На данной странице представлена восьмая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая советским песням 1970-х годов
Песни-воспоминания о Великой Отечественной
В эти годы заметно расширился спектр доверяемых песне человеческих переживаний. Вместе с дальнейшей индивидуализацией образов происходит усиление в них психологических нюансов, ощутимо возрастает роль интеллектуального начала. На передний план выступают моменты, отражающие потребность человека в самопознании, осмыслении опыта прожитых лет, отношений личности с окружающим миром.
Советский плакат «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить! Вл. Маяковский». Художник Иванов В. 1967 год
С особенной настойчивостью подчеркивается в песне мысль о взаимосвязи времен — близкого или далекого прошлого с настоящим. Не случайно песенная панорама 70-х годов буквально пронизана темой памяти. Сказывалось влияние литературы и искусства современности, поднимавших эту тему с остротой наболевших нравственных проблем. Память как опора и чуткий ориентир сознания, стремящегося постичь связь поколений и судеб, — такой предстает она в песнях 70-х годов. Лейтмотивное значение в песенном творчестве этих лет несут такие обобщающие течение жизни понятия, как время, поколения, память. Об этом свидетельствуют песенные образы, основанные на перекличке времен. Многие из них выступают в ореоле революционной романтики.18 Повышенный эмоциональный тонус отличает песни-баллады. Их герои — родом из революции и гражданской войны. В устах этих героев революционные идеалы звучат позывными мужества, чести, долга. Таковы «Товарищ» (композитор О. Иванов обратился к стихам А. Прокофьева, написанным в 20-е годы) и «Погоня» Я. Френкеля — Р. Рождественского (из кинофильма «Новые приключения Неуловимых»). Каждая из них наполнена стремительным движением, острые ритмические контуры подчеркнуты частой сменой гармоний. Экспрессия и динамическая устремленность свойственны песне Пахмутовой — Добронравова «И вновь продолжается бой».
В медленном маршеобразном движении разворачивается монолог «Товарищ Песня» (И. Шамо — Р. Рождественский). Яркий образ найден поэтом: слово «товарищ», обращенное к памяти, сердцу, времени, призывает их стать свидетелями и союзниками в борьбе за правду. Отрывок из комсомольской баллады «Там, вдали за рекой», звучащий во вступлении, задает эмоциональный тон и одновременно служит своего рода интонационным ключом последующего мелодического развития.
Вопросы нравственного выбора литература и искусство современности ставят в прямую связь со временем, напоминая, что каждый миг человеческой жизни стоит на пересечении помыслов, поступков, чаяний. Примечательно в этом смысле и появление песен, в которых время становится «действующим лицом». Подтверждением тому — сами названия песен, например, «Баллада о времени» (Ю. Саульский — Л. Завальнюк), или строчки из них — «Есть только миг между прошлым и будущим — именно он называется жизнь» (песня «Есть только миг» А. Зацепина — Л. Дербенева из кинофильма «Земля Санникова»). О том, что мужество, человеческое достоинство могут быть испытаны жизнью в любой из ее моментов, напоминает песня «Мгновения» М. Таривердиева — Р. Рождественского (из телесериала «Семнадцать мгновений весны»). Мелодия ее открыто демонстрирует «сотрудничество» героических и лирических интонаций. Волевое начало сконцентрировал в себе главный интонационный тезис — подъем по квартам (три подряд!). Примечательно, что мелодия, состоящая сплошь из коротких, речевого характера звеньев, в целом образует протяженно-напевную линию, завершаемую серией типично романсовых задержаний.
Зовом высокой духовной неуспокоенности звучит и другая песня Таривердиева — «Память» на слова Р. Рождественского (из кинофильма «Ольга Сергеевна»).
