Песни советского человека. Песни, тексты, ноты, аккорды, табулатуры. 
				Русские, советские и зарубежные песни

Лидия Иванова. СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ В 70-е ГОДЫ

Советский плакат «Проложим через таёжную даль Байкало-Амурскую магимтраль!»

На данной странице представлена восьмая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая советским песням 1970-х годов

Тема памяти

Песни про сверстников

Песни-воспоминания о Великой Отечественной

Лирико-патриотические монологи

Песни о любви

Юмористические образы

Песня в кино

Песня и вокально-инструментальные ансамбли

В эти годы заметно расширился спектр доверяемых песне человеческих переживаний. Вместе с дальнейшей индивидуали­зацией образов происходит усиление в них психологических нюансов, ощутимо возрастает роль интеллектуального начала. На передний план выступают моменты, отражающие потреб­ность человека в самопознании, осмыслении опыта прожитых лет, отношений личности с окружающим миром.

Советская песня в 1970-е годы. ТЕМА ПАМЯТИ

Советский плакат «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить!»

Советский плакат «Ленин — жил, Ленин — жив, Ленин — будет жить! Вл. Маяковский». Художник Иванов В. 1967 год

С особенной настойчивостью подчеркивается в песне мысль о взаимосвязи времен — близкого или далекого прошлого с на­стоящим. Не случайно песенная панорама 70-х годов буквально пронизана темой памяти. Сказывалось влияние литературы и искусства современности, поднимавших эту тему с остротой наболевших нравственных проблем. Память как опора и чуткий ориентир сознания, стремящегося постичь связь поколений и судеб, — такой предстает она в песнях 70-х годов. Лейтмотивное значение в песенном творчестве этих лет несут такие обобщаю­щие течение жизни понятия, как время, поколения, память. Об этом свидетельствуют песенные образы, основанные на перекличке времен. Многие из них выступают в ореоле рево­люционной романтики.18 Повышенный эмоциональный тонус отличает песни-баллады. Их герои — родом из революции и гражданской войны. В устах этих героев революционные идеалы звучат позывными мужества, чести, долга. Таковы «Товарищ» (композитор О. Иванов обратился к стихам А. Прокофьева, на­писанным в 20-е годы) и «Погоня» Я. Френкеля — Р. Рожде­ственского (из кинофильма «Новые приключения Неулови­мых»). Каждая из них наполнена стремительным движением, острые ритмические контуры подчеркнуты частой сменой гар­моний. Экспрессия и динамическая устремленность свой­ственны песне Пахмутовой — Добронравова «И вновь продолжается бой».

В медленном маршеобразном движении разворачивается монолог «Товарищ Песня» (И. Шамо — Р. Рождественский). Яркий образ найден поэтом: слово «товарищ», обращенное к памяти, сердцу, времени, призывает их стать свидетелями и со­юзниками в борьбе за правду. Отрывок из комсомольской балла­ды «Там, вдали за рекой», звучащий во вступлении, задает эмо­циональный тон и одновременно служит своего рода интонационным ключом последующего мелодического развития.

Вопросы нравственного выбора литература и искусство со­временности ставят в прямую связь со временем, напоминая, что каждый миг человеческой жизни стоит на пересечении по­мыслов, поступков, чаяний. Примечательно в этом смысле и появление песен, в которых время становится «действующим лицом». Подтверждением тому — сами названия песен, напри­мер, «Баллада о времени» (Ю. Саульский — Л. Завальнюк), или строчки из них — «Есть только миг между прошлым и буду­щим — именно он называется жизнь» (песня «Есть только миг» А. Зацепина — Л. Дербенева из кинофильма «Земля Санникова»). О том, что мужество, человеческое достоинство могут быть испытаны жизнью в любой из ее моментов, напоминает песня «Мгновения» М. Таривердиева — Р. Рождественского (из теле­сериала «Семнадцать мгновений весны»). Мелодия ее открыто демонстрирует «сотрудничество» героических и лирических ин­тонаций. Волевое начало сконцентрировал в себе главный инто­национный тезис — подъем по квартам (три подряд!). Примеча­тельно, что мелодия, состоящая сплошь из коротких, речевого характера звеньев, в целом образует протяженно-напевную ли­нию, завершаемую серией типично романсовых задержаний.

Зовом высокой духовной неуспокоенности звучит и другая песня Таривердиева«Память» на слова Р. Рождественского (из кинофильма «Ольга Сергеевна»).

