На данной странице представлена пятая часть очерка «Советская песня» российского музыковеда Л. И. Ивановой, посвящённая советским песням Великой Отечественной войны
Следующий этап советской песенной культуры — небольшой по протяженности, но чрезвычайно напряженный и значительный. Он определился временем Великой Отечественной войны. В эти годы песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.
Один из символов Великой Отечественной войны — плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»
В самом начале войны жанровый облик героико-патриотических песен тяготеет преимущественно к походно-строевым маршам и гимнам. Таковы «До свиданья, города и хаты» Блантера — Исаковского, «Песня защитников Москвы» Мокроусова — Суркова, «Песня смелых» Белого — Суркова и многие другие, воспевшие мужество и доблесть советского солдата.
Крутой поворот песни навстречу военной действительности произошел уже в июньские дни 1941 года. Откликнувшись на лозунг «Песня — фронту», композиторы и поэты мобилизуют свои творческие усилия. Песни пишутся в считанные дни и даже часы. Нередко это было так: сначала в одной или нескольких газетах печатались новые стихи, а вскоре композиторами сочинялась музыка. Среди созданных таким образом песен — лирико-героическая, концертного плана «Прощание» Т. Хренникова — Ф. Кравченко.
Набатным призывом, поднимающим народ на смертный бой с фашистскими захватчиками, зазвучал гимн «Священная война». Его авторы — композитор А. Александров и поэт Лебедев-Кумач. От начала до конца дышит это произведение страстной силой взволнованной человеческой речи. Песня передает и глубокий драматизм события, и героический подъем народа, и его волю к победе. Все эти чувства воплощены языком хорового плаката-воззвания, восходящего к гимническим традициям революции и гражданской войны. Способ прямого сопоставления тоники и III ступени напоминает о «Варшавянке», «Вы жертвою пали», «Смело мы в бой пойдем», «По долинам и по взгорьям». Размашистые ораторские фразы отчеканены кварто-квинтовыми рамками твердых, типично «солдатских» кадансов. Вместе с тем здесь присутствуют самобытные приметы русской лирической песни — характерное движение мелодии по звукам трезвучий от нижнего квинтового устоя к верхнему, с захватом VI минорной ступени. Важнейшая особенность этого гимна содержится в его трехдольной ритмической основе. Воплотившись в маршеобразном облике, поступательная энергия трехдольности наполнила музыку мощной сосредоточенной силой.
«Священная война» по праву считается песенной эмблемой Великой Отечественной войны. Впервые исполненная Краснознаменным ансамблем песни и пляски Советской Армии, она была подхвачена многочисленными солдатскими хорами, ансамблями, духовыми оркестрами. Множество раз она напутствовала бойцов, уходивших на фронт, а затем шла вместе с ними дорогами войны.
Многие из военных песен предназначались специально для различных родов войск. Нередко они были написаны непосредственно по заданию военного командования, а также при прохождении композиторами и поэтами воинской службы в рядах армии и флота, во время фронтовых командировок. Морской китель с гордостью носили поэт Лебедев-Кумач, композиторы-североморцы Б. Терентьев и Е. Жарковский, служивший на черноморском флоте Б. Мокроусов. Одна из известных воинских песен — «Морская гвардия» Милютина — Лебедева-Кумача — подлинно художественное произведение, вышедшее за рамки прикладного жанра походного марша. Атмосферу флотской среды военного времени воссоздает песня «Это в бой идут матросы» Терентьева — Н. Флерова и множество других, посвященных морякам. В духе морской романтики — суровый вальс — песня «Прощайте, скалистые горы» (Жарковский — Н. Букин).
Зачастую песни шли по следам горячих событий. Их темы черпались из сообщений печати, подсказывались участниками и очевидцами боевых эпизодов. Сюжетной основой для черноморской баллады «Заветный камень» (1943) послужила матросская легенда. Композитор Мокроусов и поэт Жаров узнали о ней из документального очерка. В песне «Заветный камень» преломляются не только песенные традиции, но и традиции русской классической музыки. Ее ритм родствен старым морским балладам («Раскинулось море широко»). А круто вздымающиеся и медленно опадающие широкие мелодические волны заставляют вспомнить о картинах морской стихии в музыке Римского-Корсакова, например в «Песне варяжского гостя» из оперы «Садко».