Своеобразную страницу составили песни про сверстников — представителей одного поколения. Показательно, что зарождение этой песенной разновидности (у истоков ее, напомним, стоит написанный еще в начале 50-х годов «Школьный вальс» Дунаевского — Матусовского, а также популярная песня 60-х годов «Мальчишки» Островского — Шаферана) совпало с утверждением в нашей жизни традиции встреч бывших одноклассников.19 О том, как сама жизнь предъявляет экзамен на зрелость бывшим выпускникам, говорят «Обычная история» (Саульский — Шаферан), «Там, вдали за рекой» (Бабаджанян — М. Пляцковский), «Молодо-зелено» (С. Томин — Шаферан) и многие другие песни этих лет. Как правило, им присущ ностальгический характер. Острый эмоциональный накал внесла в эту тему песня «Как молоды мы были» (Пахмутова — Добронравов). Пронзительная грусть неизбежного расставания с молодостью озарена здесь верой в истинность юношеских идеалов. Мелодия, намеченная вначале скупыми, короткими фразами (словно постепенно, исподволь начинается разговор с воображаемым собеседником), набирает полноту и силу в припеве. Сквозное развитие происходит в аккомпанементе, который также наделен драматургией нарастания: от куплета к куплету учащается биение пульса, увеличивается плотность фактуры в сопровождении.
Любопытно сопоставление концовок двух совершенно одинаковых мелодических фрагментов в первой половине припева (т. 2 и 4). Ладовая перекраска (соль — соль-диез) звучит напряженно и неожиданно, приковывая внимание к важному смысловому тезису: «...и юность ушедшая все же бессмертна...»
В сущности, песней памяти является и «Знаете, каким он парнем был» (из цикла «Созвездие Гагарина»), которую Пахмутова и Добронравов посвятили первопроходчику космоса и обаятельной личности — Юрию Гагарину.
Советский композитор Давид Фёдорович Тухманов (р. 1940) — автор музыки песни «День Победы»
В песнях-воспоминаниях о Великой Отечественной войне память пролегла через несколько мирных десятилетий. Мысли и чувства, властвующие на встречах бывших фронтовиков. Торжество празднований Дня Победы, соединенное с болью и горечью утрат поколения 40-х годов. Все это отчетливо слышно в песнях «Нам нужна одна победа» (слова и музыка Окуджавы), «На всю оставшуюся жизнь» (Баснер — слова Б. Бахтина и Н. Фоменко), «Бери шинель» (В. Левашов — Окуджава).
К военным судьбам рядовых фронтовиков, каких в те годы были миллионы, обращены повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Безымянный солдат» А. Рыбакова, «Обелиск» В. Быкова и многие другие произведения «военной прозы» последних десятилетий. Они посвящались памяти солдат и офицеров, павших безымянными на поле боев, как принято было говорить в войну, «местного значения». Эпизоды именно таких боев воскрешают песни, созданные в 70-е годы. Это негромкий рассказ о гибели взвода, маленький реквием в ясных мажорных красках «У деревни Крюково» (Фрадкин — Островой). Или драматический монолог «Горячий снег» (Пахмутова — М. Львов).
Мысль о неповторимости каждой жизни, отданной за Победу, заостренная военной прозой и кинематографом современности, красной нитью прошла и через песню. Одним из самых ярких ее воплощений стал образ безымянного солдата в песне Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня». Тема памяти раскрыта в ней через монолог нашего молодого современника.
От начала до конца песня насыщена неослабевающим напряжением. Примечательно, однако же, что мелодия не содержит ни одного из тех оборотов, которые присущи героической песенности. Энергией решительной маршевой поступи овеяны типично лирические, нисходящие постепенно фразы запева.20 Необычную твердость обретают нисходящие секундовые задержания, завершающие каждую из этих фраз. Они возникают на резком столкновении двух метрически сильных акцентируемых долей, следующих друг за другом («Я сегодня до зари встану»). Ритмическую остинатность первой части сменяет взволнованное кружение меняющихся размеров припева. Настойчивые повторы коротких терцовых мотивов постепенно подготавливают взметнувшуюся ввысь кульминацию. Этот яркий мелодический взлет совпадает с самым напряженным эмоциональным моментом стихотворного текста: «...просыпаешься вдруг и грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны».
В сотнях песен времен Великой Отечественной войны повторяется слово «победа». Сколько же понадобилось испытаний и дорог, чтобы обрести право писать это слово с большой буквы. Именно таким предстает оно в песне «День Победы» Д. Тухманова на стихи Харитонова.