К содержанию

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНИ ПРО СВЕРСТНИКОВ

Своеобразную страницу составили песни про сверстников — представителей одного поколения. Показательно, что зарожде­ние этой песенной разновидности (у истоков ее, напомним, стоит написанный еще в начале 50-х годов «Школьный вальс» Дунаевского — Матусовского, а также популярная песня 60-х годов «Мальчишки» Островского — Шаферана) совпало с утверждением в нашей жизни традиции встреч бывших одноклассников.19 О том, как сама жизнь предъявляет экзамен на зрелость бывшим выпускникам, говорят «Обычная история» (Саульский — Шаферан), «Там, вдали за рекой» (Ба­баджанян — М. Пляцковский), «Молодо-зелено» (С. Томин — Шаферан) и многие другие песни этих лет. Как правило, им присущ ностальгический характер. Острый эмоциональный на­кал внесла в эту тему песня «Как молоды мы были» (Пахмутова — Добронравов). Пронзительная грусть неизбежного расста­вания с молодостью озарена здесь верой в истинность юноше­ских идеалов. Мелодия, намеченная вначале скупыми, коротки­ми фразами (словно постепенно, исподволь начинается разговор с воображаемым собеседником), набирает полноту и силу в припеве. Сквозное развитие происходит в аккомпанементе, ко­торый также наделен драматургией нарастания: от куплета к куплету учащается биение пульса, увеличивается плотность фак­туры в сопровождении.

Любопытно сопоставление концовок двух совершенно оди­наковых мелодических фрагментов в первой половине припева (т. 2 и 4). Ладовая перекраска (соль — соль-диез) звучит напря­женно и неожиданно, приковывая внимание к важному смысло­вому тезису: «...и юность ушедшая все же бессмертна...»

В сущности, песней памяти является и «Знаете, каким он парнем был» (из цикла «Созвездие Гагарина»), которую Пахму­това и Добронравов посвятили первопроходчику космоса и обая­тельной личности — Юрию Гагарину.

К содержанию

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНИ-ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Советский композитор Давид Тухманов

Советский композитор Давид Фёдорович Тухманов (р. 1940) — автор музыки песни «День Победы»

В песнях-воспоминаниях о Великой Отечественной войне па­мять пролегла через несколько мирных десятилетий. Мысли и чувства, властвующие на встречах бывших фронтовиков. Торже­ство празднований Дня Победы, соединенное с болью и горечью утрат поколения 40-х годов. Все это отчетливо слышно в песнях «Нам нужна одна победа» (слова и музыка Окуджавы), «На всю оставшуюся жизнь» (Баснер — слова Б. Бахтина и Н. Фоменко), «Бери шинель» (В. Левашов — Окуджава).

К военным судьбам рядовых фронтовиков, каких в те годы были миллионы, обращены повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Безымянный солдат» А. Рыбакова, «Обелиск» В. Быкова и многие другие произведения «военной прозы» по­следних десятилетий. Они посвящались памяти солдат и офицеров, павших безымянными на поле боев, как принято было го­ворить в войну, «местного значения». Эпизоды именно таких боев воскрешают песни, созданные в 70-е годы. Это негромкий рассказ о гибели взвода, маленький реквием в ясных мажорных красках «У деревни Крюково» (Фрадкин — Островой). Или драматический монолог «Горячий снег» (Пахмутова — М. Львов).

Мысль о неповторимости каждой жизни, отданной за Побе­ду, заостренная военной прозой и кинематографом современности, красной нитью прошла и через песню. Одним из самых ярких ее воплощений стал образ безымянного солдата в песне Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня». Тема памяти раскрыта в ней через монолог нашего молодого современника.

От начала до конца песня насыщена неослабевающим напряжением. Примечательно, однако же, что мелодия не содержит ни одного из тех оборотов, которые присущи героической песенности. Энергией решительной маршевой поступи овеяны типично лирические, нисходящие постепенно фразы запева.20 Необычную твердость обретают нисходящие секундовые задержания, завершающие каждую из этих фраз. Они возникают на резком столкновении двух метрически сильных акцентируемых долей, следующих друг за другом («Я сегодня до зари встану»). Ритмическую остинатность первой части сменяет взволнованное кружение меняющихся размеров припева. Настойчивые повторы коротких терцовых мотивов постепенно подготавливают взметнувшуюся ввысь кульминацию. Этот яркий мелодический взлет совпадает с самым напряженным эмоциональным моментом стихотворного текста: «...просыпаешься вдруг и грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны».