В героико-патриотических песнях нашла выражение тема партизанской борьбы. Лучшей из них признана «Ой, туманы мои, растуманы» Захарова и Исаковского, воплотившая поэзию народного сказа.
Образ туманов олицетворяет здесь народные бедствия. Мелодия, изложенная в подголосочно-хоровой фактуре, дышит суровым, сосредоточенным мужеством. Смена гармоний подчеркивает наиболее важные ударения текста. В многоголосную ткань протяжной лирико-эпической песни настойчиво проникает тяжелая поступь солдатского шага. Строгая диатоническая линия, прочерчивающая путь от побочных мажорных функций к минорной кульминации, завершается квартовым скачком плагального каданса, словно «уносящим» мелодию вдаль.
Эпический строй присущ и другой песне, посвященной партизанам. Это «Шумел сурово брянский лес» С. Каца — А. Софронова, одна из популярных песен о войне.
«Песня о Днепре» М. Фрадкина — Е. Долматовского — один из самых величественных песенных образов войны, рожденный поэтической параллелью — человек и природа. Могучая сила реки выступает олицетворением силы и гнева. В медленном маршеобразном движении мелодии явственно проступают черты протяжных украинских дум.
Патриотические темы развиваются также в песнях, посвященных защите важных военных рубежей, родных городов. К лучшим из них принадлежит лирико-героический гимн «Моя Москва» Дунаевского на слова С. Аграняна и М. Лисянского. Эта песня, созданная в 1942 году, осталась самым ярким сочинением Дунаевского в военный период. Творчество композитора в эти годы переживает заметный кризис. Жизнерадостные, светлые краски, составляющие выразительную особенность уникального почерка Дунаевского, разумеется, не могли получить естественного выхода в это суровое и трагическое время.
Военная пора выдвинула на передний план яркое лирическое дарование композитора В. Соловьева-Седого.
Советский композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907—1979)
24 июня 1941 года молодой композитор принес на радио солдатский вальс «Играй мой баян» (стихи Л. Давидович). Так началась известность Василия Павловича Соловьева-Седого (1907—1979), замечательного мастера советской песни. Одним из первых воплотил он в своих песнях портрет «коллективного лирического героя».
На протяжении военных лет в песнях Соловьева-Седого главенствует тема фронтовой дружбы. Первая из них — «Вечер на рейде» (стихи А. Чуркина) написана в 1941 году.
В сущности, она предвосхитила расцвет фронтовой лирики, начавшейся позже, уже в разгар войны. В один из тогда еще тихих ленинградских вечеров, работая на погрузке в порту, композитор задумал песню о моряках, покидающих родной город. Слова «Прощай, любимый город» возникли у него сами собой. Взяв эти слова за основу, Чуркин написал стихи. Задумчивая, исполненная благородства мелодия носит элегический характер. Принцип ее развития основан на контрасте широких восходящих ходов — все они берут начало от нижнего квинтового устоя — с общим нисходящим движением (октава, септима, секста). Тем ярче высвечена интонация ноны, венчающая кульминационный момент запева. Пунктирная фигурка, повторяющаяся на второй доле каждого такта, несет негромкое и одновременно настойчивое напоминание о маршевости. С долгими, частыми остановками разворачивается «говорящая» мелодия припева. Эта особенность песенного почерка Соловьева-Седого ярко проявилась и в других лирических песнях — «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк» (стихи Лебедева- Кумача), «Давно мы дома не были» (стихи Фатьянова) и особенно в «Соловьях». Напевная, широкого мелодического дыхания песня «Соловьи» (стихи Фатьянова) родилась уже на исходе войны. Эта неповторимая в своем роде солдатская колыбельная запечатлела один из кратких моментов солдатского отдыха — мечты о доме, навеянные весной и предощущением скорого окончания войны.