Ее огромную популярность можно объяснить на редкость удачным совпадением традиции и новаторства, всегда отличающим песни-открытия. Композитор так рассказывает о ее замысле: «...захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в сорок пятом их встречали... Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы... Думаю, что именно эти ассоциации, заложенные в песне, и вызывают к ней особые чувства...»21
«День Победы» — это марш-воспоминание, соединивший в себе черты традиционных российских духовых маршей с чертами современных песен-монологов.
«День Победы!» — чеканный возглас, как мгновенно разбуженная вспышка памяти. Маршевый ритм рубленой фразы интонируется на четырежды повторенном звуке — квинтовом тоне. Звук этот — своеобразная ось, на которую нанизывается резко контрастирующие друг с другом мелодические фрагменты. Каждое из тематических звеньев запева представляет свой тип песенной мелодики. Это и речитация, и призывные кличи — отзвуки песен борьбы за мир, и откровенно романсовый мотив. В песне немало интонаций-напоминаний, отсылающих к различным жанровым прообразам — танго, фокстроту, наконец, намек на старинный марш «Прощание славянки». Талантливо объединенные в органичном, качественно новом сплаве, все они звучат своеобразными отголосками разных времен. Интонационный синтез, свойственный вообще песенному языку современности, получил в этой музыке максимально конкретизированное, плакатное воплощение.
Советский поэт Михаил Львович Матусовский (1915—1990) — автор текста песни «Березовый сок»
Лирико-патриотические монологи вслед за многими песнями 60-х годов воспевают родину в поэтических символах.
Одна из лучших и популярнейших песен 70-годов — «Березовый сок» (Баснер — Матусовский). Ее поэтический образ, пронизанный глубокой нежностью и печалью, построен на тонко найденной параллели: живительная сила, поднимающаяся от земли, корней — и слезы берез. А музыка откликнулась раздумчивым напевом, сквозь который проходит выразительная острая интонация малой ноны. Неизменная примета мелодического стиля Баснера — малая нона — на сей раз помогает «услышать» то самое расстояние, что пролегло от чьих-то дальних пограничных постов к родным березам.
Об истоках всеобщего и вместе с тем такого сокровенного чувства, каким является патриотизм, говорит и другая, широко известная песня — «Гляжу в озера синие», прозвучавшая музыкально-поэтической эмблемой в телевизионном сериале «Тени исчезают в полдень». Ее авторы — композитор Л. Афанасьев и поэт Шаферан.
«Беловежская пуща» (Пахмутова — Добронравов) поет не только о любовании земной красотой. Наполненная чувством пронзительной тревоги, она призывает к гуманности, к защите всего живого. Это сочинение является, в сущности, первым песенным отзывом на экологические тревоги современности. Необычен ее жанровый облик, несущий сочетание лирического гимна и молитвы. Близость к народно-песенной основе обнаруживает мелодический язык песен «Я люблю тебя, Россия» (Тухманов — М. Ножкин), «Родина моя» (Б. Терентьев — Евтушенко), «Я люблю свою землю» (Е. Птичкин — Харитонов), пополнившие страницы патриотической лирики.
Притяжение земли — закон природы. А в поэзии это светлая сила любви и преданности отчему дому. Такова идея, общая для песен, посвященных полетам в космос. Вслушиваясь в песни этих лет, нельзя не почувствовать свойственной им сосредоточенности, сочетания строгого мужества и полетности. В последние годы неизмеримо увеличились сроки космических полетов. И песне велено выразить то, что так обостренно осознается в долгой разлуке с землей. Такими песнями стали «Мне приснился шум дождя» (Е. Дога — В. Лазарев), «Этот большой мир» (В. Чернышев — Р. Рождественский), «Притяженье земли» (Тухманов — Р. Рождественский). В начале 80-х годов тему космоса продолжила «Трава у дома» (В. Мигуля — А. Поперечный) написанная с ориентацией на стилистику вокально-инструментальных групп.