В сотнях песен времен Великой Отечественной войны повторяется слово «победа». Сколько же понадобилось испытаний и дорог, чтобы обрести право писать это слово с большой буквы. Именно таким предстает оно в песне «День Победы» Д. Тухманова на стихи Харитонова.

Ее огромную популярность можно объяснить на редкость удачным совпадением традиции и новаторства, всегда отли­чающим песни-открытия. Композитор так рассказывает о ее замысле: «...захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в сорок пятом их встречали... Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы... Думаю, что именно эти ассоциации, заложенные в песне, и вызывают к ней особые чувства...»21

«День Победы» — это марш-воспоминание, соединивший в себе черты традиционных российских духовых маршей с черта­ми современных песен-монологов.

«День Победы!» — чеканный возглас, как мгновенно разбу­женная вспышка памяти. Маршевый ритм рубленой фразы ин­тонируется на четырежды повторенном звуке — квинтовом тоне. Звук этот — своеобразная ось, на которую нанизывается резко контрастирующие друг с другом мелодические фрагменты. Каж­дое из тематических звеньев запева представляет свой тип пе­сенной мелодики. Это и речитация, и призывные кличи — от­звуки песен борьбы за мир, и откровенно романсовый мотив. В песне немало интонаций-напоминаний, отсылающих к различ­ным жанровым прообразам — танго, фокстроту, наконец, намек на старинный марш «Прощание славянки». Талантливо объеди­ненные в органичном, качественно новом сплаве, все они звучат своеобразными отголосками разных времен. Интонационный синтез, свойственный вообще песенному языку современности, получил в этой музыке максимально конкретизированное, плакатное воплощение.

К содержанию

Советская песня в 1970-е годы. ЛИРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОНОЛОГИ

Советский поэт Михаил Матусовский

Советский поэт Михаил Львович Матусовский (1915—1990) — автор текста песни «Березовый сок»

Лирико-патриотические монологи вслед за многими песнями 60-х годов воспевают родину в поэтических символах.

Одна из лучших и популярнейших песен 70-годов — «Березовый сок» (Баснер — Матусовский). Ее поэтический образ, пронизанный глубокой нежностью и печалью, построен на тон­ко найденной параллели: живительная сила, поднимающаяся от земли, корней — и слезы берез. А музыка откликнулась раздум­чивым напевом, сквозь который проходит выразительная острая интонация малой ноны. Неизменная примета мелодического стиля Баснера — малая нона — на сей раз помогает «услышать» то самое расстояние, что пролегло от чьих-то дальних погранич­ных постов к родным березам.

Об истоках всеобщего и вместе с тем такого сокровенного чувства, каким является патриотизм, говорит и другая, широко известная песня — «Гляжу в озера синие», прозвучавшая музы­кально-поэтической эмблемой в телевизионном сериале «Тени исчезают в полдень». Ее авторы — композитор Л. Афанасьев и поэт Шаферан.

«Беловежская пуща» (Пахмутова — Добронравов) поет не только о любовании земной красотой. Наполненная чувством пронзительной тревоги, она призывает к гуманности, к защите всего живого. Это сочинение является, в сущности, первым пе­сенным отзывом на экологические тревоги современности. Не­обычен ее жанровый облик, несущий сочетание лирического гимна и молитвы. Близость к народно-песенной основе обнару­живает мелодический язык песен «Я люблю тебя, Россия» (Тухманов — М. Ножкин), «Родина моя» (Б. Терентьев — Евтушенко), «Я люблю свою землю» (Е. Птичкин — Харитонов), пополнившие страницы патриотической лирики.

Притяжение земли — закон природы. А в поэзии это свет­лая сила любви и преданности отчему дому. Такова идея, общая для песен, посвященных полетам в космос. Вслушиваясь в песни этих лет, нельзя не почувствовать свойственной им сосредоточенности, сочетания строгого мужества и полетности. В послед­ние годы неизмеримо увеличились сроки космических полетов. И песне велено выразить то, что так обостренно осознается в долгой разлуке с землей. Такими песнями стали «Мне приснился шум дождя» (Е. Дога — В. Лазарев), «Этот большой мир» (В. Чернышев — Р. Рождественский), «Притяженье земли» (Тухманов — Р. Рождественский). В начале 80-х годов тему кос­моса продолжила «Трава у дома» (В. Мигуля — А. Поперечный) написанная с ориентацией на стилистику вокально-инструмен­тальных групп.