У истоков мелодического стиля Соловьева-Седого стоит песенная культура демократической интеллигенции и студенчества XIX века. Не менее близок ему интонационный круг песен фабричной городской окраины. Сближая между собой эти признаки, композитор сообщает своим мелодиям свободу импровизационного течения. Песни Соловьева-Седого трудно причислить к той или иной жанровой разновидности. Композитор почти не прибегает к использованию конкретных ритмоформул, связанных с моторикой маршевого или танцевального движения. Его мелодии скорее напоминают свободно льющуюся человеческую речь, в которой тем не менее всегда присутствует песенная периодичность, достигаемая четкой симметрией мотивных построений.
Композитор Соловьев-Седой и поэт Фатьянов связаны тесными узами совместного творчества. Лишь в годы войны (с 1942 года) ими написаны десятки песен о фронтовом товариществе, о том, что дорого для сердец, объединенных суровыми военными буднями. Тесный круг боевых друзей, поверяющих друг другу свои заветные думы, — это и есть «коллективный лирический герой», многогранно раскрывшийся в песнях Соловьева-Седого на слова Фатьянова и ряда других поэтов, в числе которых были Исаковский, Чуркин, Гусев и А. Прокофьев. О том, что неотъемлемым качеством такого героя является щедрый юмор, свидетельствует целый ряд шуточно-лирических песен Соловьева-Седого, таких, как «На солнечной поляночке», «Как за Камой за рекой», «Ничего не говорила» и другие. Веселая шутка, которой бойцы часто ободряли друг друга, помогала им пережить тяготы военных испытаний и горечь разлуки с близкими. Как здесь не вспомнить неунывающего Василия Тёркина, героя знаменитой поэмы А. Твардовского! Не случайно шуточные песни всегда звучат как веселые бытовые сценки с бодрыми, «подзадоривающими» интонациями-репликами. В мелодиях Соловьева-Седого подобные интонации становятся свидетельством неистощимой ритмической изобретательности. Ярчайшим ее примером служит песня «На солнечной поляночке» (стихи Фатьянова), где в запеве имитируются заливистые переборы тальянки, а в припеве словно слышится живой человеческий говор. Творчество Соловьева-Седого всеми своими гранями вписалось в атмосферу фронтового быта. В песенном наследии Великой Отечественной войны удельный вес лирики огромен. Потребность в ней возрастала тем больше, чем дальше вели солдата длинные дороги войны, надолго разлучившие его с отчим домом.
Советский композитор Анатолий Григорьевич Новиков (1896—1984
Прежде всего необходимо напомнить, что круг песен фронтового быта не исчерпывается сочинениями военного периода. Большое значение в песенном обиходе войны имели популярные песни довоенного времени, такие, как «Каховка», «Орленок», «Дан приказ ему на запад», «По военной дороге», «Тачанка» и др. С новой силой зазвучали воскрешающие боевое прошлое «По долинам и по взгорьям», «Там, вдали за рекой», а также старинные народные «Есть на Волге утес», «Песня о Ермаке», «Раскинулось море широко», «Варяг». В массовом народном творчестве широко бытовал принцип объединения популярных напевов прошлых лет с новыми текстами, приуроченными к военной повседневности. В мощный фольклорный поток влились многочисленные варианты «Синего платочка» Петерсбургского. Существует несколько сотен текстовых фольклорных вариантов всеми любимой «Катюши»12. Огромной популярностью пользовалась песня «Огонек». Ее история началась со стихотворения поэта Исаковского, опубликованного в газете «Правда» весной 1943 года. Многие композиторы — профессиональные и самодеятельные — предлагали свои варианты напева. Однако в жизни закрепился лишь один. Кто был его автором — об этом велось много споров — установить так и не удалось.
Разнообразны по содержанию и жанровым приметам многочисленные песни фронтового быта. Сердечные и задумчивые, одни отозвавшиеся болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах. К самым ранним из них относятся широко известные «Давай закурим» М. Табачникова и И. Френкеля, «Два Максима» С. Каца — В. Дыховичного.