Лирическое «я» заявляет о себе в разнообразных по стилю и настроениям песнях. Содержание множества из них не укладывается в привычные рамки жанров и тем. Вряд ли возможно, например, прямолинейное и однозначное толкование того, о чем поет одна из лучших лирических песен 70-х годов — «Надежда» (Пахмутова — Добронравов). Однако она мудро и тонко дает понять, сколь далек от беспечальности поиск душевной гармонии. Вечную устремленность человека к неизведанному олицетворяет «Маленький принц» (Таривердиев — Добронравов). Обостренное чувство природы, способной возвращать к истокам душевной чистоты, несут в себе песни «Эти летние дожди» (М. Минков — С. Кирсанов), «Яблони в цвету» (Е. Мартынов — И. Резник), «Лебединая верность» (Мартынов — А. Дементьев), «Белой акации гроздья душистые» (Баснер — Матусовский).
Песенная лирика 70-х годов словно настаивает: проверь свой душевный мир, свое неравнодушие к окружающему, свое небезразличие к тем, кто находится рядом. И это не случайно. Так откликается песня на проблему духовной разобщенности людей, неизбежно встающую в сложностях и противоречиях современной жизни, звучащую во многих книгах, спектаклях, кинофильмах современности.
Человек, стремящийся к гармонии в своих отношениях с окружающим миром... Среди авторов, чье творчество позволяет сделать вывод об этой направленности песенной лирики 70-х годов, выделяются композиторы М. Таривердиев, Д. Тухманов, В. Шаинский, Г. Гладков, В. Гаврилин, М. Минков, А. Зацепин, Е. Мартынов, А. Мажуков, поэты Л. Дербенев, М. Пляцковский, И. Шаферан, А. Поперечный, В. Харитонов, Л. Завальнюк, М. Танич.
Советский композитор Микаэл Леонович Таривердиев (1931—1996)
Тяготение к интеллектуализации песенных образов, вообще характерное для 70-х годов, с наибольшей очевидностью проявляется в творчестве М. Таривердиева (р. 1931). Этому композитору принадлежит особое место среди мастеров песенного искусства. Стремясь к расширению возможностей лирического высказывания, Таривердиев объединяет в своих сочинениях средства песенной эстрады и камерной вокальной музыки. Нередко он обращается к выдающимся образцам современной отечественной поэзии. Мелодический стиль, отличающийся подчеркнутой декламационностыо, свидетельствует о пристальном внимании к деталям поэтического текста. Можно отметить, в частности, ту важную роль, которую играет пауза в ритмоинтонационной драматургии его песен и вокальных миниатюр. Все эти качества существуют в монологах на стихи М. Цветаевой («Мне нравится»), Поженяна («Я такое дерево»), Евтушенко («Со мною что-то происходит», «Ты уходишь, как поезд») и множестве других.
Уверенно и ярко заявил о себе в 70-е годы композитор Д. Тухманов (р. 1940). Его песни служат свидетельством творческого осмысления разнообразных стилей популярной музыки. Очевидна приверженность композитора к острым ритмам, броской аранжировке. В песнях Тухманова можно встретить своеобразный сплав элементов рок-музыки или танцевального стиля «диско» с отечественной лирической песенностью. К числу удач, достигнутых композитором в этом направлении, относятся песни «Вечная весна» (стихи Шаферана), «Ваганты» (из средневековой поэзии), «Олимпиада-80» (стихи Р. Рождественского). Тухманову принадлежит первенство в создании песенных композиций, предназначенных исключительно для жизни на звуковой дорожке. В 1971 году выпущена его пластинка с композицией «Как прекрасен этот мир». Высокое признание получила центральная песня — «Как прекрасен этот мир» (стихи Харитонова). Ее музыкальный язык покоряет прозрачностью, филигранным плетением светлых мажорных интонаций. Здесь получает оригинальное преломление ладогармонический и структурный тип музыки, вошедший в современное слушательское сознание с творчеством выдающейся английской группы «Битлз». Единой образно-звуковой концепции подчинены и следующие композиции Тухманова, тоже предназначенные для пластинки, — «По волнам моей памяти» и «НЛО».