Лирическое «я» заявляет о себе в разнообразных по стилю и настроениям песнях. Содержание множества из них не укладывается в привычные рамки жанров и тем. Вряд ли возможно, например, прямолинейное и однозначное толкование того, о чем поет одна из лучших лирических песен 70-х годов — «Надежда» (Пахмутова — Добронравов). Однако она мудро и тонко дает понять, сколь далек от беспечальности поиск душевной гармонии. Вечную устремленность человека к неизведанному олицетворяет «Маленький принц» (Таривердиев — Добронра­вов). Обостренное чувство природы, способной возвращать к истокам душевной чистоты, несут в себе песни «Эти летние дожди» (М. Минков — С. Кирсанов), «Яблони в цвету» (Е. Мартынов — И. Резник), «Лебединая верность» (Мартынов — А. Дементьев), «Белой акации гроздья душистые» (Бас­нер — Матусовский).

Песенная лирика 70-х годов словно настаивает: проверь свой душевный мир, свое неравнодушие к окружающему, свое небезразличие к тем, кто находится рядом. И это не случайно. Так откликается песня на проблему духовной разобщенности людей, неизбежно встающую в сложностях и противоречиях современной жизни, звучащую во многих книгах, спектаклях, кинофильмах современности.

Человек, стремящийся к гармонии в своих отношениях с окружающим миром... Среди авторов, чье творчество позволяет сделать вывод об этой направленности песенной лирики 70-х годов, выделяются композиторы М. Таривердиев, Д. Тухманов, В. Шаинский, Г. Гладков, В. Гаврилин, М. Минков, А. Зацепин, Е. Мартынов, А. Мажуков, поэты Л. Дербенев, М. Пляцковский, И. Шаферан, А. Поперечный, В. Харитонов, Л. Завальнюк, М. Танич.

Советский композитор Микаэл Таривердиев

Советский композитор Микаэл Леонович Таривердиев (1931—1996)

Тяготение к интеллектуализации песенных образов, вообще характерное для 70-х годов, с наибольшей очевидностью прояв­ляется в творчестве М. Таривердиева (р. 1931). Этому компози­тору принадлежит особое место среди мастеров песенного ис­кусства. Стремясь к расширению возможностей лирического высказывания, Таривердиев объединяет в своих сочинениях средства песенной эстрады и камерной вокальной музыки. Не­редко он обращается к выдающимся образцам современной оте­чественной поэзии. Мелодический стиль, отличающийся под­черкнутой декламационностыо, свидетельствует о пристальном внимании к деталям поэтического текста. Можно отметить, в частности, ту важную роль, которую играет пауза в ритмоинтонационной драматургии его песен и вокальных миниатюр. Все эти качества существуют в монологах на стихи М. Цветаевой («Мне нравится»), Поженяна («Я такое дерево»), Евтушенко («Со мною что-то происходит», «Ты уходишь, как поезд») и множестве других.

Уверенно и ярко заявил о себе в 70-е годы композитор Д. Тухманов (р. 1940). Его песни служат свидетельством творче­ского осмысления разнообразных стилей популярной музыки. Очевидна приверженность композитора к острым ритмам, бро­ской аранжировке. В песнях Тухманова можно встретить свое­образный сплав элементов рок-музыки или танцевального стиля «диско» с отечественной лирической песенностью. К числу удач, достигнутых композитором в этом направлении, относятся песни «Вечная весна» (стихи Шаферана), «Ваганты» (из средне­вековой поэзии), «Олимпиада-80» (стихи Р. Рождественского). Тухманову принадлежит первенство в создании песенных ком­позиций, предназначенных исключительно для жизни на звуко­вой дорожке. В 1971 году выпущена его пластинка с композици­ей «Как прекрасен этот мир». Высокое признание получила центральная песня — «Как прекрасен этот мир» (стихи Харито­нова). Ее музыкальный язык покоряет прозрачностью, филигранным плетением светлых мажорных интонаций. Здесь получает оригинальное преломление ладогармонический и структурный тип музыки, вошедший в современное слушательское сознание с творчеством выдающейся английской группы «Битлз». Единой образно-звуковой концепции подчинены и следующие композиции Тухманова, тоже предназначенные для пластинки, — «По волнам моей памяти» и «НЛО».

