лице объединялся сочинитель и пе­вец.

Нетрудно заметить, что период активного становления ги­тарной песни совпал по времени с общим подъемом советской поэзии. Не случайно среди первых бардов — профессиональные поэты и литераторы Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич.17

Усиленное внимание к слову, первостепенная роль поэтиче­ского текста в его синтезе с мелодией, скромный гитарный ак­компанемент — таков в общих чертах облик песен, обращенных к слушателю не только от первого лица, но и из первых уст.

Для поэзии бардов характерны интеллигентность высказы­вания, тонкость и меткость наблюдений над явлениями повсе­дневности, приверженность к поэтической метафоре. Все эти качества предельно сконцентрированы в творчестве Окуджавы. Идея исторической преемственности духовной культуры являет­ся одной из ведущих в его сочинениях. Красной нитью проходит она через песни, образы которых восходят к пушкинскому XIX веку, через песни, объединенные московской темой («Союз дру­зей», «Наша жизнь — не игра», песни «Арбатского цикла»). Поэтической формулой высокой духовности звучат взывающие к человеческому благородству «Молитва Франсуа Вийона», «Да­вайте восклицать» и многие другие песни Окуджавы. Близка поэту, бывшему солдату Великой Отечественной войны, тема военной памяти, раскрывшаяся в песнях «Ленька Королев», «Вы слышите, грохочут сапоги», «До свиданья, мальчики» и др.

Одним из очагов песенной культуры бардов становится Мо­сковский государственный педагогический институт им. Ленина. Здесь гитарная песня нашла ряд талантливых авторов, их первых слушателей и горячих поклонников. Тогда зазвучали песни Ю. Визбора, посвященные романтике мужества, дружбе. Появи­лись серьезные, трепетные песни А. Якушевой. Тогда же воз­никли искрящиеся юмором, наполненные блистательной игрой со словом сочинения Ю. Кима. Известность обрело и творчество ленинградцев — В. Городницкого, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Дулова.

Большинство бардов пишут свои песни, сочиняя как стихи, так и музыку. Но есть среди них и такие, кто использует в своем творчестве поэтические тексты других авторов. К ним принад­лежат С. Никитин и В. Берковский, воплотившие в песне стихи Ю. Левитанского, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Ю. Мориц и дру­гих современных поэтов. Свои песни Никитин на протяжении многих лет исполняет в дуэте с женой Т. Никитиной. Их репер­туар включает немало песен на стихи Д. Сухарева — признанно­го поэта гитарной песни.

Сама атмосфера зарождения гитарной песни подарила ей за­ряд высокого гуманизма. Сюда следует добавить неприятие штампа, резко отрицательное отношение к ходульности, офици­озу, составившие основу творческих позиций бардов. Раскован­ная, чуждая официальных условностей поэзия бардов, та откро­венность, с которой говорит она о бытовом, даже обыденном, высказанное в ней критическое отношение к различным сторо­нам социальной действительности — все эти качества гитарной песни были горячо поддержаны молодежной аудиторией. Точ­нее, множеством поначалу малых аудиторий: студенческие об­щежития и квартиры, тесные кружки возле туристических костров, стоянки геологических экспедиций. Сочинения бардов передавали из уст в уста, распространяли в магнитофонной за­писи. Достоянием магнитофонной культуры стали песни А. Га­лича — остросатирические, обращенные к болевым точкам об­щественной жизни.

Уникальна творческая фигура В. Высоцкого (1938 — 1980), оказавшего огромное духовное воздействие на своих современ­ников. Мир его песен поражает своей подлинностью, обна­женной, неприкрашенной правдой. Бард, поэт, заговоривший языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, поистине драматическое миро­ощущение. Песенные герои Высоцкого узнаваемы всегда. Взя­тые из гущи жизни, из всех социальных слоев нашего общества, они составили своеобразную энциклопедию нравов, человече­ских типов и характеров.

Под прицелом разящей иронии Высоцкого — хамство, не­вежество, грубость. Поэзия его нелицеприятна. Но зато с какой глубиной, страстью и драматизмом повествует он о тех, кто оли­цетворяет в его песнях человеческое достоинство, гордость, мужскую честь и отвагу! Герои Высоцкого действуют всегда в таких ситуациях, когда сразу становится ясно, «кто есть кто». Такими предстают герои целого ряда песен, чья образная вза­имосвязь позволяет объединить их в «военный» цикл (посвя­щенный Великой Отечественной войне). Своеобразные циклы образуют также песни на темы исторические, сказочные, косми­ческие, деревенские, спортивные и т. д. Они предстают в виде монолога и притчи, бытовой зарисовки и психологического портрета, шуточной сценки, сюжетного повествования.

Существуя независимо от официальных каналов вещания, гитарная песня тем не менее оказала немалое воздействие на многие разновидности советской эстрадной песни. Кроме того, барды не чужды сотрудничества с профессиональными композиторами. Широко известны, например, песни Галича «Ой ты, северное море» (музыка Блантера), «Спрашивайте, мальчики» (музыка Фрадкина). С композиторами Г. Гладковым, А. Рыбниковым, В. Дашкевичем сотрудничает Ю. Ким (под псевдонимом Ю. Михайлов), написавший немало песен для кинофильмов. На протяжении многих лет происходит совместная работа Окуджа­вы и композитора И. Шварца. Ими написаны песни к кинофильмам «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Нас венчали не в церкви» и др.

В 70-е и 80-е годы обрели известность имена Е. Бачурина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной — авторов-исполнителей, продолживших и развивших традиции гитарной песни.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.