Разнообразно песенное творчество В. Шаинского. Многие из его песен, написанные для кино (часто к мультипликационным фильмам), прочно вошли в быт. Поют их от мала до велика. Хорошо знакомые всем Крокодил Гена, Чебурашка и другие существа — персонифицированные образы доверия, доброты и дружелюбности. Они призваны напомнить о тех проявлениях душевной щедрости и чуткости, что так часто оттесняются деловитостью современных человеческих взаимоотношений. Простые, но ничем не подменяемые истины — они в «Песенке Крокодила Гены» (стихи А. Тимофеевского), в песне «Улыбка» (стихи Пляцковского). За внешней бесхитростностью напевов «Песенки Крокодила Гены», «Улыбки», «Голубого вагона», «Вместе весело шагать» и других стоит точность интонационной работы, стройность формы.
Особую эстрадную разновидность солдатской лирики представляют песни Шаинского «Не плачь, девчонка» (стихи Харитонова), «Через две зимы» (стихи Пляцковского), «Идет солдат по городу» (стихи Танича). Они успешно совмещают функции как эстрадного, так и строевого жанра.
Состояние души, возникающее при созерцании картин природы и вслушивании в ее голоса, передают лирические песни Шаинского. Это широко популярные «Береза белая», «Дрозды», «Травы, травы», «На дальней станции сойду».
Советский композитор Евгений Николаевич Птичкин (1930—1993) — авор музыки песни «Эхо любви»
Главенствующую роль в любовной лирике 70-х годов завоевали песни, которые передают не столько те или иные любовные перипетии, сколько отражают потребность человека в осмыслении прекраснейшего из чувств. Это и сокровенное, с оттенком трагизма «Эхо любви» (Птичкин — Р. Рождественский), и драматический монолог «Не отрекаются, любя» Минкова на стихи В. Тушновой, и гимническое воспевание могущества любви «Мольба» (Журбин — Резник), или возвышенное и одновременно интимное обращение к любимой «Ночь в июле только шесть часов» (Фельцман — Гамзатов). Красота, одухотворенность и высокий музыкальный вкус присутствуют в песнях А. Мажукова «Ты снишься мне» (стихи Н. Шумакова), «Музыка любви» (стихи Поперечного). Секреты владения мажорными красками (в значительной ступени утерянные песенной лирикой последних десятилетий) обнаруживают жизнерадостные, захватывающие половодьем чувств песни Мажукова «Очень хорошо» (стихи Д. Усманова) и «Однажды» (стихи Резника).
70-е годы принесли обширный пласт исповедальной лирики с темой женской судьбы. «А где найти такую песню» (Г. Пономаренко — М. Агашина) принадлежит к популярнейшим ее образцам. «Женскую лирику» представляют также бытовая зарисовка «Стою на полустаночке» (И. Катаев — Анчаров) и поэтическая метафора «Сладка ягода» (Птичкин — Р. Рождественский).
Целомудренное откровение женского сердца — излюбленная образная сфера песен ленинградского композитора В. Гаврилина. Мелодический стиль этих песен опирается на различные пласты крестьянского и старинного городского фольклора, естественно сочетающихся с элементами современной эстрадной стилистики. «Песня девушки» («Сшей мне, мама, белое платье» на стихи А. Шульгина) предназначена для женского голоса без сопровождения. Тонкие приемы сцепления варьируемых попевок помогают ощутить чистую диатонику мелодической канвы. Признаки русской протяжной и причета органично совмещены здесь с типичной для эстрадно-бытового стиля современности триольной структурой мотивов. Перу Гаврилина принадлежат также монодии для женского голоса «Любовь останется» (стихи Б. Гершта), «Я не знаю», «Черемуха» (стихи О. Фокиной).
Свойственное песням 70-х и начала 80-х годов обращение к социальным сторонам быта нередко окрашено юмором. Живой отклик слушателей вызвали песни композитора Э. Ханка и поэта Шаферана «То ли еще будет...», «Я у бабушки живу». Мишенью песенной сатиры не однажды становились печально знакомые всем «постулаты» потребительской философии. Свидетельством тому — песни из мультипликационных фильмов, в которых действуют аллегорические, сказочные персонажи. Например «Волшебник-недоучка» (Зацепин — Л. Дербенев), песни Гладкова на стихи Ю. Энтина из мультипликационного мюзикла «Голубой щенок» и др.
Кинофильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (режиссёр Эльдар Рязанов). Афиша
Сохраняя тесные связи с кинематографом, песня приобрела в нем новые функции. Это произошло с утверждением через музыкально-поэтический ряд иносказания, подтекста, символики в современных кинолентах. Возникла закадровая песня. Не связанная впрямую с сюжетной канвой и действиями киногероев, она символически обобщала суть происходящего на экране. Такова, в частности, роль «титровых» песен из многосерийных телесериалов «Тени исчезают в полдень» («Гляжу в озера синие» Афанасьева — Шаферана), «Семнадцать мгновений весны» («Песня о мгновениях» и «Песня с далекой родине» Таривердиева — Р. Рождественского), документальной многосерийной ленты «Великая Отечественная война» («Березовые сны» — В. Гевиксман — В. Фере).
Подчас именно музыкальный песенный ряд определяет синтетичность жанрового облика художественной киноленты. Так, в телефильме «Ирония судьбы» (режиссер Э. Рязанов) с музыкой Таривердиева песни несут определенный психологический подтекст, вплетая в ткань комедийного повествования драматические элементы. Каждая из восьми песен этого фильма раскрывает тему острого человеческого одиночества («Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной и др.)
Если в «Иронии судьбы» песни исполняются героями киноленты, то в фильме «Служебный роман» (режиссер Рязанов, композитор Петров) песни звучат за кадром. Эти своего рода монологи от автора («Со мною нет кого-то» — стихи Р. Бёрнса в переводе С. Маршака), «Нас в набитых трамваях качает» — стихи Евтушенко, «У природы нет плохой погоды» — стихи Э. Рязанова и др.). Все они создают второй план киноповествования, контрапунктируя с сюжетными перипетиями и настроениями героев.
Лирическое в соседстве с пародией, фарсом, гротеском — такова стилистика целого ряда кинолент 70-х годов — начала 80-х годов. Ее точно отразили музыка и песни Зацепина («Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Фантазии Веснухина», «31 июня»), Гладкова («Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Дульсинея Тобосская», «Сватовство гусара», «Двенадцать стульев»), А. Рыбникова («Буратино», «Красная шапочка»), М. Дунаевского («Мери Поппинс») и др.
Виниловый диск с песнями вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». 1973 год
С появлением вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) песенное творчество оказалось вовлеченным в орбиту всемирно распространившегося массового музыкального движения — рок-музыки. Вокально-инструментальные ансамбли явились первыми проводниками молодежной музыкальной культуры у нас в стране.
Не без помощи ВИА происходило приобщение мастеров песенного жанра к современным течениям. Например, интонационный строй песни «Атомный век» обнаруживает явную заинтересованность композитора Островского возможностями биг-бита. Песня написана в 1966 году. Тогда же начинает свою деятельность на профессиональной концертной эстраде первый вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Зачастую облик сочинений, исполняемых ВИА, отражал не только индивидуальный мелодический почерк того или иного композитора, но и творческую фантазию участников ансамбля, совместно работающих над аранжировками песен. Такова одна из лучших лирических песен этих лет — «Не повторяется такое никогда» Туликова (стихи Пляцковского), известная в исполнении ансамбля «Самоцветы». Этот ансамбль интересно и своеобразно преломлял композиторский стиль Фрадкина, включая в свой репертуар такие песни композитора, как «Увезу тебя я в тундру», «Там за облаками» и др. Самое непосредственное участие в рождении песни «Березовый сок» Баснера принимал белорусский ансамбль «Песняры». Этому коллективу нередко доверяет первое исполнение своих песен Пахмутова. Например, «Белоруссия», «Беловежская пуща». Для «Песняров» И. Лученок написал свои остродраматические сочинения «Хатынь», «Баллада о матери», «Памяти Виктора Хаары». С ансамблем «Верасы» постоянно сотрудничает Э. Ханок, с трио «Меридиан» — Таривердиев.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.