Разнообразно песенное творчество В. Шаинского. Многие из его песен, написанные для кино (часто к мультипликационным фильмам), прочно вошли в быт. Поют их от мала до велика. Хорошо знакомые всем Крокодил Гена, Чебурашка и другие существа — персонифицированные образы доверия, доброты и дружелюбности. Они призваны напомнить о тех проявлениях душевной щедрости и чуткости, что так часто оттесняются деловитостью современных человеческих взаимоотношений. Простые, но ничем не подменяемые истины — они в «Песенке Крокодила Гены» (стихи А. Тимофеевского), в песне «Улыбка» (стихи Пляцковского). За внешней бесхитростностью напевов «Песенки Крокодила Гены», «Улыбки», «Голубого вагона», «Вместе весело шагать» и других стоит точность интонационной работы, стройность формы.

Особую эстрадную разновидность солдатской лирики представляют песни Шаинского «Не плачь, девчонка» (стихи Хари­тонова), «Через две зимы» (стихи Пляцковского), «Идет солдат по городу» (стихи Танича). Они успешно совмещают функции как эстрадного, так и строевого жанра.

Состояние души, возникающее при созерцании картин при­роды и вслушивании в ее голоса, передают лирические песни Шаинского. Это широко популярные «Береза белая», «Дрозды», «Травы, травы», «На дальней станции сойду».

К содержанию

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНИ О ЛЮБВИ

Советский композитор Евгений Птичкин

Советский композитор Евгений Николаевич Птичкин (1930—1993) — авор музыки песни «Эхо любви»

Главенствующую роль в любовной лирике 70-х годов завоевали песни, которые передают не столько те или иные любовные перипетии, сколько отражают потребность че­ловека в осмыслении прекраснейшего из чувств. Это и сокро­венное, с оттенком трагизма «Эхо любви» (Птичкин — Р. Рож­дественский), и драматический монолог «Не отрекаются, любя» Минкова на стихи В. Тушновой, и гимническое воспевание мо­гущества любви «Мольба» (Журбин — Резник), или возвышен­ное и одновременно интимное обращение к любимой «Ночь в июле только шесть часов» (Фельцман — Гамзатов). Красота, одухотворенность и высокий музыкальный вкус присутствуют в песнях А. Мажукова «Ты снишься мне» (стихи Н. Шумакова), «Музыка любви» (стихи Поперечного). Секреты владения мажорными красками (в значительной ступени утерянные песен­ной лирикой последних десятилетий) обнаруживают жизнерадостные, захватывающие половодьем чувств песни Мажукова «Очень хорошо» (стихи Д. Усманова) и «Однажды» (стихи Рез­ника).

70-е годы принесли обширный пласт исповедальной лирики с темой женской судьбы. «А где найти такую песню» (Г. Пономаренко — М. Агашина) принадлежит к популярнейшим ее об­разцам. «Женскую лирику» представляют также бытовая зари­совка «Стою на полустаночке» (И. Катаев — Анчаров) и поэти­ческая метафора «Сладка ягода» (Птичкин — Р. Рождествен­ский).

Целомудренное откровение женского сердца — излюбленная образная сфера песен ленинградского композитора В. Гаврилина. Мелодический стиль этих песен опирается на различные пласты крестьянского и старинного городского фольклора, естественно сочетающихся с элементами современной эстрадной стилистики. «Песня девушки» («Сшей мне, мама, белое платье» на стихи А. Шульгина) предназначена для женского голоса без сопровождения. Тонкие приемы сцепления варьируемых попевок помогают ощутить чистую диатонику мелодической канвы. Признаки русской протяжной и причета органично совмещены здесь с типичной для эстрадно-бытового стиля современности триольной структурой мотивов. Перу Гаврилина принадлежат также монодии для женского голоса «Любовь останется» (стихи Б. Гершта), «Я не знаю», «Черемуха» (стихи О. Фокиной).

К содержанию

Советская песня в 1970-е годы. ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ

Свойственное песням 70-х и нача­ла 80-х годов обращение к социальным сторонам быта нередко окрашено юмором. Живой отклик слушателей вызвали песни композитора Э. Ханка и поэта Шаферана «То ли еще будет...», «Я у бабушки живу». Мишенью песенной сатиры не однажды становились печально знакомые всем «постулаты» потребительской философии. Свидетельством тому — песни из мультипли­кационных фильмов, в которых действуют аллегорические, ска­зочные персонажи. Например «Волшебник-недоучка» (Зацепин — Л. Дербенев), песни Гладкова на стихи Ю. Энтина из мультипликационного мюзикла «Голубой щенок» и др.