Популярными были песни, по-новому преломлявшие традиции русской пляски, частушки, шуточной. В этом направлении незадолго до войны начал работать Анатолий Новиков. Его мастерски написанные жанровые сценки из солдатской жизни нередко содержат оживленный диалог. Здесь и откровенный разговор двух бойцов о делах сердечных («Вася-Василек») с удалым «резюме» хора, и плакатная сатирическая шутка «Самовары-самопалы» — написанные в 1940 году (обе на стихи Алымова), они стали украшением фронтового репертуара профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов. Это и задорная лирическая «Смуглянка» на стихи Шведова. Одной из привлекательных особенностей в песнях Новикова служит, выражаясь языком театральной терминологии, непринужденная «игра» темпоритма. Речь идет о характерных ритмических оттяжках, связанных с эмоционально-смысловым началом поэтического текста. Это замедленное скандирование слов, намеренно приторможенное движение на том или ином участке куплетной формы. Подобный момент возникает на грани песенных строф («Вася-Василек», «Смуглянка») с тем, чтобы ярче оттенить идущую вслед бойкую плясовую скороговорку. Такой штрих прекрасно выказывает темперамент и удаль песенных героев Новикова.
Заветные страницы в песенной эпопее войны принадлежат бытовой лирике. Высокую этическую нагрузку приняли на себя вечные темы любовной лирической песни, соотнесенные с жизненными ситуациями грозовой военной поры. Прощания и разлуки, ожидания встреч с любимыми воедино переплели личное и общее, интимное и гражданственное. Таковы «Землянка» Листова — Суркова (ритм скромного бытового вальса, тревожно устремленное восхождение интонаций, открывающих каждую новую фразу), «Темная ночь» Богословского — В. Агатова (тангообразный напев с взволнованной речевой пульсацией). В мечтательном кружении «Случайного вальса» (Фрадкин — Долматовский) разворачивается история одной из тех коротких встреч, которой суждено оставить светлый след в душе фронтовика. Рядом с песнями окопных будней в музыкально-поэтической летописи войны встали и те, что воспели дела трудового тыла. К лучшим из них принадлежит обаятельная, излучающая светлое мажорное сияние «Песня о фонарике» Шостаковича — Светлова. Ее, несомненно, можно назвать символом оптимизма и душевной стойкости гражданского населения нашей столицы. А в каждом северном городе принято было считать, что это о нем сложена лирико-частушечная песня «Есть на Севере хороший городок» (Хренников — Гусев). Известность получила также лирическая песня Н. Будашкина на стихи Г. Акулова «За дальнею околицей».
Советский композитор Матвей Исаакович Блантер (1903—1990)
Среди авторов самых популярных песен военной поры почетное место принадлежит композитору Матвею Исааковичу Блантеру (1903 —1990). В первые дни войны он написал походный солдатский марш «До свиданья, города и хаты». Три с лишним года спустя вестником победного шествия советского воина по городам Европы стала лирико-плясовая «Под звездами балканскими» (стихи Исаковского). В середине войны широко звучит «Моя любимая» на стихи Долматовского. К высоким образцам песенной классики военных лет принадлежит блантеровский вальс «В лесу прифронтовом» на стихи Исаковского (для солиста с хором). Отголоски двух других — старинных вальсов («Осенний сон» и «Воспоминание» А. Джойса) выступают здесь напоминанием о мирной жизни и о далекой любимой. Решимостью и твердостью веет от широких восходящих интонаций мажорного припева, словно подтверждающих мысль о том, что «дорога к ней ведет через войну».
Отчетливо передают победные настроения и мечту о скорой встрече с родными краями песни периода повсеместных наступлений советских войск, завершения Великой Отечественной войны: «Давно мы дома не были» Соловьева-Седого — Фатьянова, «Казаки в Берлине» Дм. и Дан. Покрассов — Ц. Солодаря.
В новогоднюю ночь 1 января 1944 года по радио впервые зазвучал Государственный Гимн Советского Союза. Его авторы — композитор А. В. Александров и поэты С. Михалков и Г. Эль-Регистан. Музыкальные корни этого торжественного, монументального сочинения, словно проходя сквозь пласты времен, ведут к европейским революционным гимнам (прежде всего «Интернационалу») и далее к старинным российским кантам и величальным песням.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.