К содержанию

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНЯ В КИНО

Афиша кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Кинофильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (режиссёр Эльдар Рязанов). Афиша

Сохраняя тесные связи с кинематографом, песня приобрела в нем новые функции. Это произошло с утверждением через музыкально-поэтический ряд иносказания, подтекста, символики в современных кинолентах. Возникла за­кадровая песня. Не связанная впрямую с сюжетной канвой и действиями киногероев, она символически обобщала суть происходящего на экране. Такова, в частности, роль «титровых» песен из многосерийных телесериалов «Тени исчезают в пол­день» («Гляжу в озера синие» Афанасьева — Шаферана), «Сем­надцать мгновений весны» («Песня о мгновениях» и «Песня с далекой родине» Таривердиева — Р. Рождественского), документальной многосерийной ленты «Великая Отечественная война» («Березовые сны»В. Гевиксман — В. Фере).

Подчас именно музыкальный песенный ряд определяет син­тетичность жанрового облика художественной киноленты. Так, в телефильме «Ирония судьбы» (режиссер Э. Рязанов) с музыкой Таривердиева песни несут определенный психологический под­текст, вплетая в ткань комедийного повествования драматиче­ские элементы. Каждая из восьми песен этого фильма раскры­вает тему острого человеческого одиночества («Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной и др.)

Если в «Иронии судьбы» песни исполняются героями кино­ленты, то в фильме «Служебный роман» (режиссер Рязанов, композитор Петров) песни звучат за кадром. Эти своего рода монологи от автора («Со мною нет кого-то» — стихи Р. Бёрнса в переводе С. Маршака), «Нас в набитых трамваях качает» — стихи Евтушенко, «У природы нет плохой погоды» — стихи Э. Ря­занова и др.). Все они создают второй план киноповествования, контрапунктируя с сюжетными перипетиями и настроениями героев.

Лирическое в соседстве с пародией, фарсом, гротеском — такова стилистика целого ряда кинолент 70-х годов — начала 80-х годов. Ее точно отразили музыка и песни Зацепина («Брил­лиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Фанта­зии Веснухина», «31 июня»), Гладкова («Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Дульсинея Тобосская», «Сватовство гусара», «Двенадцать стульев»), А. Рыбникова («Буратино», «Красная шапочка»), М. Дунаевского («Мери Поппинс») и др.

К содержанию

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНЯ И ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ

ВИА «Самоцветы»

Виниловый диск с песнями вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». 1973 год

С появлени­ем вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) песенное творчество оказалось вовлеченным в орбиту всемирно распро­странившегося массового музыкального движения — рок-музыки. Вокально-инструментальные ансамбли явились первы­ми проводниками молодежной музыкальной культуры у нас в стране.

Не без помощи ВИА происходило приобщение мастеров пе­сенного жанра к современным течениям. Например, интонационный строй песни «Атомный век» обнаруживает явную заинтересованность композитора Островского возможностями биг-бита. Песня написана в 1966 году. Тогда же начинает свою дея­тельность на профессиональной концертной эстраде первый вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары». Зача­стую облик сочинений, исполняемых ВИА, отражал не только индивидуальный мелодический почерк того или иного компози­тора, но и творческую фантазию участников ансамбля, совмест­но работающих над аранжировками песен. Такова одна из луч­ших лирических песен этих лет — «Не повторяется такое никог­да» Туликова (стихи Пляцковского), известная в исполнении ансамбля «Самоцветы». Этот ансамбль интересно и своеобразно преломлял композиторский стиль Фрадкина, включая в свой репертуар такие песни композитора, как «Увезу тебя я в тундру», «Там за облаками» и др. Самое непосредственное уча­стие в рождении песни «Березовый сок» Баснера принимал бе­лорусский ансамбль «Песняры». Этому коллективу нередко до­веряет первое исполнение своих песен Пахмутова. Например, «Белоруссия», «Беловежская пуща». Для «Песняров» И. Лученок написал свои остродраматические сочинения «Хатынь», «Баллада о матери», «Памяти Виктора Хаары». С ансамблем «Верасы» постоянно сотрудничает Э. Ханок, с трио «Меридиан»Таривердиев.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Новости
Социальные сети
Смотрите также
Поделиться ссылкой
RSS

RSS — специальный формат, предназначенный для новостей и анонсов, который поддерживает большинство браузеров. Вы можете подписаться на rss-канал проекта «Песни советского человека», нажав на данную кнопку.